Учет и анализ внеоборотных активов на примере ООО «Галион»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность экономических субъектов в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их работы. Поскольку внеоборотные активы обеспечивают материально - техническую базу, влияют на эффективность производства и результаты финансово-хозяйственной деятельности в организации должен быть организован их действенный учёт.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………………3
Глава 1 Теоретические аспекты учета внеоборотных активов………………….……7
1.1 Понятие внеоборотных активов и их характеристика……………………….……7
1.2 Понятие, классификация и оценка основных средств………………………...…11
1.3 Учет внеоборотных активов в соответствии с МСФО………………………..…18
Глава 2 Учет наличия, движения и аудит внеоборотных активов на примере основных средств……………………………………………………………………....27
2.1 Первичная документация по движению основных средств…………….….……27
2.2 Учет поступления и выбытия основных средств……………………….…….….31
2.2.1 Учет поступления основных средств………………………………………..….31
2.2.2 Учет выбытия основных средств…………………………………………….…39
2.3 Учет амортизации основных средств………………………………………….…47
2.4 Порядок проведения инвентаризации основных средств…………………...….52
2.5 Аудит основных средств………….………………………………………………55
Глава 3 Анализ движения и эффективности использования основных средств…………………………………………………………………………………63
3.1 Анализ наличия, движения и структуры основных средств…………………...63
3.2 Анализ эффективности использования основных средств……………….…….74
Заключение.……………………………………………………………………………80
Список использованных источников…………………………………………….…..

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 131.32 Кб (Скачать файл)

Оценка состояния организации  синтетического и аналитического учета  основных средств в бухгалтерии организации и по материально ответственным лицам, в местах эксплуатации основных средств (цехах, отделах, службах). Причем как собственных основных средств, так и арендованных.

Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по собственным  и долгосрочно арендуемым основным средствам, так как это связано  с формированием себестоимости  реализуемой продукции (работ, услуг) и в конечном итоге - с финансовым результатом организации, что влияет на взаимоотношении организации  с бюджетом по налогу на прибыль.

Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и  выбытием основных средств, их арендой  у физических и юридических лиц, проверка результатов произведенной  переоценки основных средств, проверка учета капитальных вложений.

Анализ в необходимых  случаях, если это предусмотрено  условиями заключенного договора, использования  организацией основных средств по времени  и мощности с учетом специфики  производственной деятельности. 

 Эти основные вопросы  аудитор изучает, дает им оценку, высказывает суждение в аудиторском  заключении и делает предложения  по выявленным нарушения и  отступлениям от установленных  правил учета.

При проведении аудита основных средств изучается ведение аналитического учета, достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям по начислению амортизации.

Состав  и структура основных средств изучается по данным инвентарных описей и карточек, устанавливается, правильно ли осуществляется классификация основных средств исходя из срока эксплуатации.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислении, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне  инвентарных карточек указывают  сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и  модернизации объекта, выполненных  ремонтных работах, а также краткую  индивидуальную характеристику объекта. С целью контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учету основных средств с указанием номера инвентарной карточки, инвентарного номера объекта и его названия.

Аудитор проверяет, правильно  ли заполнены инвентарные карточки и сравнивает  информацию, отраженную в  карточках с первичными документами (актами приемки – передачи, техническими паспортами и др.). Проводится проверка заключения договоров о материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств.

Определяется группа основных средств, по которым закончился срок эксплуатации или которые находятся  на консервации. Перечень этих объектов заносится в рабочие документы  аудитора. Затем осуществляется визуальный контроль в местах эксплуатации.

Аудитором проверяется, соответствующим  ли образом проводится инвентаризация основных средств, не нарушаются ли сроки  ее проведения.

Инвентаризация в организации  проводится в целях обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор уточняет дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств  не проводилась более 2-3 лет, то аудитор  может потребовать ее проведение, что позволит более качественно  провести последовательную проверку и  уменьшить аудиторский риск. Аудитор  может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением  за ее проведением. Следующим этапом проводится сравнение описи инвентарных  карточек с инвентарным списком  и фактическим наличием основных средств. Рекомендуется убедиться  в наличии наиболее дорогостоящих  предметов. Часть имущества может  отсутствовать, в этом случае  проверяется, по каким документам, кому и когда оно передано.

При проведении аудита поступления основных средств осуществляется проверка документального оформления операций по движению основных средств, особое внимание обращается на соблюдение законодательства при покупке основных средств.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая  руководителем организации. Для  оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт  о приеме – передаче основных средств (форма ОС-1) на каждый объект в отдельности. В актах указывают наименование объекта, постройки (выпуска), краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, дату ввода в эксплуатацию. Акт утверждает руководитель организации.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость.

Учет затрат по приобретению должен вестись раздельно пообъектно, а не обезличенно в целом по организации. Аудитор проверяет, не включались ли в общем случае в стоимость основных средств общехозяйственные расходы. Если первичными документами подтверждается, что те или иные расходы непосредственно связаны с приобретением основных средств, то они должны быть включены в стоимость приобретенного имущества.

Аудитор должен подтвердить  право собственности на приобретенные  объекты. Для этого исследуется  информация договоров купли –  продажи, счета – фактуры и  др.

При формальном контроле счетов – фактур на приобретаемые основные средства, актов приемки – передачи основных средств определяются неверно  указанные или незаполненные  реквизиты. При арифметическом контроле подтверждается достоверность показателей, полученных в результате расчетов. Своевременность отражения на счетах подтверждается при сравнении дат  счетов – фактур, накладных с  датами в актах приемки – передачи основных средств, в регистрах аналитического учета.

Так же проводится проверка правильности оприходования основных средств. Полноту и своевременность  оприходования основных средств  устанавливают путем сопоставления  даты оприходования по счету 01 “Основные  средства” с датами указанными в  первичных документах. Несвоевременное  оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности организации.

Если в первичных учетных  документах НДС выделен отдельной  строкой, он подлежит возмещению в общеустановленном  порядке, в противном случае НДС включается в первоначальную стоимость и возмещению из бюджета не подлежит. Возмещение НДС из бюджета возможно, если основные средства оплачены поставщику и введены в эксплуатацию.

При проведении аудита выбытия основных средств проводится проверка соблюдения законодательства при продаже, ликвидации, о также взносе основных средств в уставной капитал других организаций. Проверяются соответствие документов типовым формам, правильность заполнения реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписи руководителя. Операции по ликвидации основных средств оформляются актом на списание основных средств (форма ОС-4), в котором указывается техническое состояние и причина ликвидации объекта, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты по ликвидации, стоимость материальных ценностей, полученных при ликвидации, результат от ликвидации. Если списываются основные средства, срок использования которых не истек, то проверяют наличие заключения комиссии, принявшей решение о ликвидации объекта.

При реализации основных средств  на сторону необходимо убедиться, что  на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный  документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и  сделать встречную проверку.

При продаже основных средств  аудитор обращает внимание на правильность списания остаточной стоимости основных средств и формирование финансового  результата от их реализации. В случае реализации основных средств организация  должна перечислить в бюджет НДС  в порядке, установленном законодательством, кроме отдельных предусмотренных  случаев. При определении прибыли  от реализации основных средств учитывается  разница между продажной ценой  и остаточной стоимостью этих фондов и имущества.

Приступая к проверке затрат на аренду основных средств, необходимо изучить договоры, счета – фактуры, платежные документы и определить вид аренды. Если арендатор заключил договор текущей аренды с юридическим  лицом, то сумма арендной платы включается в себестоимость продукции.

Важным этапом аудиторской  проверки является подтверждение начисленного организацией амортизации и правильности ее отражения в бухгалтерском  учете.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

1) линейный способ;

2) способ уменьшаемого  остатка;

3) способ описания стоимости  по сумме чисел лет срока  полезного использования;

4) способ списания стоимости  пропорционального объему продукции  (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего его срока полезного использования.

Аудитор проверяет начисление амортизации по каждому объекту  основных средств, выявляет достоверность  отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленной амортизации.

Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизируемого имущества. Для этого необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.

Амортизация основных средств  начисляется ежемесячно исходя из установленных  согласно действующему законодательству норм амортизационных отчислений на полное их восстановление. Амортизация  начисляется с момента ввода  объекта в эксплуатацию и до его  выбытия. Основные средства включают в  состав амортизируемого имущества  с 1-го числа месяца, следующего тем  месяцем, в котором они были введены  в эксплуатацию. Амортизация на выбывший объект основных средств начисляется  даже в том случае, если этот объект был списан с баланса предприятия  в середине месяца. Величина амортизации  объектов исчисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из их первоначальной стоимости и срока полезного  использования (но не более срока  деятельности предприятия).

При проверке начисления амортизации  по отдельному объекту аудитор определяет перечень проверяемых основных средств. В эту группу включают основные средства различных классификационных групп, эксплуатируемые в различных  подразделениях, находящихся у различных  материально – ответственных  лиц. Затем сверяются суммы, принимаемые  для расчета амортизации, суммы  первоначальной или восстановительной  стоимости, указанные в инвентарных  карточках.

При проверке начисления амортизации  за месяц сравниваются суммы начисленной  амортизации за предыдущий период и  отчетный. Подтверждается первоначальная  и восстановительная стоимость основных средств, поступивших в прошлом отчетном периоде и выбывших в прошлом отчетном периоде.  Затем проводится арифметический контроль амортизации за текущий месяц. При этом к сумме амортизации за предыдущий период добавляют амортизацию по поступившим в прошлом месяце основных средств и вычитают амортизацию по выбывшим в прошлом месяце основным средствам.

При обнаружении ошибки необходимо довести данный факт до сведения клиента, предложить исправить ошибки и внести исправления в отчетные формы. Для  проверки правильности отнесения амортизации  по счетам затрат или в других источниках следует установить к какому виду относятся основные средства: производственного  или непроизводственного назначения.

Аудитором проверяется, не продолжается ли начисление амортизации по объектам с истекшими сроками полезного  использования в целях умышленного  занижения конечного финансового  результата, существует ли неправомерное  использование механизма ускоренной амортизации.

При проведении аудита переоценки основных средств, проверяется правильность расчетов переоценки и сроки ее проведения.

Коммерческая организация  имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или  частично объекты основных средств  по восстановительной стоимости  путем индексации (с применением  индекса дефлятора) или прямого  пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Поэтому необходимо проверить документальное подтверждение  рыночных цен и правильность использования  индексов при индексном методе. Аудитору стоит обратить внимание на правильность бухгалтерских проводок, отражающих операции по переоценке.

После окончания проверки аудитор составляет отчетный документ, обязательными регистрами которого являются: название организации, проверяемый  период, фамилия, имя, отчество аудитора, его подпись, дата составления документа.

 

ГЛАВА 3 Анализ движения и эффективности использования  
       основных средств

Одним из важнейших факторов увеличения объема продаж на торговых предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом  количестве и ассортименте и боле полное и эффективное их использование.

Задачи анализа – определить обеспеченность предприятия основными  фондами и уровень их использования  по обобщающим и частным показателям; установить причины изменения их уровня; рассчитать влияние использования  основных фондов на объем продаж и  другие показатели; изучить степень  использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить  резервы повышения эффективности  использования основных средств.

 

3.1 Анализ наличия,  движения и структуры основных  средств 

Анализ начинается с изучения объема основных средств, их движения и структуры. Основные фонды торгового  предприятия делятся на: производственные и непроизводственные. Производственную мощность предприятия определяют основные производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности использования основных фондов на основе оптимизации их структуры. Большой интерес при этом представляет соотношение активной и пассивной частей, так как от их сочетания во многом зависят фондоотдача, фондорентабельность и финансовое состояние предприятия.

Информация о работе Учет и анализ внеоборотных активов на примере ООО «Галион»