Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:13, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является комплексное исследование теоретических и практических вопросов организации, методологии и методики учета и анализа реализации продукции и на основании этого разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации продукции и выявлению резервов увеличения данных показателей.
В условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь неизмеримо возрастает значимость менеджмента, управления экономикой и, прежде всего бухгалтерского учета. Правильно организованный учет и связанный с ним контроль являются важнейшими функциями управления деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, факторами успешного экономического и социального их развития, повышения эффективности использования экономического потенциала, собственного и заемного капитала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.
В таких условиях неопределенности и непредсказуемости развития экономики, усиления конкуренции умение проводить анализ хозяйственной деятельности организации и принимать обоснованные оптимальные управленческие решения являются необходимой предпосылкой успешного функционирования субъектов предпринимательской деятельности всех отраслей народного хозяйства и всех форм собственности.
Основная цель деятельности любой организации – получение прибыли. Это можно осуществить лишь посредством успешной экономической деятельности на рынке. Основным фактором, влияющим на прибыльность, является степень конкурентоспособности товаров. Для этого необходимо правильно организовать ценовую политику организации. Главным фактором, который влияет на цену товара, а также на величину прибыли и уровень рентабельности в условиях рыночных экономических отношений выступает уровень затрат на их реализацию.
В системе постановки бухгалтерского учета и анализа в организациях особое место занимает учет и анализ производства и реализации продукции, так как показатели производства и реализации продукции оказывают непосредственное влияние на формирование конечного финансового результата деятельности предприятия.
Процесс производства и реализации готовой продукции является последним этапом кругооборота средств организации, в результате которого появляется возможность произвести расчеты из полученной выручки с работниками организации, ее поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами и прочими кредиторами. Реализация продукции должна не только возместить произведенные затраты по их производству и сбыту, но и принести прибыль – основной источник расширения и модернизации производства.
Организация бухгалтерского учета процесса реализации во многом зависит от момента перехода права собственности на реализуемое имущество. Право собственности у приобретателя продукции по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Передачей признается вручение вещи покупателю, а также сдача перевозчику для отправки покупателю. По действующему законодательству все предприятия и хозяйственные организации Республики Беларусь должны вести учет в соответствии с общим принятым в стране подходом. Предприятия сами выбирают методы учета реализации продукции: по мере оплаты или по мере отгрузки.
Таким образом, показатели производства и реализации являются важнейшими показателями деятельности, от которых зависит величина прибыли, уровень рентабельности, финансовое положение организации, ее платежеспособность. В этом и заключается актуальность темы дипломной работы «Бухгалтерский учет и анализ продажи продукции» на примере СПК «Бродец» Березинского района Минской области.
Целью написания дипломной работы является комплексное исследование теоретических и практических вопросов организации, методологии и методики учета и анализа реализации продукции и на основании этого разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации продукции и выявлению резервов увеличения данных показателей.
Для достижения поставленной цели, используя исследовательские элементы (анализ, обобщение, сравнение), необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность процесса реализации готовой продукции;
- изучить теоретические аспекты учета реализации продукции;
- определить методы и приемы проведения экономического анализа реализации продукции;
- ознакомиться с документальным оформлением выпуска и реализации готовой продукции СПК «Бродец»;
- изучить организацию синтетического и аналитического учета в СПК «Бродец»;
- раскрыть учет расходов, связанных с реализацией готовой продукции;
- предложить направления совершенствования учета отгрузки и реализации готовой продукции;
- провести анализ динамики реализации продукции; ассортимента, качества и структуры продукции;
- проанализировать влияние факторов на процесс реализации продукции;
- выявить резервы повышения эффективности реализации готовой продукции.
Таким образом, предметом исследования данной работы является организация и методика учета и анализа реализации продукции как одного из объектов бухгалтерского учета и анализа.
Объектом исследования является СПК «Бродец» Березинского района Минской области.
Источниками информации для написания дипломной работы служат: учебная литература, законы и законодательные акты, нормативные документы, положения и инструкции, первичная документация, учетные регистры и бухгалтерская отчетность СПК «Бродец».
В условиях расширения внешнеэкономических связей и привлечения зарубежных инвестиций в Российскую Федерацию значительно возросла ответственность субъектов хозяйствования за достоверность отражения в учете показателей производства и реализации продукции (работ, услуг), оказывающих непосредственное влияние на формирование объективного финансового результата.
В современных условиях результатами производственного процесса организации являются готовая продукция, выполненные работы и оказанные услуги. Рассмотрим понятие готовой продукции (работ, услуг), их состав и оценку.
По мнению Н.И. Ладутько, изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и точно соответствуют ГОСТам, а при их отсутствии – техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции.
Выполненные работы и оказанные услуги на сторону включаются в объем произведенной продукции, если они приняты заказчиком и оформлены актами приемки.
Если в организации нет склада готовой продукции, то продукция включается в состав готовой по моменту ее отгрузки (отправки).
В случае, когда договором, условиями поставки предусмотрена приемка продукции на месте производства представителями заказчика, изделия считаются готовыми, если они приняты представителями заказчика и оформлены актом приемки.
Однако для включения готовых изделий в состав продукции имеет значение также время их сдачи из производящего цеха на склад. В отчетном месяце засчитываются в состав готовой продукции лишь те изделия, которые оформлены приемо-сдаточными документами и сданы на склад (заказчику) или отгружены до 24 часов последнего дня месяца. В случае же двухсменного режима работы, при котором вторая смена оканчивается после 24 часов, а также трехсменного, когда по графику первой считается утренняя смена, продукция учитывается в составе готовой продукции за отчетный месяц, если она выработана, принята в установленном порядке, сдана на склад (заказчику) и оформлена соответствующими документами до 8 часов утра первого числа следующего за отчетным периода (месяца).
Стоимость оборудования, инструментов и приспособлений своего производства, изготовленных для собственных нужд за счет средств на финансирование капитальных вложений, включается в объем продукции и в данные о производстве продукции в натуральном выражении по моменту их зачисления в основные средства данной организации.
Не подвергшаяся всем операциям, предусмотренным технологическим процессом обработки, продукция, а также изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки, не принятые в установленном порядке и не сданные на склад (заказчику) или отгруженные и не оформленные соответствующими документами, в состав объема производства не включаются и подлежат учету как незавершенное производство.
Готовая продукция по видом подразделяется на валовую, валовой оборот (валовой выпуск), реализованную (проданную), сравнимую и несравнимую.
валовая — полная стоимость законченных готовых изделий, выработанных организацией за отчетный период;
валовой выпуск — стоимость всех изделий, полуфабрикатов, выполненных работ и оказанных услуг, включая незавершенное производство;
реализованная (проданная) — валовая продукция за вычетом остатков готовой продукции, незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов и запасных частей собственной выработки;
сравнимая — продукция, которая производилась организацией и в предыдущем отчетном периоде;
несравнимая — продукция, которая в отчетном периоде производилась впервые.
Готовая продукция должна показываться в балансе по фактической производственной себестоимости, а при использовании для учета затрат на производство счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» - по нормативной (плановой) себестоимости.
Фактическую себестоимость готовой продукции, как правило, можно определить только по окончании отчетного периода (месяца). В течение отчетного периода постоянно происходит движение продукции (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация и т.п.), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. В текущем учете оценка готовой продукции может производиться по плановой себестоимости, или свободным отпускным ценам, или фактической себестоимости, или свободным розничным ценам, или фиксированным ценам. Эти цены называются учетными.
При учете готовых изделий в течение отчетного периода (месяца) по плановым, свободным отпускным, фиксированным и свободным розничным ценам отдельно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости этих изделий от их стоимости по учетным ценам. Указанные отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые фиксируются организацией, исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости с учетом инфляции.
Процент отклонений определяется по следующей формуле:
Х= [(О+О1)*100]/(Сп+Сп1),
где О – сумма отклонений на остаток готовой продукции на складе на начала отчетного периода (месяца);
О1 – сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного периода (месяца);
Сп – остаток готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца) по учетным ценам;
Сп1 – поступление на склад из производства готовой продукции в течение отчетного периода по учетным ценам.
Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция: экономия записывается красным сторно, а перерасход – дополнительной записью.
Готовые изделия, на которые цена в течение года снизилась, если они морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, оцениваются в бухгалтерском учете и отчетности на конец отчетного периода по цене возможной реализации с отнесением разницы в ценах на убытки.
Международными стандартами предусмотрено оценивать готовую продукцию по фактической производственной себестоимости, если последняя ниже возможных цен ее реализации. При снижении продажных рыночных цен готовая продукция в отчетном балансе отражается в ценах возможной реализации, а возникшая разница относится на результаты хозяйственной деятельности организации отчетного периода.
В настоящих условиях хозяйствования основное значение придается производству и реализации готовой продукции (работ, услуг) – важнейшим экономическим показателям работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности организации.
От объема производства и реализации продукции при прочих равных условиях зависит величина прибыли, уровень рентабельности, финансовое положение организации, ее платежеспособность и другие экономические показатели. Прибыль, полученная от реализации продукции – основной источник доходов, способствующий модернизации и расширению производства, дающий возможность произвести расчеты с работниками организации, ее поставщиками, бюджетом, внебюджетными фондами, прочими кредиторами. Поэтому в системе постановки бухгалтерского учета и анализа в организациях особое место занимает учет и анализ производства и реализации готовой продукции. В задачи учета реализации готовой продукции входят:
1 Контроль за выполнением договорных обязательств по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг;
2 Своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг); четкая организация расчетов с покупателями;
3 Своевременное предъявление покупателям расчетно-платежных документов и контроль за их оплатой;
4 Учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
5 Своевременное и достоверное определение финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет;