Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе приведены материалы, связанные с приобретением основных средств и производственного инвентаря, выбытием, оценкой, переоценкой, амортизацией основных средств.
Задачи дипломной работы:
- изучение оформления документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств и производственного инвентаря, их внутреннего перемещения и выбытия;
- определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств и производственного инвентаря;
- определение затрат, связанных с поддержанием основных средств и производственного инвентаря в рабочем состоянии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….....6 Глава 1.Теоретические аспекты учета основных средств и производственного инвентаря…………………………………………………………………………………………………8
1.1.Информационная база………………………………………………………………………….....8
1.2.Задачи бухгалтерского учета основных средств……………………………………………...9
1.3. Понятие основных средств……………………………………………………………………..11
1.4. Классификация основных средств…………………………………………………………….14
1.5.Понятие и состав инвентарного объекта……………………………………………………...17
1.6.Регистры учета основных средств……………………………………………………………..19
1.7.Учет производственного инвентаря……………………………………………………………21
Вывод по главе 1………………………………………………………………………………………22
Глава 2. Операции с основными средствами…………………………………………………….23
2.1.Поступление основных средств………………………………………………………………...23
2.1.1. Приобретение объектов основных средств по договору купли-продажи……..26
2.1.1.1.Суммовые разницы, возникающие при оплате объекта в сумме, в сумме соответствующей иностранной валюте……………………………………………………………28
2.1.1.2.Проценты по заемным средствам, полученным для приобретения объекта основных средств………………………………………………………………………………..30
2.1.1.3.Курсовые разницы, возникающие при приобретении объектов основных
средств по импорту……………………………………………………………………………………33
2.1.1.4.Прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств…………………………………………………………………………………….34
2.1.2.Поступление объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации…………………………………………………………………………35
2.1.3.Безвозмездное получение объектов основных средств…………….……………..42
2.1.4.Приобретение объекта основных средств в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств………………………………………………………………34
2.1.5.Сооружение объекта основных средств…………………………………………….46
2.1.5.1. Строительство объекта основных средств силами сторонней организации………47
2.1.5.2.Строительство объекта основных средств собственными силами…..…….……......49
2.1.6.Приобретение основных средств по договору лизинга…………………....……………..52
2.2.Переоценка основных средств………………………………………………………………….56
2.3.Амортизация объектов основных средств…………………………………………….……...59
2.3.1.Начисление амортизации в бухгалтерском учете………………………………..61
2.3.1.1.Начисление амортизации основных средств линейным способом…………..61
2.3.1.2Начисление амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка……………………………………………………………………………………………61
2.3.1.3.Начисление амортизации основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования………………………………………………………………..……61
2.3.1.4.Начисление амортизации основных средств пропорционально объему продукции (работ)……………………………………………………………………………......61
2.3.2.Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли…………...63
2.3.2.1.Линейный метод начисления амортизации………………………………………………63
2.3.2.2.Нелинейный метод начисления амортизации………………………………………......63
2.3.3.Определение срока полезного использования объектов основных средств...65
2.4.Ремонт основных средств………………………………………………………………………..67
2.4.1.Бухгалтерский учет расходов на проведение ремонта основных средств………67
2.4.2.Отражение в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.........69
2.4.3.Учет затрат на проведение ремонтных работ……………………..…………....73
2.4.3.1.Ремонт подрядным способом……………………………………………………..………..73
2.4.3.2.Ремонт объекта основных средств собственными силами организации………......75
2.4.3.3.Затраты на ремонт арендованных основных средств………………………………….76
2.5.Выбытие объектов основных средств…………………………………………………….......83
2.5.1.Реализация основных средств…………………………………………….……..85
2.5.2.Ликвидация объекта основных средств……………………………………………………..87
2.5.3.Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал………………..89
2.5.4.Безвозмездная передача объектов основных средств………………………...………...92
2.6.Инвентаризация основных средств…………………………………………………………....94
2.7. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности……......96
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..………………97
Глава3.Учет производственного инвентаря………………………………………..…………….98
3.1.Учет производственного инвентаря……………………………………………..…………….98
3.2.Оценка производственного инвентаря…………………………………………..…………..100
3.3. Отпуск производственного инвентаря…………………………………………..…………..103
3.4.Спецодежда и спецоснастка………………………………………………………...…………105
3.5.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности……………………………..………105
Выводы по главе 3……………………………………………………………………………………109
Глава 4. Налоговые разницы по основным средствам и анализ состояния деятельности предприятия и основных средств……………………………………………………………..…..110
4.1.Положение по ведению бухгалтерского учета «учет расчета по налогу на прибыль» 18/02 в свете налоговых разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и инвентаря…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

Дебет счета 01-2 Кредит счета 01-1 -06795 руб. списана балансовая стоимость  ОС.

 Оформление документов  отражено в приложении №25.

 

 

 

 

 

 

2.5.1.Реализация основных средств

Реализация основных средств, как правило, осуществляется по договору купли-продажи.

Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

В соответствии со ст. 424 ГК РФ цена, по которой продается основное средство, устанавливается соглашением сторон.

Согласно ст. 40 НК РФ цена продажи объекта основных средств согласованная между продавцом и покупателем, является рыночной ценой, пока не доказано обратное.

  Налоговые органы вправе  проверить уровень цен по договору  купли - продажи, если цена по  договору отличается более чем  на 20% в ту или иную сторону от уровня цен, по которым организация продает аналогичные товары. В этом случае для целей налогообложения организация должна использовать рыночный уровень цен на аналогичные товары в сопоставимых условиях.

Однако продажа объектов основных средств существенно отличается от продажи товаров или продукции.

При реализации двух одинаковых объектов основных средств, находившихся до момента их продажи в эксплуатации, всегда можно доказать, что эти объекты эксплуатировались в разных условиях, степень их физического износа весьма различна и соответственно цена продажи тоже должна отличаться.

 В бухгалтерском учете финансовым  результатом от реализации объекта  основных средств признается  разница между его продажной  ценой и остаточной стоимостью  объекта, увеличенной на сумму  понесенных организацией затрат по его продаже.

Финансовый результат от реализации объекта основных средств (прибыль  или убыток) отражается в бухгалтерской  отчетности в период перехода права собственности от продавца к покупателю.

Для целей налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 268 НК РФ результатом от продажи объекта основных средств считается разница между его продажной ценой и остаточной стоимостью по данным налогового учета, увеличенной на величину затрат по продаже объекта.

Прибыль от реализации основного средства увеличивает налогооблагаемую базу отчетного периода, в котором произошла реализация.

Убыток от реализации основного средства согласно п. 3 ст. 268 НК РФ включается в состав прочих расходов организации равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Реализация объекта в бухгалтерском  учете будет отражена проводками:

Дебет счета 62 Кредит счета 91 (субсчет  «Прочие доходы») - начислена выручка от реализации объекта основных средств;

Дебет счета 91 Кредит счета 68 (субсчет «Расчеты по НДС»)  - отражен НДС по проданному основному средству;

Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 - списана первоначальная стоимость проданного объекта основных средств;

Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет  «Выбытие основных средств») - списана  амортизация по проданному объекту  основных средств;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие  расходы») Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») - списана остаточная стоимость проданного основного средства;

Дебет счета 99 Кредит счета 91 (субсчет  «Сальдо прочих доходов и расходов») - выявлен финансовый результат от реализации основного средства.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.2.Ликвидация объекта основных средств

В соответствии с п. 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгaлтepcкoм учете в том отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

В налоговом учете согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы, признаются прочими расходами. Они отражаются в том отчетном периоде, в котором имела место ликвидация объекта.

 Глава 25 НК РФ дает организации возможность списывать все устаревшие объекты основных средств, эксплуатация которых уже не приносит реального дохода. Убытки от списания в бухгалтерском учете уменьшают финансовый результат, а в налоговом учете - в полном размере уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Убыток  уменьшает сумму чистых активов организации. А если чистые активы по окончании года окажутся меньше уставного капитала, то уставный капитал должен быть уменьшен до их размера. Если же такую операцию произвести нельзя, то организация подлежит ликвидации.

Ликвидация объекта в бухгалтерском учете отражается записями:

Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 - списана первоначальная стоимость ликвидированного объекта основных средств;

Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет  «Выбытие основных средств») - списана амортизация по ликвидированному объекту основных средств;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие  расходы») Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») - списана остаточная стоимость ликвидированного основного  средства;

Дебет счета 99 Кредит счета 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов») - выявлен финансовый результат от реализации основного средства.

       В регистрах налогового учета остаточная стоимость ликвидируемого объекта отражается как прочие доходы.

 Ликвидация  объекта основных  средств с оприхованием материалов

В соответствии с п. 96 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств материальные ценности, оставшиеся после ликвидации объекта, приходуются  по их рыночной стоимости  и признаются  прочими доходами организации.

В соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ рыночная стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств для целей налогообложения признается прочими доходами.

Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 - списана первоначальная стоимость ликвидированного объекта основных средств;

Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет  «Выбытие основных средств») - списана  амортизация по ликвидированному объекту  основных средств

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие  расходы») Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств»)  - списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта  основных средств;

Дебет счета 10 Кредит счета 91 (субсчет  «Прочие доходы»)  - оприходованы по рыночной стоимости материалы, полученные при ликвидации и демонтаже объекта основных средств.

      Дебет счета 99 Кредит счета 91 (субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов») - выявлен финансовый результат от прочих операций за июнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.3.Передача основного средства  в качестве вклада в уставный  капитал

Финансовые вложения в форме  вкладов в уставный капитал других организаций являются долгосрочными инвестициями. В соответствии с законодательством инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

В соответствии с п. 8 Положения  по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Согласно п. 12 ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада в уставный  капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

          В соответствии  со ст. 34 Закона № 208-ФЗ «Об  акционерных обществах» денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций акционерного общества, производится по соглашению между учредителями. Согласованная денежная оценка вклада в уставный капитал другой организации складывается из рыночной стоимости передаваемого объекта, принятой участниками общества, а также из каких-либо других, связанных с выбытием этого объекта затрат, которые понесла или может понести передающая сторона.

Согласно п. 14 ПБУ 19/02 первоначальная стоимость финансовых вложений, приобретенных  по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается равной стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, может определяться двумя способами:

1) устанавливается исходя из  цены, по которой в сравнимых  обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов;

2) при невозможности применения  первого способа определяется  исходя из стоимости, по которой  в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения.

Если организация не занимается систематической реализацией однородных основных средств, то для определения первоначальной стоимости финансовых вложений, оплаченных основными средствами, применяется второй способ оценки - по стоимости приобретаемой доли или стоимости акций.

В соответствии с Планом счетов и  Инструкцией по его применению финансовые вложения, осуществленные организацией, отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений. Вклады в уставные капиталы других организаций учитываются на субсчете 58-1 «Паи и акции». На этом счете отражается фактически внесенная в уставный капитал другой организации сумма денежных средств (или иного имущества).

В соответствии с п. 3 ПБУ 9/99 не признается расходами организации выбытие активов в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи).

 На основании пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача имущества, если  такая передача носит инвестиционный  характер.

         НДС указанная операция не облагается.

В соответствии с пп. 2 п.1 ст. 277 НК РФ не признается доходом (убытком) налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) разница между стоимостью вносимого им в качестве оплаты имущества и номинальной стоимостью  приобретаемых долей.

Стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей налогообложения прибыли признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.

В соответствии с п. 3 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взноса в уставный капитал. Соответственно данная операция не отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» изменен порядок учета налога на добавленную стоимость по основным средствам, выбывающим из организации по причине взноса в уставный капитал другой организации. Данные изменения вступили в силу с 01.01.2006.

В соответствии с нормами П. 3 ст. 170 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, принятая к вычету при вводе в эксплуатации объектов основных средств, подлежит восстановлению при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

Восстановлению подлежат суммы  налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной  стоимости без учета переоценки.

Принимающая сторона принимает  полученный налог к вычету в порядке, установленном п. 1 ст. 172 НК РФ.

В ранее действующей редакции НК РФ требование о восстановлении сумм НДС с остаточной стоимости основных средств отсутствовало. Также отсутствовала норма о возможности принятия к вычету НДС у принимающей стороны.

Информация о работе Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях