Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность экономических субъектов в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их работы. Поскольку внеоборотные активы обеспечивают материально - техническую базу, влияют на эффективность производства и результаты финансово-хозяйственной деятельности в организации должен быть организован их действенный учёт.
Введение………………………………………………………………….………………3
Глава 1 Теоретические аспекты учета внеоборотных активов………………….……7
1.1 Понятие внеоборотных активов и их характеристика……………………….……7
1.2 Понятие, классификация и оценка основных средств………………………...…11
1.3 Учет внеоборотных активов в соответствии с МСФО………………………..…18
Глава 2 Учет наличия, движения и аудит внеоборотных активов на примере основных средств……………………………………………………………………....27
2.1 Первичная документация по движению основных средств…………….….……27
2.2 Учет поступления и выбытия основных средств……………………….…….….31
2.2.1 Учет поступления основных средств………………………………………..….31
2.2.2 Учет выбытия основных средств…………………………………………….…39
2.3 Учет амортизации основных средств………………………………………….…47
2.4 Порядок проведения инвентаризации основных средств…………………...….52
2.5 Аудит основных средств………….………………………………………………55
Глава 3 Анализ движения и эффективности использования основных средств…………………………………………………………………………………63
3.1 Анализ наличия, движения и структуры основных средств…………………...63
3.2 Анализ эффективности использования основных средств……………….…….74
Заключение.……………………………………………………………………………80
Список использованных источников…………………………………………….…..
Остаточная стоимость объекта основных средств формируется на счете 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчета на основании акта приемки-передачи объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) форма № ОС-1а списывается его первоначальная стоимость. Сумма начисленной амортизации продаваемого объекта отражается по кредиту счета 01, субсчет «Выбытие основных средств». Таким образом, на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
ООО «Галион» в мае 2004 года продало стеллаж складской. Его продажная стоимость составляет 14160 руб. в том числе НДС 2160 руб. Первоначальная стоимость этого объекта по данным бухгалтерского учета – 17600 руб. Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации, включая месяц продажи, составила 5866,56 руб. Договором купли-продажи предусмотрена доставка стеллажа складского за счет продавца. Стоимость доставки сторонним автотранспортом составила 295 руб., в том числе НДС 45 руб.
Бухгалтером ООО «Галион» были произведены следующие записи:
Дт 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» Кт 01 «Основные средства», субсчет «Собственные основные средства» 17600 руб. – списана первоначальная стоимость выбывшего объекта;
Дт 02 «Амортизация основных средств» Кт 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» 5866,56 руб. – списана сумма амортизации;
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 91-1 «Прочие доходы» - 14160 руб. – получена выручка от продажи витрины;
Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС» - 2160 руб. – начислен НДС по продаваемому объекту;
Дт 91-2 «Прочие расходы» Кт 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» - 11733,44 руб. (17600-5866,56) – списана остаточная стоимость стеллажа складского;
Дт 91-2 «Прочие расходы», Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 250 руб. (295-45) – отражены расходы по доставке покупателю приобретенного объекта основных средств;
Дт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 45 руб. – отражен НДС по оказанным услугам сторонней транспортной организацией по доставке стеллажа покупателю;
Дт 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кт 99 «Прибыли и убытки» - 16,56 руб. (14160-2160-11733,44 -250) – получена прибыль от продажи стеллажа.
27 мая 2004 года ООО «Галион» был продан компьютер за 17110 руб. (в т.ч. НДС 2610 руб.). Сумма начисленной амортизации составила 16803,76 руб. В этом случае корреспонденция выглядит следующим образом:
Д счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» К счета 91-1 «Прочие доходы» - поступила выручка за реализованную витрину – 17110 руб.;
Д счета 91-1 «Прочие доходы» К 68 «Расчеты по налогам и сборам» - начисление НДС по реализованной витрине – 2610 руб.
Остаточная стоимость выбывающего компьютера определяется на субсчете «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства»:
Д счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» К счета 01«Основные средства» - списывается первоначальная стоимость компьютера – 27813 руб.;
Д счета 02 «Амортизация основных средств» К счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» - списывается сумма амортизации, начисленная по компьютеру – 16803,76 руб.;
Д счета 91-2 «Прочие расходы» К счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» - списывается остаточная стоимость витрины – 11009,24 руб.
Д счета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» К 99 «Прибыли и убытки» - отражается прибыль от реализации компьютера - 3490,76 (17110-2610-11009,24) руб.
Согласно п.1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В рассматриваемой ситуации продавцом является организация- собственник объекта основных средств, покупателем - другое лицо (юридическое или физическое), приобретающее этот объект. Цена продажи основного средства устанавливается в соответствии с договором.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон. Согласно ст. 40 НК РФ цена продажи объекта основных средств, согласованная между продавцом и покупателем, является рыночной ценой, пока не доказано обратное.
Налоговые органы вправе проверить уровень цен по договору купли-продажи, если цена по договору отличается более чем на 20% в ту или иную сторону от уровня цен, по которым организация продает аналогичные товары. В этом случае для целей налогообложения организация должна использовать рыночный уровень цен на аналогичные товары в сопоставимых условиях.
Примерные сроки полезного использования объектов основных средств для всех групп определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.02 №1. После истечения срока полезного использования объекта основных средств и полного переноса его стоимости на себестоимость продукции (работ, услуг) начисление амортизации прекращается, и организация вправе списать основное средство с баланса.
4 мая 2004 г. организация принимает решение о списании с баланса прилавка балансовой стоимостью 13457 руб. Прилавок был приобретен и принят к учету в марте 1998 г.
Установлен период эксплуатации 6 лет или 72 месяца, норма амортизационных отчислений составляет 16,6 % годовых. В соответствии с п. 54 Методических указаний начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного переноса стоимости объекта, т.е. за тем месяцем, в котором сумма начисленного износа по объекту основных средств, стала равной его балансовой стоимости. Таким образом, вся стоимость объекта основных средств была перенесена на себестоимость продукции 30 апреля 2004 г., т.е. начисленный износ по объекту равен его балансовой стоимости и составляет 13457 руб. В учете списание компьютера отразится следующим образом:
Дт сч. 01 « Основные средства» субсч. «Выбытие основных средств», Кт сч. 01 «Основные средства»- 13457 руб. списана балансовая стоимость выбывшего объекта основных средств;
Дт сч. 02 «Амортизация основных средств», Кт сч. 01 « Основные средства», субсч. « Выбытие основных средств. - 13457 руб. списан начисленный износ по выбывшему объекту основных средств.
Выбытие объекта основных
средств после истечения срока
его полезного использования
с полностью начисленной
Списывая основные средства, которые морально устарели или физически изношены, организация несет операционные расходы. Расходами считаются остаточная стоимость основного средства, затраты по демонтажу, в том числе заработная плата рабочих, единый социальный налог и страховые взносы. Однако, ликвидируя основное средство, предприятие может получить и доход. В частности, к доходам относится стоимость материалов, полученных в результате демонтажа основных средств. Эти ценности приходуются по рыночной стоимости.
Стоимость материалов, которые получены в результате демонтажа основного средства, отражают по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы». По дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» приводят расходы от списания имущества.
Остаточная стоимость основного средства указывается на субсчете «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства». По дебету этого субсчета отражается первоначальная стоимость списываемого имущества, а по кредиту отражается сумма начисленной амортизации до выбытия. Обе эти суммы указываются с учетом переоценки.
ООО «Галион» 22 июня 2004 года решило списать лазерный принтер, поскольку он вышел из строя и не подлежал восстановлению. Изучив заключение специалистов, и осмотрев принтер, комиссия приняла решение о досрочном списании лазерного принтера. Поэтому был составлен акт на списание объекта основного средства (форма ОС-4).
В акте было указано: первоначальная стоимость лазерного принтера по данным бухгалтерского учета составляет 8261 рублей. Сумма начисленной амортизации равна 4990,90 рублей.
Списав лазерный принтер, ООО «Галион» получило запасные части, пригодные для ремонта других принтеров. Стоимость запасных частей равна 1500 рублей. В бухгалтерском учете делают следующие записи:
Дт 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кт 01 субсчет «Собственные основные средства» – 8261 руб. - списана первоначальная стоимость лазерного принтера;
Дт 02 «Амортизация основных средств» Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 4990,90 рублей – списана сумма начисленной амортизации;
Дт 91 субсчет «Прочие расходы» Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» - 3270,10 рублей (8261-4990,90) – списана остаточная стоимость лазерного принтера;
Дт 10 «Материалы» Кт 91 субсчет «Прочие доходы» - 1500 рублей – оприходованы по рыночной стоимости запасные части.
В конечном результате проведенной операции по списанию лазерного принтера предприятие получило убыток в размере 1770,10 рублей.
В налоговом учете в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ расходы на ликвидацию основного средства являются внереализационными. К таким расходам относится остаточная стоимость основного средства, а также средства, потраченные на его демонтаж.
При списании имущества могут возникнуть и доходы, которые учитываются при расчете налога на прибыль. Согласно п.13 ст.250 Налогового кодекса РФ, стоимость материалов, которые получены при ликвидации основного средства, включаются в состав внереализационных доходов.
При безвозмездной передаче основных средств в бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими проводками:
Дт 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кт 01 – списана первоначальная стоимость объекта основных средств;
Дт 02 «Амортизация основных средств» Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» – списана сумма начисленной амортизации;
Дт 91-2 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость объекта основных средств;
Дт 91-2 Кт 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС, исходя из рыночной стоимости объекта основных средств, и объект передан получателю;
Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 91-9 - отражен убыток от безвозмездной передачи (по итогам отчетного периода).
Если организация вносит в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия объект основных средств, то в бухгалтерском учете проводят следующие проводки:
Дт 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кт 01 – списана первоначальная стоимость объекта основных средств;
Дт 02 Кт 01 субсчет 01 «Выбытие основных средств» – списана сумма начисленной амортизации;
Дт 58-1 «Финансовые вложения» Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» – отражена передача объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал (по остаточной стоимости).
Если ранее при приобретении данного основного средства НДС, выплаченный поставщику, был принят к вычету согласно ст. 171 НК РФ, то при передаче этого объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал, соответствующие суммы налога следует восстановить к уплате в бюджет согласно ст. 170 НК РФ.
Д 91-2 К 68 - восстановлена к уплате в бюджет часть ранее принятой к вычету суммы НДС, соответствующая недоамортизированной части данного объекта.
Если стоимость объекта основных средств, согласованная учредителями, больше его остаточной стоимости, тогда должны сделать проводку:
Дт 58-1 Кт 91-1 – отражено превышение стоимости объекта основных средств, согласованной учредителями, над его остаточной стоимостью (прибыль).
Если же стоимость объекта основных средств, согласованной учредителями, меньше его остаточной стоимости, проводка будет такой:
Дт 91-2 Кт 58-1 - отражено превышение остаточной стоимости объекта основных средств над стоимостью, согласованной учредителями (убыток).
Передача имущества в уставный капитал другой организации не является реализацией и, следовательно, НДС не облагается [2].
Убыток от передачи объекта
основных средств в уставный капитал
другого предприятия
Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
2.3 Учет амортизации основных средств
В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои технические свойства и качества – изнашиваются. Любые объекты, входящие в состав основных средств, кроме земли, подвержены физическому и моральному износу, то есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность. Это значит, что они не могут выполнять свои функции из-за технических причин или экономической невыгодности. На темпы физического износа влияют следующие факторы:
1) условия эксплуатации и хранения основных средств;
2) степень защиты от воздействия внешней среды;
3) качество оборудования;
4) квалифицированность персонала.
Физический износ можно частично восстановить, произведя ремонт, реконструируя и модернизируя основные средства. Однако со временем затраты на ремонт не окупаются, становятся бесполезными. В итоге, под воздействием производственного процесса и внешней среды основные средства изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа по установленным нормам. Денежное выражение уменьшения первоначальной стоимости объектами основных средств своих физических и технико-экономических качеств при их использовании называется амортизация. Иными словами, амортизация - это процесс накопления денежных средств на замену ветшающих объектов путем включения амортизационных отчислений в издержки производства.
В ООО «Галион» первоначальная стоимость объекта основных средств для расчета амортизации определяется в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов. Изменение первоначальной стоимости амортизируемого имущества предусмотрено только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным случаям.
Информация о работе Учет и анализ внеоборотных активов на примере ООО «Галион»