Учет и аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:13, дипломная работа

Описание работы

Производственно - хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и материальных условий процесса труда

Файлы: 1 файл

димпом учет и аудит ОС.docx

— 150.71 Кб (Скачать файл)

60 шт. : 2000 шт. x 240 000 руб. = 7200 руб.

В дальнейшем амортизацию по линии начисляют в аналогичном порядке.

Выбор метода амортизации остается за руководством АПКФ ЗАО «Таремское».

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аудит основных средств в АПФК ЗАО «Таремское»

3.1 Задачи и организация аудита основных средств

 

Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:

-  обеспечения  контроля за наличием и сохранностью  основных средств; 

- правильности  отнесения предметов к основным  средствам, их группировки по  классификации, принадлежности и  характеру участия в производственном  процессе;

-   правильности оценки основных  средств в учете;

- правильности  оформления и отражения в учете  операций по поступлению и  выбытию основных средств;

-  правильности  начисления и отражения в учете  амортизации и ремонтов основных  средств;

-   правильности и эффективности  использования основных средств;

-  правильности  отражения данных о наличии  и движении основных средств  в бухгалтерском учете и отчетности. [22. C.117].

Учитывая  эти задачи, необходимо проверить:

- приняты  ли меры по обеспечению сохранности  основных средств (назначены ли  приказом руководителя материально  ответственные лица, отвечающие  за сохранность основных средств;  заключены ли с ними договора  о полной индивидуальной материальной  ответственности);

- соответствуют   ли должности материально ответственных  лиц Перечню должностей и работ,  замещаемых и выполняемых работ,  с которыми предприятие может  заключать письменные договора  о полной индивидуальной материальной  ответственности, утвержденному  Госкомтруда 28.12.1977 г. № 447/24;

- созданы  ли материально ответственным  лицам условия для обеспечения  сохранности материальных ценностей,  имеются ли закрываемые и охраняемые  помещения для хранения, шкафы,  сейфы и т.п.;

- оборудованы  ли помещения пожарно-охранной  сигнализацией;

- организован  ли порядок оформления документов  в случае вывоза материальных  ценностей с территории предприятия;

- назначена  ли приказом руководителя постоянно  действующая комиссия по операциям  с основными средствами;

- проводились  ли инвентаризация и выборочные  проверки, нанесены ли инвентарные  номера на объекты основных  средств. [37. C.36].

При проведении аудиторской проверки учета основных средств, прежде всего, необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные  карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.

Отдельно  следует проверить состояние  учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого  аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 «Основные  средства», регулярность  взаимной сверки данных бухгалтерского учета.

Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне  перемещение и др.

Проверка  правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или  выборочной.

Важным  моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное  проведение их инвентаризации. Аудитор  проверяет, как была проведена последняя  инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор  может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно  провести последующую проверку и  уменьшить аудиторский риск.

Синтетический учет движения основных средств и их амортизации ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1.Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф. 5).

При расхождении  между данными аналитического и  синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных  лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

Особо тщательно  надо проверить полноту и своевременность  проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи  и приложенные к ним протоколы  заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости  результатов последней инвентаризации, решения руководства организации  по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая  проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько  можно доверять результатам внутреннего  контроля, чтобы скорректировать  аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.

В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной  инвентаризации или, хотя бы, осмотра  отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто  используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.

«Учет движения основных средств оформляется унифицированными документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов». При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

- при передаче  основного средства в качестве  взноса в Уставный капитал  должен быть приведен их перечень, где указывают первоначальную  стоимость, амортизацию и цену  соглашения при передаче. К перечню  должны быть подложены вторые  экземпляры Актов приема-передачи, заверенные печатью передающей  стороны и вся техническая  документация на передаваемые  объекты;

-  при  приобретении основного средства  у физического лица должен  быть оформлен договор купли-продажи  с указанием первоначальной стоимости,  износа и цены приобретения;

-  при  приобретения объектов основных  средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарной  карточке должна быть вписана  расшифровка – перечень отдельных  предметов, входящих в комплект;

- при  приобретении объектов основных  средств за иностранную валюту  первоначальная стоимость объекта  должна учитываться по пересчитанному  курсу в рублях на момент  приобретения;

- объекты  капстроительства, находящиеся во  временной эксплуатации, до ввода  их в постоянную эксплуатацию  не включаются в состав основных  средств, а учитываются как  незавершенные капвложения (сч. 08);

-  объекты  основных средств, принятых в  эксплуатацию на условиях текущей  аренды, учитываются на забалансовом  счете 001;

- при  продаже основных средств должна  быть установлена рыночная стоимость;

-  при  безвозмездной передаче основных  средств подлежат обложению НДС;

-  для  определения непригодности основных  средств, невозможности или неэффективности  проведения их восстановительного  ремонта, а также для оформления  необходимой документации по  списанию на предприятии приказом  руководителя должна быть создана  постоянно действующая комиссия;

- если  оборудование списывают в связи  со строительством новых, расширением,  реконструкцией и техническим  перевооружением действующих предприятий,  цехов и других объектов, то  перечень этого оборудования  должен быть указан в плане  расширения, реконструкции и технического  перевооружения действующих предприятий;

-   все детали, узлы и агрегаты  от разборки и демонтажа оборудования, годные для дальнейшего использования,  должны быть оприходованы по  бухучету на Дебете счета 10 с Кредита  счета 91;

-  детали  и узлы, содержащие драгметаллы,  должны быть учтены отдельно  с целью сдачи их в переработку  для извлечения драгметаллов».  [25. С.57].

При проверке операций по поступлению основных средств  необходимо установить, обоснованно  ли экономически строительство тех  или иных объектов, включено ли оно  в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется  ли в полном объеме проектно-сметная  документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность  оприходования поступивших в  хозяйство основных средств, а также  правильность документального оформления и реальность их оценки.

Полноту и своевременность оприходования  основных средств устанавливают  путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 «Основные  средства», 08 «Капитальные вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  и др.

Источниками таких данных являются акты приемки-передачи основных средств (ОС-1); накладные на внутрихозяйственные помещения (ОС-2), акты приемки-сдачи отремонтированных  объектов (ОС-3), инвентаризационные описи; инвентарные карточки, ведомости  и др.

При проверке поступления основных средств в  порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих  двусторонних актов приемки-передачи указанных объектов, их техническое  состояние и своевременность  оприходования и закрепления  за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки  зрения целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления  и полноты оприходования таких  объектов на балансовый учет.

Практика  аудиторских проверок показывает, что  основные нарушения и ошибки допускаются  при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что. в  отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого  первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются  накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут  служит основанием для оприходования  и введения в эксплуатацию этих средств.

Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта  основных средств должны быть оформлены  актом приемки-передачи основных средств (ОС-1). Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации и  возмещения уплаченного поставщикам  налога на добавленную стоимость  по основным средствам. Разумеется, НДС  должен быть выделен отдельной строкой  в расчетно-платежных документах. Отсюда следует вывод, что несвоевременное  оприходование основных средств  влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности организации, а также увеличение платежей в  бюджет по НДС в данном периоде.

Отдельно  следует проверить операции по оприходованию  полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.

При проверке строительства и приобретения основных средств необходимо установить:

- ведется  ли аналитический учет по счету  08 «Капитальные вложения»; 

- ведутся  ли субсчета по счету 08 и  соответствуют ли они плану  счетов;

- куда  относятся затраты по капитальному  строительству; 

- как  оформляется ввод в эксплуатацию  основных средств; 

- облагаются  ли налогом на добавленную  стоимость затраты по строительно-монтажным  работам, выполненным хозяйственным  способом (дебет счета 08 и кредит  счета 68). [25. С.61] .

При проверке операций по реализации и выбытию  основных средств надо выяснить, проводились  ли эти операции по счету 91 «Прочие  доходы и расходы». Известно, что  по дебету счета 91 отражаются стоимость  выбывающих основных фондов, расходы, связанные с выбытием (снос и разборка зданий, демонтаж станков и оборудования, транспортные расходы и др.). На кредит счета 91 относится: выручка от реализации основных средств, стоимость материальных ценностей по рыночной стоимости. Дебетовое (убыток) или кредитовое (прибыль) сальдо по счету 91 должно быть списано на счет 99 «Прибыли и убытки».

Необходимо  обратить внимание на то, как производилась  безвозмездная передача основных средств. Начиная с 1 января 1995 г. при безвозмездной передаче основных средств и иного имущества выявленный финансовый результат относится на собственные источники средств предприятия .

Важной  задачей контроля по учету основных средств является проверка правильности начисления амортизации. Важно установить правильность отнесения основных средств  к соответствующей группе амортизационных  отчислений. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, в ред.  от 24.02.2009 №165.

Информация о работе Учет и аудит основных средств