Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 21:12, курсовая работа
С проблемами управления расчетами с дебиторами и кредиторами сталкиваются предприятия всех форм собственности независимо от их размера и сферы деятельности. В настоящее время необходимо решение таких задач, как предотвращение неплатежей недобросовестными контрагентами, поддержание ликвидности и платежеспособности собственной компании. Возникающие при этом конфликты интересов становятся обыденным явлением в деловом мире.
Введение 3
Глава 1. Экономико-правовой аспект расчетов с дебиторами и кредиторами коммерческой организации 6
1.1 Понятие и сущность дебиторской и кредиторской задолженности 6
1 .2 Основные виды дебиторской задолженности в коммерческой организации 10
1 .3 Основные виды кредиторской задолженности в коммерческой организации 14
1.4 Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами 17
1.5 Документационное обеспечение расчетов с дебиторами и кредиторами 21
Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами коммерческой организации 26
2.1 Отражение в бухгалтерском учете расчетов с дебиторами и кредиторами по отдельным видам задолженностей 26
2.1.1 Отражение в учете дебиторской задолженности по ее основным видам 26
2.1.2 Отражение в учете кредиторской задолженности по ее основным видам 33
2.2 Аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженности 41
2.3 Отражение в учетной политике и отчетности расчетов с дебиторами и кредиторами 45
2.4 Характеристика ООО «Тритон-Лтд-Лтд» 53
2.5 Учет дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Тритон-Лтд-Лтд» 56
2.6 Автоматизация расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Тритон-Лтд» 63
Глава 3. Контроль расчетов с дебиторами и кредиторами в коммерческой организации 67
3.1 Виды контроля 67
3.2 Методы контроля 70
3.3 Порядок проведения контроля в коммерческой организации 73
Заключение 87
Список литературы 91
Списание дебиторской задолженности должно быть обосновано документами, подтверждающими истечение срока исковой давности, прекращение обязательства вследствие ликвидации контрагента или нереальность взыскания задолженности.
По результатам инвентаризации расчетов может быть принято решение об образовании резерва по сомнительным долгам. В балансе дебиторская задолженность показывается за вычетом резерва по сомнительным долгам.
Таким образом, инвентаризация расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности проводится как минимум один раз в году уполномоченными комиссиями. По результатам инвентаризации могут быть внесены исправления в учетные записи, а также сформирован резерв по сомнительным долгам. Инвентаризация является одной из самых важных и эффективных контрольных процедур. Кроме самой организации инвентаризации могут проводиться аудиторами, правоохранительными органами (в рамках судебной экспертизы).
Весь цикл бухгалтерского учета от первичного учета до формирования отчетности должен быть оформлен соответствующими документами. Система документационного обеспечения учета может различаться на различных предприятиях. Это связано с тем, что для предприятий различных отраслей могут разрабатываться специфические требования по учету, предприятия могут иметь разные формы собственности и организации, размер оборота и т.п. Тем не менее, существуют общие правила организации учета и документирования хозяйственных операций, закрепленные в нормативных актах.
Согласно п. 3 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета коммерческой компании и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возлагается на руководителя фирмы.
Основные правила документооборота и технология обработки учетной информации закрепляются в учетной политике.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами (оправдательными документами), на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Большинство первичных документов имеют унифицированную форму, определенную нормативными актами. Согласно п. 3 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете», первичные документы, форма которых нормативными актами не установлена, разрабатываются организацией самостоятельно.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы (регистры учета и др.). Под регистрами в бухгалтерском учете понимают специальные формы и журналы, в которые записывают данные из первичных учетных документов. Вид и компоновка учетных регистров разнообразны и видоизменяются в зависимости от целей, поставленных при регистрации первичной информации. На основании данных учетных регистров формируется главная книга (оборотно-сальдовая ведомость) и затем финансовая отчетность.
Основные первичные документы по учету дебиторской и кредиторской задолженности представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Основные первичные документы по учету дебиторской и кредиторской задолженности
Первичный документ |
Описание документа |
Товаротранспортная накладная |
Договор на осуществление перевозки, подписанный отправителем и перевозчиком, где указывается название и адрес отправителя, фирму-перевозчика, с которой заключен договор, место доставки груза, также название и адрес получателя, описывает грузы, их массу, количество мест. |
Акт оказания услуг (выполнения, приёма-сдачи работ) |
Двусторонний документ, отражающий факт оказания услуги (выполнения работы), ее стоимость и сроки данных отношений. Он составляется с целью зафиксировать выполнение услуги или работы, согласно договора. |
Выписка банка |
Документ, отражающий состояние счета клиента, движение средств на расчетном (текущем) счете на определенную дату. В выписке указываются дата, номера документов и суммы записей по дебету и кредиту счета, а также остаток средств. |
Грузовая таможенная декларация |
Один из основных документов, оформляемых при перемещении товаров через таможенную границу государства (экспорт, импорт). Оформляется распорядителем груза и заверяется таможенным инспектором, в дальнейшем служит основанием для пропуска через границу. В декларации содержатся сведения о грузе и его таможенной стоимости, транспортном средстве, осуществляющем доставку, отправителе и получателе. |
Договор |
Соглашение двух или более лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее их права и обязанности. |
Спецификация |
Документ с перечислением условий, которым должен удовлетворять производственный заказ (то есть требования клиента к производителю). |
Счет-фактура |
Документ о стоимости товаров, выполненных работах или оказанных услугах, выставляемый (направляемый) продавцом (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Счет-фактура служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету. На основании полученных счетов-фактур налогоплательщиком налога на добавленную стоимость формируется «Книга покупок», а на основании выданных счетов-фактур — «Книга продаж». |
Платёжное поручение |
Распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями может производиться перечисление денежных средств за поставленные товары, (работы, услуги); перечисления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; перечисления в целях возврата или размещения кредитов, займов и уплаты процентов по ним; в других целях, предусмотренных законодательством или договором. |
Вексель |
Строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму в конкретном месте. |
Кредит-нота |
Расчетный документ, содержащий извещение, посылаемое одной из находящихся в расчетных отношениях сторон другой, о записи в кредит счета последней определенной суммы ввиду наступления какого-либо обстоятельства, создавшего у другой стороны право требования этой суммы. |
Акт о возврате товара |
Документ, оформленный в произвольной форме и подписанный либо в двухстороннем (представителями продавца и покупателя), либо в одностороннем (представителями покупателя) порядке. В последнем случае на основании акта поставщику предъявляется претензия, в которой указывается, что из-за несоответствия полученного товара установленному качеству покупатель отказывается принять товар, расторгая тем самым соглашение о его поставке. |
Претензия |
Требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работы. До предъявления иска, вытекающего из отношений между организациями, обязательно предъявление претензии. |
Накладная покупателя на возврат |
Документ, которым оформляется прием возвращаемого покупателем товара. Составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр прикладывается к товарному отчету, а другой - вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за данный товар. |
Согласно действующему законодательству, ни одна хозяйственная операция не может быть отражена в учете без наличия подтверждающих документов. Предприятию необходимо обеспечить контроль на всех стадиях учетного процесса с тем, чтобы обеспечить достоверность, точность и полноту финансовой отчетности.
Важной составляющей организации учета в компании является ее документационное обеспечение, которое включает в себя разработку внутренних рабочих документов компании, налаживание эффективного первичного учета, а также контроль за всем процессом документооборота вплоть до формирования отчетности.
Глава 2. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами коммерческой организации
Согласно п. 20 ПБУ 4/99, в бухгалтерском балансе должны быть выделены следующие виды дебиторской задолженности:
Если по каким-либо из указанных статей отсутствуют числовые значения, то, согласно п. 11 ПБУ 4/99, их в балансе можно не приводить. У большинства компаний могут присутствовать как минимум три из указанных категорий: покупатели и заказчики, авансы выданные, прочие дебиторы.
Рассмотрим теперь, как осуществляется учет каждого из вышеприведенных видов дебиторской задолженности.
Расчеты с покупателями и заказчиками. Для учета данного вида дебиторской задолженности используются синтетические счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (за исключением субсчета «Авансы полученные») и 63 «Резервы по сомнительным долгам» (в части, относящейся к покупателям и заказчикам). В отчетности дебиторская задолженность показывается за вычетом резерва по сомнительным долгам.
Типовые хозяйственные операции перечислены в Таблицах 2.1. и 2.2.
Таблица 2.1.
Отражение в учете операций с покупателями и заказчиками
Хозяйственная операция |
Дебет счета |
Кредит счета |
Первичные документы |
Отражена выручка от реализации на основании отгрузочных документов, предъявленных покупателю |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
90-1 «Выручка» |
Накладная на отгрузку, договор |
Начислен налог на добавленную стоимость с суммы реализации |
90-3 «Налог на добавленную |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
Счет-фактура |
Списана стоимость реализованного товара |
90-2 «Себестоимость продаж» |
41 «Товары» |
Накладная на отгрузку |
Получена оплата от покупателей |
51 «Расчетные счета» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Платежное поручение |
Таблица 2.2.
Отражение в учете операций по возврату товара
Хозяйственная операция |
Дебет счета |
Кредит счета |
Первичные документы |
Получен товар, возвращенный покупателем как несоответствующий требованиям договора |
|||
Сторнируется отгрузка покупателю |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
90-1 «Выручка» |
Претензия покупателя, акт о возврате товара, накладная покупателя на возврат |
Сторнирован начисленный НДС |
90-3 «Налог на добавленную |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
Счет-фактура покупателя |
Сторнирована стоимость возвращенного товара |
90-2 «Себестоимость продаж» |
41 «Товары» |
Накладная покупателя на возврат |
Отражен возврат денежных средств покупателю |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
51 «Расчетный счет» |
Платежное поручение |
Право собственности перешло к покупателю. Покупатель не смог реализовать товар, по условиям договора он может вернуть его, а продавец - принять и оплатить |
|||
Приняты на учет товары, возвращенные покупателем |
41 «Товары» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Накладная №ТОРГ-12 покупателя |
Отражен налог на добавленную стоимость по возвращенным товарам |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Счет-фактура покупателя |
Произведен зачет встречных обязательств |
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Акт о прекращении встречных требований |
Принят к зачету налог на добавленную стоимость |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» |
Счет-фактура покупателя |
В Таблицах 2.1. и 2.2. приведены наиболее распространенные проводки, поскольку для любой компании продажи, возвраты товара, НДС являются важнейшими составляющими процесса реализации. В хозяйственной деятельности могут встречаться и более редкие проводки, не приведенные в таблице, поскольку цель охватить в данной работе все возможные варианты корреспонденции счетов не ставится. Главное при учете нетиповых операций – это следить за тем, чтобы применяемая корреспонденция счетов допускалась планом счетов.
Векселя к получению. Данная категория в составе дебиторской задолженности появляется при использовании вексельной формы расчетов. Векселя, которые выписал непосредственно покупатель продукции (товаров), учитываются у векселедержателя (поставщика) на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные", т.е. как задолженность покупателя, обеспеченная векселем.
Примеры типовых проводок по операциям с векселями приведены в Таблице 3.
Таблица 3
Отражение в учете операций с векселями
Хозяйственная операция |
Дебет счета |
Кредит счета |
Первичные документы |
Признана выручка от продажи товара |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
90-1 «Выручка» |
Накладная на отгрузку, договор |
Списана покупная стоимость проданного товара |
90-2 «Себестоимость продаж» |
41 «Товары» |
Накладная на отгрузку |
Отражена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная к оплате покупателю |
90-3 «Налог на добавленную |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
Счет-фактура |
Получен вексель покупателя в обеспечение оплаты товара |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Акт приема-передачи векселей, договор |
Получены денежные средства в погашение векселя (в сумме согласно договору купли- продажи) |
51 «Расчетные счета» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Платежное поручение |
Получены денежные средства в погашение векселя (в сумме дисконта по векселю) |
51 «Расчетные счета» |
91-1 «Прочие доходы» |
Платежное поручение |
Начислен налог на добавленную стоимость с соответствующей суммы дисконта по векселю |
91-2 «Прочие расходы» |
68 «Расчеты по налогам и сборам» |
Счет-фактура |
Переводной вексель продан третьей стороне |
91-1 «Прочие доходы» |
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
Акт приема-передачи векселей, договор |
Информация о работе Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами