Учет и анализ реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:13, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является комплексное исследование теоретических и практических вопросов организации, методологии и методики учета и анализа реализации продукции и на основании этого разработка конкретных предложений по совершенствованию учета реализации продукции и выявлению резервов увеличения данных показателей.

Файлы: 1 файл

Учет и анализ реализации с.х продукции .doc

— 785.50 Кб (Скачать файл)

6 Выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Основными задачами анализа производства и реализации готовой продукции являются:

1 Систематический контроль за выполнением планов производства и реализации готовой продукции;

2 Анализ динамики производства и реализации продукции;

3 Определение влияния факторов на объем производства и реализации продукции;

4 Выявление резервов увеличения объема производства и реализации продукции;

5 Оценка работы организации по использованию возможностей увеличения объема производства и реализации продукции;

6 Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии предприятия, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат.

Синтетический учет готовой продукции, ее движения и реализации осуществляется на счетах:

43 «Готовая продукция»;

40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

20 «Основное производство»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

44 «Расходы на продажу»;

46 «Выполненные этапы незавершенного производства»;

45 «Товары отгруженные»;

90 «Продажи» (90.1 «Выручка»; 90.2 «Себестоимость», 90.3 «НДС»);

91 «Прочие доходы и расходы»;

99 «Прибыли и убытки»;

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Реализация продукции по договорам-поставкам – важнейший экономический показатель работы, который определяет эффективность хозяйственной деятельности предприятия. В объем продукции включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Процесс реализации продукции завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Для учета готовой продукции применяется одноименный счет 43 «Готовая продукция», по дебету которого отражается поступление готовой продукции из производства по данным ведомости выпуска готовой продукции. Ведомость составляется на основании первичных документов. Ведомость выпуска готовой продукции является основанием для отражения поступления продукции из производства по учетным ценам по счетам бухгалтерского учета:

Д 43 «Готовая продукция»;

К 20 «Основное производство».

По окончании учетного периода определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции по данным ведомости сводного учета затрат на производство и выявляются отклонения фактической производственной себестоимости готовой продукции от ее учетной цены. Так, если фактическая себестоимость меньше нормативной (плановой), то сумма выявленной экономии сторнируется по указанным выше счетам. Если имеет место превышение фактической себестоимости готовой продукции над нормативной (плановой), то на сумму этого превышения дается аналогичная дополнительная бухгалтерская запись.

В учетной политике организации может быть предусмотрено использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

По окончании отчетного периода определяется фактическая производственная себестоимость продукции, выпущенной из производства, и движение данной продукции отражается бухгалтерской записью:

Д 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

К 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживание производства и хозяйства».

Учетная политика организации предусматривает возможность оценки готовой продукции на одноименном счете по нормативной (плановой) себестоимости. При этих условиях выпуск продукции отражается бухгалтерской записью:

Д 43 «Готовая продукция»;

К 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Таким образом, счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» применяется для отражения выпуска продукции в различных оценках, что позволяет по окончании отчетного месяца выявить отклонения фактической производственной себестоимости продукции от нормативной (плановой).

По окончании отчетного периода счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается, данные переносятся на дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» независимо от того, совершались ли операции по отгрузке и реализации продукции. На сумму превышения нормативной себестоимости над фактической (экономия) дается сторнировочная запись:

Д 90.2 «Себестоимость продаж»;

К 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Сумма превышения фактической себестоимости над нормативной (плановой) – перерасход, отражается дополнительной записью:

Д 90.2 «Себестоимость продаж»;

К 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Применение сопоставляющего по своему характеру счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» позволяет получить информацию о величине отклонений фактической производственной себестоимости продукции от ее нормативной (плановой) себестоимости с различной степенью детализации (по группам однородных видов выпущенной продукции, отдельным ее наименованиям).

 

1.2. Учет отгрузки и продажи продукции

 

Продажа продукции и поступления от выполненных работ и услуг представляют собой завершающую стадию оборота средств любой организации.

Отгрузка (отпуск) продукции в порядке продажи (реализации) производится в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи как товаров через розничную торговлю.

В договорах на поставку готовых изделий указывают наименование, количество, ассортимент и качество поставляемой продукции (по маркам, видам, профилям и т.д.), цены, скидки, накидки, порядок расчетов, платежные и почтовые реквизиты поставщика и покупателя, а при необходимости и другие условия. Договоры заключаются с предприятиями-потребителями или посредническими организациями (снабженческо-сбытовыми, оптовой и розничной торговли и др.), как правило, на продолжительное время. Часть продукции может реализовываться через собственную торговую сеть организации (магазины, базы, торговые представительства). Если на месте продажи требуется дополнительная комплектация, подсортировка, упаковка или иная форма складской или предпродажной обработки продукции, условия компенсации соответствующих затрат предусматриваются в договоре. Комплексное снабжение потребителей (покупателей) осуществляется как со своих складов и баз, так и путем отгрузки продукции транзитом с участием или без участия посредников в расчетах.

В общепринятой практике договор поставки обычно содержит такие реквизиты, как наименование договора, обозначение договаривающихся сторон, характеристика предмета договора, цены и условия платежа, сроки исполнения обязательств и возможность одностороннего отказа от договора, условия упаковки, транспортировки, страхования, принципы перехода права собственности, непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, ответственность за продукцию, гарантии исполнения договорных обязательств, порядок возмещения убытков, общие условия заключения сделки, формальные требования при дополнениях к договору, соглашение о расходах и пошлинах, вытекающих из условий договора.

При экспорте продукции, помимо перечисленных условий, в договорах может быть предусмотрен момент перехода права владения, пользования и распоряжения продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели во время перемещения от продавца (поставщика) к покупателю (заказчику).

В качестве договаривающихся сторон могут выступать юридические и физические лица, при этом юридические лица (организации) должны быть представлены физическими лицами, действующими на основе устава или внесенными в общественные реестры (например, в торговый реестр).

Цена в договорах четко оговаривается и фиксируется цифрами. Оговаривается в договоре и вид валюты, риск, связанный с изменением валютного курса, сроки поставки продукции. Если эти сроки не установлены, то покупатель имеет право требовать поставки в любое время.

Невыполнение обязательств по договорам поставки продукции является нарушением предпринимательской этики и договорной дисциплины и влечет за собой имущественную ответственность предприятия-поставщика; ухудшается его финансовое положение, имидж, конкурентоспособность.

Бухгалтерия вместе со службой маркетинга (сбыта) призвана контролировать своевременность и полноту оплаты счетов покупателями, с тем чтобы организация могла выполнить все условия договоров поставки и реализации продукции.

Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке изделий иногороднему покупателю – день сдачи этих документов транспортным организациям или органам связи (почтовому отделению).

Оперативный учет отгрузки ведет служба сбыта в специальных карточках, журналах или книгах. При использовании ЭВМ составляют машинограмму ежедневной отгрузки продукции.

На отпускаемую продукцию выписывают приказ-накладную или другой документ (извещение об отправке, приказ на отпуск и т.п.), в которых указываются наименование, номенклатурный номер, сорт, размер, количество упаковок, изделий, наименование и адрес получателя. На основании документации о фактическом отпуске (отгрузке) выписывают в нескольких экземплярах платежное поручение. Один экземпляр с приложением транспортных документов передается (отправляется) покупателю для оплаты, а другой прикладывается к документам при передаче их в банк на инкассо. Если условием договора поставки является предварительная оплата продукции, покупатель переводит платежным поручением на счет поставщика причитающуюся сумму.

В расчетных документах указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номера счетов в обслуживающих банках, номер договора поставки, вид отправки, номер квитанции транспортной организации, сумму платежа. В сумму платежа входят кроме стоимости продукции по договорным ценам стоимость дополнительно оплачиваемой тары и упаковки, налоговые платежи с покупателя (НДС, акцизы), скидки и наценки, а также транспортные расходы, если они подлежат возмещению покупателями. Доставка продукции одногородним покупателям осуществляется, как правило, автомобильным транспортом. Иногородним потребителям продукция доставляется наиболее экономичным для поставщика и покупателя видом транспорта (железнодорожным, водным, автомобильным или авиационным).

В случае вывоза изделий автомобильным транспортом их погрузка производится силами и средствами поставщика или за его счет, а выгрузка продукции на складе покупателя – силами и средствами покупателя или за его счет. Стоимость тары включается в счет для оплаты, если договором поставки предусмотрено, что она оплачивается сверх цены на продукцию. Затраты на упаковку изделий обычно учитывают во внепроизводственных (коммерческих) расходах. Если готовая продукция отпускается на месте, т.е. со склада поставщика, получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза. Для вывоза готовой продукции с территории предприятия выписывается пропуск. В конце каждого дня доверенность и пропуска на отпущенную продукцию сдаются в бухгалтерию вместе с соответствующими документами.

Выписка расчетных документов на оплату отгруженной (отпущенной) продукции должна быть максимально полной и оперативной, поскольку от этого во многом зависят своевременность платежа от покупателей и величина ссуды под отгруженные товары. В большинстве случаев продукция учитывается как проданная с момента вывоза ее с территории предприятия.

Сделки по продаже продукции (работ, услуг) осуществляются организациями в соответствии с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ. К ним относятся договоры купли-продажи, поставки, мены, комиссии и др. Несмотря на многообразие формы договоров, в них обязательно должен быть сформулирован предмет договора – конкретные наименования и количество товаров или услуг, подлежащих реализации (ст. 455 ГК РФ), а также сроки и условия выполнения договора. Как показывает хозяйственная практика, цена товара представляет собой существенное условие любого договора.

Действующими нормативными актами установлено, что момент перехода права собственности наступает по мере отгрузки продукции, если договором не предусмотрено иное.

Операции по продаже продукции отражаются на счете 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.

Факт продажи продукции в результате ее отгрузки покупателям отражается бухгалтерской записью:

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

К 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка».

Указанная запись по счетам синтетического учета делается по итогам ведомости отгрузки и продаж продукции, в которой обобщаются сведения всех ведомостей, составленных по отдельным наименованиям продукции за отчетный месяц, а также по предъявлению покупателям расчетных документов к оплате. По итоговым данным ведомости отгрузки продукции за отчетный месяц производится запись на сумму НДС, причитающегося в бюджет:

Информация о работе Учет и анализ реализации продукции