Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе приведены материалы, связанные с приобретением основных средств и производственного инвентаря, выбытием, оценкой, переоценкой, амортизацией основных средств.
Задачи дипломной работы:
- изучение оформления документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств и производственного инвентаря, их внутреннего перемещения и выбытия;
- определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств и производственного инвентаря;
- определение затрат, связанных с поддержанием основных средств и производственного инвентаря в рабочем состоянии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….....6 Глава 1.Теоретические аспекты учета основных средств и производственного инвентаря…………………………………………………………………………………………………8
1.1.Информационная база………………………………………………………………………….....8
1.2.Задачи бухгалтерского учета основных средств……………………………………………...9
1.3. Понятие основных средств……………………………………………………………………..11
1.4. Классификация основных средств…………………………………………………………….14
1.5.Понятие и состав инвентарного объекта……………………………………………………...17
1.6.Регистры учета основных средств……………………………………………………………..19
1.7.Учет производственного инвентаря……………………………………………………………21
Вывод по главе 1………………………………………………………………………………………22
Глава 2. Операции с основными средствами…………………………………………………….23
2.1.Поступление основных средств………………………………………………………………...23
2.1.1. Приобретение объектов основных средств по договору купли-продажи……..26
2.1.1.1.Суммовые разницы, возникающие при оплате объекта в сумме, в сумме соответствующей иностранной валюте……………………………………………………………28
2.1.1.2.Проценты по заемным средствам, полученным для приобретения объекта основных средств………………………………………………………………………………..30
2.1.1.3.Курсовые разницы, возникающие при приобретении объектов основных
средств по импорту……………………………………………………………………………………33
2.1.1.4.Прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств…………………………………………………………………………………….34
2.1.2.Поступление объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации…………………………………………………………………………35
2.1.3.Безвозмездное получение объектов основных средств…………….……………..42
2.1.4.Приобретение объекта основных средств в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств………………………………………………………………34
2.1.5.Сооружение объекта основных средств…………………………………………….46
2.1.5.1. Строительство объекта основных средств силами сторонней организации………47
2.1.5.2.Строительство объекта основных средств собственными силами…..…….……......49
2.1.6.Приобретение основных средств по договору лизинга…………………....……………..52
2.2.Переоценка основных средств………………………………………………………………….56
2.3.Амортизация объектов основных средств…………………………………………….……...59
2.3.1.Начисление амортизации в бухгалтерском учете………………………………..61
2.3.1.1.Начисление амортизации основных средств линейным способом…………..61
2.3.1.2Начисление амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка……………………………………………………………………………………………61
2.3.1.3.Начисление амортизации основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования………………………………………………………………..……61
2.3.1.4.Начисление амортизации основных средств пропорционально объему продукции (работ)……………………………………………………………………………......61
2.3.2.Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли…………...63
2.3.2.1.Линейный метод начисления амортизации………………………………………………63
2.3.2.2.Нелинейный метод начисления амортизации………………………………………......63
2.3.3.Определение срока полезного использования объектов основных средств...65
2.4.Ремонт основных средств………………………………………………………………………..67
2.4.1.Бухгалтерский учет расходов на проведение ремонта основных средств………67
2.4.2.Отражение в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.........69
2.4.3.Учет затрат на проведение ремонтных работ……………………..…………....73
2.4.3.1.Ремонт подрядным способом……………………………………………………..………..73
2.4.3.2.Ремонт объекта основных средств собственными силами организации………......75
2.4.3.3.Затраты на ремонт арендованных основных средств………………………………….76
2.5.Выбытие объектов основных средств…………………………………………………….......83
2.5.1.Реализация основных средств…………………………………………….……..85
2.5.2.Ликвидация объекта основных средств……………………………………………………..87
2.5.3.Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал………………..89
2.5.4.Безвозмездная передача объектов основных средств………………………...………...92
2.6.Инвентаризация основных средств…………………………………………………………....94
2.7. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности……......96
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..………………97
Глава3.Учет производственного инвентаря………………………………………..…………….98
3.1.Учет производственного инвентаря……………………………………………..…………….98
3.2.Оценка производственного инвентаря…………………………………………..…………..100
3.3. Отпуск производственного инвентаря…………………………………………..…………..103
3.4.Спецодежда и спецоснастка………………………………………………………...…………105
3.5.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности……………………………..………105
Выводы по главе 3……………………………………………………………………………………109
Глава 4. Налоговые разницы по основным средствам и анализ состояния деятельности предприятия и основных средств……………………………………………………………..…..110
4.1.Положение по ведению бухгалтерского учета «учет расчета по налогу на прибыль» 18/02 в свете налоговых разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и инвентаря…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

 По каждой группе (виду) производственного инвентаря в течение отчетного года применяется один способ оценки.

 Оценка производственного инвентаря на конец отчетного периода (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            3.4.Спецодежда и спецоснастка

Особенности учета специального имущества определены Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Данным документом специальное имущество включено в состав оборотных активов и для этого имущества определен особый порядок отнесения его стоимости в затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг).

Специальные инструменты и специальные  приспособления - это технические средства, обладающие индивидуальными свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления конкретных видов продукции (инструменты, штампы, пресс-формы, изложницы, стапели, модельные оснастки и др.).

Специальное оборудование - многократно используемые в производстве средства труда, которые обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических операций (специальное технологическое оборудование, например химическое, кузнечно-прессовое и т.п.; контрольно-испытательная аппаратура и оборудование, стенды, пульты, макеты готовых изделий, испытательные установки, другие виды специального оборудования).

Специальные инструменты, специальные  приспособления и специальное оборудование в совокупности принято называть специальной оснасткой.

Специальная одежда - это средства индивидуальной защиты работников организации (специальная одежда, специальная обувь), предохранительные приспособления (рукавицы, очки, противогазы, шлемы, респираторы и др.).

Конкретный перечень средств труда, учитываемых в составе специального имущества, определяется организацией, исходя из особенностей технологического процесса.

  Прием и оприходование специального  имущества на склады организации  оформляются, как  путем составления  приходных ордеров.

     Поступившее на склад  специальное имущество отражается по  дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 

Передача специального имущества  в производство (эксплуатацию) может  оформляться требованиями-накладными (форма № М -11), накладными (форма № M-15), лимитно – заборными картами.

Переданное в производство специальное  имущество списывается в дебет  счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации», с кредита счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Аналитический учет специального имущества, находящегося в производстве, ведется по наименованиям (номенклатурным номерам), количеству и фактической себестоимости, с указанием даты поступления в производство, мест эксплуатации.

При досрочном прекращении производственного процесса остаточную стоимость специальной оснастки списывают со счета 10. «Материалы», субсчет «Специальная Оснастка и специальная одежда» в эксплуатации», на увеличение прочих расходов (в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»).

        По методическим указаниям от 26.12.2002г.  спецодежда и спецоснастка  принятая в качестве МПЗ принимается  к учету по первоначальной  стоимости. Списание спецодежды производится единовременно, если срок полезного использования ее не превысил 12 месяцев, в этом случае затраты единовременно списываются в момент ее выдачи сотрудникам. Для спецодежды сроком полезного использования более 12 месяцев погашение стоимости происходит линейным способом в течение срока полезного использования, который устанавливается отраслевыми нормами и постановлением Минтруда  России от 18.12.1998г. №51.

        Правила налогового  учета спецодежды установлены в пп.3 п.1 ст.254 НК РФ: спецодежда и другие средства индивидуальной защиты, предусмотренные законодательством РФ, учитываются в составе материальных расходов. Их стоимость списывается в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в момент выдачи спецодежды сотрудникам.

    Списание специального имущества осуществляется только при его фактическом физическом выбытии.

Доходы и расходы, связанные  со списанием специального имущества, отражаются в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат отнесению на финансовые результаты в качестве прочих доходов и расходов.

Списание специальной оснастки оформляется актом на списание. Для списания специальной оснастки можно использовать также акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов и Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Пример. В октябре 2006г.ЗАО «Контакт» от ООО «Снабсервис» приобрело костюм рабочий 95 шт. стоимостью  30608,91 руб. в т.ч. НДС 4669,16 руб. В том же месяце 1 костюм был отдан в эксплуатацию. Отразить операции.

Д 10-10 К60 -  25939,35 руб., отражено поступление костюмов от поставщика;

Д 19 К 60 –  4669.16 руб., - отражен НДС  по поступлению;

Д68 К19 – 4669,16 руб., - принят к зачету НДС;

Д60 К51 – 30608.91 руб., - оплачено поставщику за костюм;

Д10.11.1 «Спецодежда в эксплуатации»  К10 - 10 – 273,35 руб., передан костюм в эксплуатацию.

Оформление документов приведено  в приложении №28,22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

 Производственный инвентарь отражается в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

 На конец отчетного  года производственный инвентарь отражается в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.

         Производственный инвентарь, который  морально устарел, полностью или частично потерял свое первоначальное качество, либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которого снизилась, отражается в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью производственного инвентаря, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Производственный инвентарь, принадлежащий организации, но находящийся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

 В бухгалтерской  отчетности подлежит раскрытию  с учетом существенности следующая информация:

- о способах оценки производственного инвентаря по их группам (видам);

- о последствиях изменений способов оценки производственного инвентаря;

- о стоимости производственного инвентаря, переданного в залог;

- о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 3.

       В  свете изменений произошедших  в ПБУ 6/01 основные средства  стоимостью до 20 тысяч рублей  в бухгалтерском учете могут  учитываться как товарно - материальные ценности. В этой главе рассмотрены вопросы учета производственного инвентаря, оценки производственного инвентаря, отпуска производственного инвентаря, отдельно рассмотрен вопрос учета спецодежды и спецоснастки в производстве. Приведены примеры учета производственного инвентаря и спецодежды, от поступления до ввода в эксплуатацию с заполненными документами. Рассмотрено раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Налоговые разницы по основным средствам и анализ состояния деятельности предприятия и основных средств

4.1.Положение по ведению бухгалтерского учета «учет расчета по налогу на прибыль» 18/02    в свете налоговых разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и инвентаря и анализ деятельности предприятия

       Правила бухгалтерского и налогового учета амортизируемого имущества имеют весьма существенные расхождения. Для рассмотрения настоящего вопроса интерес представляют операции, определяющие величину расходов или доходов для целей бухгалтерского и налогового учета. К таким относятся начисление амортизации и выбытие объектов. Что же касается амортизации, то для правильного учета разниц необходимо различать природу их возникновения. Здесь нелишне будет упомянуть, что в соответствии с п. п. 6, 13 - 15 ПБУ 18/02 учет налоговых разниц организуется в разрезе каждого объекта. При этом возможны три ситуации:

1. Возникновение разниц  возникает вследствие разных  сроков полезного использования  при равной первоначальной стоимости.

2. Возникновение разниц  происходит вследствие разных способов оценки первоначальной стоимости объектов при их вводе в эксплуатацию при равном сроке полезного использования.

3. Возникновение разниц  происходит вследствие разных  сроков полезного использования  и разных способов оценки первоначальной  стоимости объектов при их вводе в эксплуатацию.

Наиболее типичной является первая ситуация. В нижеприведенной таблице приведены наиболее распространенные расхождения в нормах бухгалтерского и налогового законодательства, предопределяющие возникновение постоянных и временных разниц при начислении амортизации.

Таблица.4.1.

Расхождения в нормах бухгалтерского и налогового законодательства, предопределяющие возникновение постоянных и временных разниц при начислении амортизации.

Характер  постоянных 
и временных разниц

Бухгалтерский учет

Налоговый учет   

Разница в сроках    
полезного         использования по объектам,       введенным           
до 01.01.2002       
(вступление   в действие          
гл. 25 НК РФ)

    

Срок  амортизации опреде-

ляется по данным бухгалтер-ского учета с учетом Постановления СМ СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах аморт. отчислений на полное вос-становление ОС народного хозяйства  СССР"               

Объекты основных      средств не принима-ются для целей налогового  учета в связи с тем,  что они были         единовременно списаны в базе переходного периода: "Амортиз. имущество стоимость которого составляет         менее 10 000 руб. или срок эксплуатации которого менее 12 месяцев» (пп. 3 п. 2 ст. 10 ФЗ от 06.08.2001 N 110-ФЗ) 


 

 Продолжение табл.4.1.

Характер  постоянных 
и временных разниц

Бухгалтерский учет

Налоговый учет   

   

Объекты  амортизируемого       имущества  изменены в  классификации и оценке 
в соответствии с      Классификацией         
основных средств, включаемых в           
амортизационные группы (утв.        Постановлением Правительства РФ от    
01.01.2002 N 1) (пп. 3п. 2 ст. 10            
Федерального закона от 
06.08.2001 N 110-ФЗ) 

Разница в выбранных 
методах начисления  
амортизации       

Предприятием          
применяется один из   
перечисленных         
способов начисления   
амортизации:          
1) линейный способ;   
2) способ             
уменьшаемого остатка; 
3) способ списания    
стоимости по сумме    
чисел лет срока       
полезного             
использования;        
4) способ списания    
стоимости             
пропорционально       
объему продукции      
(работ) (п. 18        
ПБУ 6/01 "Учет        
основных средств")  

Предприятием           
применяется метод      
начисления             
амортизации,           
не соответствующий     
методу, применяемому   
в бухгалтерском учете: 
1) линейный метод;     
2) нелинейный метод    
(п. 1 ст. 259 НК РФ) 

Применение          
специальных         
коэффициентов       
(применение         
ускоренных способов 
амортизации)      

Предприятием  для      
целей бухгалтерского  
учета не применяется  
ускоренный способ     
начисления            
амортизации         

Предприятие            
применяет специальные  
коэффициенты           
в соответствии         
с требованиями         
ст. 259 НК РФ        

Информация о работе Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях