Учет и аудит основных средств. Предприятие филиал АО «Локомотив» Защитинское эксплуатационное депо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Производственно-хозяйственная деятельность любого предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и основных средств.
Средства труда станки, рабочие машины, приборы и устройства, вычислительная техника, инструменты, инвентарь и т.п., а материальные условия процесса труда производственные здания, сооружения, транспортные средства и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1 Методологическое обоснование учета основных средств(20-25)………7
1.1 Характеристика основных средств……………………………………..7
1.2 Оценка и переоценка основных средств………………………………10
1.3 Последующие затраты…………………………………………………...16
1.4 Учет поступления, выбытия и реализация основных средств……….17
1.5 Инвентаризация основных средств (обеспечение сохранности ос)25
1.6 Амортизация основных средств……………………………………….31
1.7 Аудит учета основных средств…………………………………………39
2 УЧЕТ, АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА АО «ЛОКОМОТИВ» ЗАЩИТИНСКОЕ-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ДЭПО (25-30)………………………………39
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………44
2.2 Анализ финансового состояния и платежеспособности предприятия..46
2.3 Организация бухгалтерского учета и учета основных средств……….47
2.4 Анализ эффективности использования основных средств на предприятии………………………………………………………………….50
2.5 Влияние эффективного использования основных средств на финансовое состояние и платежеспособность предприятия……………..88
3 Направления совершенствования системы учета основных средств филиала АО «локомотив» Защитинское - эксплуатационное дэпо………92
3.1 Предложения по совершенствованию учета основных средств………92
3.2 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий по усовершенствованию учета основных средств……………………………98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………100
СПИСОК ЛИТЕРУТУРЫ……………………………………………………102

Файлы: 1 файл

часть 1,2,3 ос.doc

— 698.50 Кб (Скачать файл)

 Внесение вклада в уставный капитал дочернего предприятия

 Вклад по цене соглашения выше остаточной ведет к росту внереализационных доходов предприятия. В противном случае убытки относят на уменьшение чистой прибыли или фонда накопления.

Передача основных средств  в качестве:

-инвестиции ассоциированным  и зависимым организациям

 

 

 

Д 2210

 

 

 

К 2410


 

 Продажа основных средств

 Формируется финансовый результат (прибыль, убыток) от прочей реализации, который увеличивает (уменьшает) балансовую прибыль предприятия. Уменьшается размер основных средств, повышается ликвидность баланса, ускоряется оборот всего капитала. Оптимальным вариантом продаж для налогообложения прибыли является реализация основных средств по рыночной стоимости. Но оценка данной операции должна в первую очередь производиться с точки зрения производственной потребности предприятия в реализуемых объектах основных средств, возможности их замещения более производительными.

 

Списание недостачи, порчи и пропажи основных средств по вине материально ответственных лиц:

- если виновник признан  или имеется решение суда

- если вина материально -ответственного  лица или оно не признало  свою вину

 

 

 

 

Д 1280

 

 

Д 7410

 

 

 

 

К 2410

 

 

К 2410


 

 Ликвидация основных средств

 Финансовый результат выявляется по каждому ликвидируемому объекту. Собственные источники предприятия уменьшаются на сумму недовнесенного в бюджет НДС и на сумму недоамортизации ликвидируемого объекта.

Для определения непригодности  основных средств, а также для оформления всей необходимой документации на предприятии создают постоянно действующие комиссии, которые производят непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливают их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию; причины списания, а в необходимых случаях и виновных в преждевременном списании объектов; возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов, их оценку.

 Полное или частичное списание основных средств оформляют актом о ликвидации основных средств (ф. ос 3) . затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудование отражают в акте по разделу « расчет результатов списания объекта.

Передачу основных средств одним предприятием другому и перемещение основных средств внутри субъекта оформляют актом по ф.  ОС- 1. ,который составляют в двух экземплярах. На основании акта делают отметку о выбытии основных средств в инвентарных карточках и инвентарном списке основных средств (по месту нахождения, эксплуатации).

В связи с введением  нового налогового кодекса произошли  изменения в налоговом учете  выбытия основных средств. При выбытии  основных средств должен быть уменьшен стоимостной баланс подгруппы, в  которую входили эти объекты:

- при реализации, передаче  в финансовый лизинг – на  стоимость реализации;

- при безвозмездной  передаче – по балансовой стоимости,  определяемой по данным бухгалтерского  учета;

- при списании, утрате, уничтожении, порче, потере, в  случаях страхования основных средств – по стоимости, определяемой исходя из суммы страховых выплат, выплачиваемых страхователю страховой организацией в соответствии с договором страхования.

Уценка основных средств:

а) в пределах сумм ранее  произведенной дооценки:

- корректировка первоначальной  стоимости основных средств

- корректировка накопленной суммы  амортизации

б) сверх сумм ранее произведенной  дооценки:

- корректировка первоначальной  стоимости основных средств

- корректировка суммы накопленной  амортизации

 

 

 

 

5420

 

2420

 

 

 

7420

 

2420

 

 

 

 

2410

 

5420

 

 

 

2410

 

7420

Передача основных средств  в качестве:

-инвестиции ассоциированным  и зависимым организациям

 

 

 

2210

 

 

 

2410

Списание основных средств  в связи с прекращением деятельности:

- на балансовую стоимость

- на сумму накопленной амортизации

 

 

7510

 

2420

 

 

2410

 

2410

Списание основных средств  в связи со стихийными бедствиями:

- на первоначальную  стоимость

- на сумму накопленной амортизации

 

 

7410

 

2410

 

 

2410

 

2410

Возврат арендодателю основных средств, принятых ранее в долгосрочную аренду:

- на первоначальную  стоимость

- на сумму накопленной амортизации

 

 

 

4150

 

2420

 

 

 

2410

 

2410

Начисление амортизации  по основным средствам используемым:

- в строительстве,  осуществляемом хозяйственным способом

- на реализацию продукции, товаров

- в административных целях

- на основных и вспомогательных  производствах

 

 

 

 

2930

 

7110

7210

 

8410

 

 

 

 

2420

 

2420

2420

 

2420


 

Убыток или доход, возникший  в результате выбытия основных средств, определяется как разница между  стоимостью реализации и балансовой стоимостью, а также расходами, связанными с реализацией или прочим выбытием активов.

Списание и ликвидация в случае морального и (или) физического  износа являются одним из способов выбытия основных средств. Предприятие  имеет право списать основные средства даже в том случае, если объект годен для использования и не изношен физически или морально.

Предприятие может самостоятельно списать только основные средства, принадлежащие ему на праве собственности. В противном случае необходимо разрешение собственника. Для определения целесообразности списания основных средств и оформления актом на списание основных средств по форме № ОС-4 (для транспорта – по форме № ОС-4а), который утверждается руководителем предприятия.

Необходимо заметить, что финансовый результат от списания выявляется по каждому объекту основных средств. Убыток от операции списания основных средств хотя и относится на финансовый результат не уменьшает налогооблагаемую прибыль, которая корректируется на сумму убытка в сторону увеличения.

В соответствии Положения  о составе затрат убыток от списания основных средств (как и другого  имущества) уменьшает налогооблагаемую прибыль как внереализационные  расходы, когда основные средства ликвидируются  как:

  1. некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией стихийных бедствий;
  2. некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  3. убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены.

Согласно Положения  по ведению бухгалтерского учета  и отчетности РК в материальные ценности, остающиеся от списания непригодных  к восстановлению и дальнейшему  использованию основных средств  и предметов, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты.

При списании основных средств (за исключением зданий  и легковых автомобилей, а также основных средств, по которым в соответствии с пунктом 83 инструкции о порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, НДС не подлежит отнесению в зачет) с целью их дальнейшей разукомплектации на части, предназначенные для дальнейшего использования в целях облагаемого оборота, размер облагаемого оборота определяется в виде разницы между учетной стоимостью таких основных средств и оценочной стоимостью их частей ( с учетом их износа ).

Находясь в эксплуатации основные средства приходят в негодность как физически так и морально, и поэтому списание их возможно в  зависимости от инвестиционной политики предприятия и фактического состояния основных средств.

То есть, если предприятие  активно инвестирует в основной капитал, то списание происходит по инициативе предприятия как морально устаревшего. В результате такого выбытия возможна последующая реализация. При этом другое предприятие, не располагающее достаточными финансовыми средствами для покупки нового, приобретает и будет еще использовать такие основные средства до их полного физического износа.

При наступлении срока  окончания эксплуатации, то есть полного износа, а это потеря всех качественных характеристик и свойств, предприятие списывает основное средство. Списание производится в присутствии комиссии, которая создается на основании приказа руководителя.

В качестве инструктивного материала следует использовать Инструкцию о порядке списания имущества, закрепленного за государственными учреждениями,  утвержденную приказом министра финансов РК от 01.11.2000 г. № 470. Создание рабочей комиссии зависит от размеров предприятия, особенностей производства, формы собственности и существенности активов.

 В состав комиссии подлежат включению:

  1. главный инженер или заместитель руководителя (председатель комиссии)
  2. главный бухгалтер или его заместитель;
  3. лица,  на которые возложена ответственность за сохранность имущества;
  4. отдельные специалисты при списании отдельных видов имущества.

Результат от списания может  быть различным. Следует учитывать, что разборка и демонтаж до утверждения  актов на списание не допускается. Утверждение  актов производится уполномоченными  на то лицами, руководителем предприятия. Акты при списании составляются предусмотренной ( утвержденной ) формы.

Все детали, узлы, запасные части, материалы и другие материальные ценности, полученные от ликвидации имущества, делят на три группы:

  Первая- это годные материалы для дальнейшего использования по прямому назначению, которые должны быть оприходованы на соответствующие счета  бухгалтерского учета по цене возможного их использования;

Вторая- это непригодные  для дальнейшего использования по прямому назначению материала, которые приходуются как вторичное сырье ( лом, черных, цветных и драгоценных металлов, ветошь, дрова и т.д.

Третья -  это материалы, которые непригодны для дальнейшего  использования. Материалы этой группы подлежат уничтожению, о чем составляется акт.

 

1.5 Инвентаризация основных  средств

 

С целью выявления  фактического наличия основных средств  и контроля за их сохранностью, субъектами периодически проводится инвентаризация основных средств в соответствии с действующими нормативными актами и учетной политикой предприятия.

Инвентаризация- проверка соответствия фактического наличия  имущества и обязательств данным бухгалтерского учета.

 Инвентаризационные описи- документы, составляемые в момент проведения инвентаризации и подтверждающие фактическое наличие имущества и обязательств на определенную дату.

Цель инвентаризации - выявление фактического наличия  основных средств и контроля за их сохранностью.

Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

- при реорганизации  предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского  баланса);

- при смене материально  ответственных лиц (на день  приемки-передачи дел);

- после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);

- перед составлением  годового отчета (не ранее 1 октября);

- при выявлении фактов  хищения, а также порчи такого  имущества (сразу после установления  таких фактов);

- в других случаях,  предусмотренных законодательством  РК или нормативными актами национальной комиссии РК по бухгалтерскому учету.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда  библиотек – один раз в пять лет.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации основных средств проверяется:

- наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных  описей и списков по учету  основных средств

- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации

- наличие документов  на основные средства, сданные  или принятые субъектом в аренду, на ответственное хранение. При  отсутствии документов необходимо  обеспечить их получение или  оформление.

Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Информация о работе Учет и аудит основных средств. Предприятие филиал АО «Локомотив» Защитинское эксплуатационное депо