Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе приведены материалы, связанные с приобретением основных средств и производственного инвентаря, выбытием, оценкой, переоценкой, амортизацией основных средств.
Задачи дипломной работы:
- изучение оформления документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств и производственного инвентаря, их внутреннего перемещения и выбытия;
- определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств и производственного инвентаря;
- определение затрат, связанных с поддержанием основных средств и производственного инвентаря в рабочем состоянии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….....6 Глава 1.Теоретические аспекты учета основных средств и производственного инвентаря…………………………………………………………………………………………………8
1.1.Информационная база………………………………………………………………………….....8
1.2.Задачи бухгалтерского учета основных средств……………………………………………...9
1.3. Понятие основных средств……………………………………………………………………..11
1.4. Классификация основных средств…………………………………………………………….14
1.5.Понятие и состав инвентарного объекта……………………………………………………...17
1.6.Регистры учета основных средств……………………………………………………………..19
1.7.Учет производственного инвентаря……………………………………………………………21
Вывод по главе 1………………………………………………………………………………………22
Глава 2. Операции с основными средствами…………………………………………………….23
2.1.Поступление основных средств………………………………………………………………...23
2.1.1. Приобретение объектов основных средств по договору купли-продажи……..26
2.1.1.1.Суммовые разницы, возникающие при оплате объекта в сумме, в сумме соответствующей иностранной валюте……………………………………………………………28
2.1.1.2.Проценты по заемным средствам, полученным для приобретения объекта основных средств………………………………………………………………………………..30
2.1.1.3.Курсовые разницы, возникающие при приобретении объектов основных
средств по импорту……………………………………………………………………………………33
2.1.1.4.Прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств…………………………………………………………………………………….34
2.1.2.Поступление объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации…………………………………………………………………………35
2.1.3.Безвозмездное получение объектов основных средств…………….……………..42
2.1.4.Приобретение объекта основных средств в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств………………………………………………………………34
2.1.5.Сооружение объекта основных средств…………………………………………….46
2.1.5.1. Строительство объекта основных средств силами сторонней организации………47
2.1.5.2.Строительство объекта основных средств собственными силами…..…….……......49
2.1.6.Приобретение основных средств по договору лизинга…………………....……………..52
2.2.Переоценка основных средств………………………………………………………………….56
2.3.Амортизация объектов основных средств…………………………………………….……...59
2.3.1.Начисление амортизации в бухгалтерском учете………………………………..61
2.3.1.1.Начисление амортизации основных средств линейным способом…………..61
2.3.1.2Начисление амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка……………………………………………………………………………………………61
2.3.1.3.Начисление амортизации основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования………………………………………………………………..……61
2.3.1.4.Начисление амортизации основных средств пропорционально объему продукции (работ)……………………………………………………………………………......61
2.3.2.Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли…………...63
2.3.2.1.Линейный метод начисления амортизации………………………………………………63
2.3.2.2.Нелинейный метод начисления амортизации………………………………………......63
2.3.3.Определение срока полезного использования объектов основных средств...65
2.4.Ремонт основных средств………………………………………………………………………..67
2.4.1.Бухгалтерский учет расходов на проведение ремонта основных средств………67
2.4.2.Отражение в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.........69
2.4.3.Учет затрат на проведение ремонтных работ……………………..…………....73
2.4.3.1.Ремонт подрядным способом……………………………………………………..………..73
2.4.3.2.Ремонт объекта основных средств собственными силами организации………......75
2.4.3.3.Затраты на ремонт арендованных основных средств………………………………….76
2.5.Выбытие объектов основных средств…………………………………………………….......83
2.5.1.Реализация основных средств…………………………………………….……..85
2.5.2.Ликвидация объекта основных средств……………………………………………………..87
2.5.3.Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал………………..89
2.5.4.Безвозмездная передача объектов основных средств………………………...………...92
2.6.Инвентаризация основных средств…………………………………………………………....94
2.7. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности……......96
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..………………97
Глава3.Учет производственного инвентаря………………………………………..…………….98
3.1.Учет производственного инвентаря……………………………………………..…………….98
3.2.Оценка производственного инвентаря…………………………………………..…………..100
3.3. Отпуск производственного инвентаря…………………………………………..…………..103
3.4.Спецодежда и спецоснастка………………………………………………………...…………105
3.5.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности……………………………..………105
Выводы по главе 3……………………………………………………………………………………109
Глава 4. Налоговые разницы по основным средствам и анализ состояния деятельности предприятия и основных средств……………………………………………………………..…..110
4.1.Положение по ведению бухгалтерского учета «учет расчета по налогу на прибыль» 18/02 в свете налоговых разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и инвентаря…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате арендодателю за аренду основного средства;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, учтенная в составе арендной платы (в соответствии с пп. 1. 2 ст. 171 НК РФ);

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - перечислена  арендодателю сумма арендной платы.

 В заключение может быть произведена запись:

Дебет счета 76 Кредит счета 62 - зачтена задолженность арендодателя по оплате произведенного арендатором ремонта в счет платежей по арендной плате согласно договорной стоимости, включая НДС.

Учет у арендодателя

 У арендодателя стоимость произведенного текущего ремонта сданных в аренду основных средств учитывается как расходы, связанные с извлечением доходов (арендной платы), на счете 90 «Себестоимость продаж»:

Дебет счета 90 Кредит счета 76 - отражены расходы на осуществление текущего ремонта сданного в аренду основного средства по договорной стоимости;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате за осуществление текущего ремонта основного средства;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС  за текущий ремонт сданного в аренду основного средства (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);

Дебет счета 90 Кредит счета 68 - отражена сумма НДС, подлежащая получению от арендатора в составе арендной платы;

Дебет счета 76 Кредит счета 90 - отражена сумма арендной платы, начисленной за аренду основного средства.

                  Учет у арендатора

 В соответствии со ст. 260 НК РФ затраты на текущий ремонт основных средств, используемых в производственной деятельности, подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

В бухгалтерском учете арендатора произведенные затраты отражаются следующим образом:

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 76 - отражены расходы на осуществление текущего ремонта арендованного основного средства по договорной стоимости;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате за осуществление текущего ремонта основного средства;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС  за текущий ремонт арендованного  основного средства (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - оплачены услуги по ремонту арендованного  основного средства.

Одновременно в общеустановленном  порядке в соответствии с условиями заключенного договора отражается и сумма арендной платы:

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 76 - отражена сумма арендной платы за арендованное основное средство;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате  за аренду офисного помещения;

  Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, учтенная в составе арендной платы (в соответствии с пп. 1 ст.171 НК РФ);

Дебет счета 76 Кредит счета 51- перечислена арендодателю сумма арендной платы.

Учет у арендодателя

 В соответствии со ст. 252 НК РФ затраты, связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), подлежат включению в себестоимость этой продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям. В бухгалтерском учете арендодателя произведенные затраты отражаются следующим образом:

Дебет счета 10 Кредит счета 60 - приобретены материальные ценности, которые будут использованы для ремонта сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате поставщику за материальные ценности, которые будут использованы для ремонта офисного помещения;

Дебет счета 20 Кредит счета 10 (68, 69, 70 и  др.) - списаны расходы организации  на осуществление собственными силами текущего ремонта основного средства, сданного в аренду;

Дебет счета 20 Кредит счета 76 - списаны расходы организации на осуществление выполненного сторонней организацией текущего ремонта основного средства, сданного в аренду;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате подрядчику за осуществление текущего ремонта сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС  за текущий ремонт сданного в аренду основного средства и за материальные ценности, которые были использованы для ремонта основного средства (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - оплачены услуги сторонней организации по ремонту сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 60 Кредит счета 51 - оплачены поставщику материальные ценности, которые были использованы для ремонта основного средства;

Дебет счета 62 (76) Кредит счета 90-1 - отражена задолженность арендатора по оплате выполненного арендодателем текущего ремонта сданного им в аренду основного  средства;

Дебет счета 90-3 Кредит счета 68 - отражена сумма НДС, подлежащая получению от арендатора за выполненный арендодателем текущий ремонт сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 20 Кредит счета 26 - списаны  общехозяйственные расходы;

Дебет счета 90-2 Кредит счета 20 - списана  сумма фактических затрат арендодателя на ремонт сданного им в аренду основного средства;

Дебет счета 90-9 Кредит счета 99 (или  Дебет счета 99 Кредит счета 90-9) - выявлен финансовый результат по оказанию арендодателем арендатору услуг по ремонту сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 51 Кредит счета 62 (76) - получена от арендатора оплата услуг по ремонту сданного в аренду основного средства согласно договорной стоимости.

Одновременно в общеустановленном  порядке в соответствии с условиями заключенного договора отражается и сумма арендной платы:

Дебет счета 76 Кредит счета 90 - отражена сумма арендной платы, начисленной  за аренду основного средства;

Дебет счета 90 Кредит счета 68 - отражена сумма НДС, подлежащая получению от арендатора в составе арендной платы;

Дебет счета 51 Кредит счета 76 - получена арендная плата в соответствии с условиями заключенного договора.

 

Учет у арендодателя

В соответствии со ст.265 НК РФ и Инструкцией  по применению Плана счетов у арендодателя стоимость произведенного текущего ремонта сданных в аренду основных средств может быть учтена как расходы, связанные с извлечением внереализационных доход на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Дебет счета 10 Кредит счета 60 - приобретены  материальные ценности, которые будут использованы для ремонта сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате поставщику за материальные ценности, которые будут использованы для ремонта основного средства;

Дебет счета 90 Кредит счета 10(68,69,70) - списаны расходы организации  на осуществление текущего ремонта, сданного в аренду собственными силами;

Дебет счета 90 Кредит счета 76 – списаны  расходы организации  на осуществление  текущего ремонта сданного в аренду основного средства, выполненного сторонней организацией;

    Дебет счета 19 Кредит  счета 76 - отражена сумма НДС,  подлежащего уплате подрядчику за осуществление текущего ремонта сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС за текущий ремонт сданного в аренду основного средства и за материальные ценности, которые были использованы для ремонта основного средства (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - оплачены услуги сторонней организации по ремонту сданного в аренду основного средства;

Дебет счета 60 Кредит счета 51- оплачены поставщику материальные ценности, которые были использованы для ремонта основного средства.

Одновременно в общеустановленном  порядке в соответствии с условиями заключенного договора отражается и сумма арендной платы:

     Дебет счета 76 Кредит счета 90 - отражена сумма арендной платы, начисленной за основное средство;

Дебет счета 90 Кредит счета 68 - отражена сумма НДС, полученная (подлежащая получению) от арендатора в составе арендной платы;

Дебет счета 51 Кредит счета 76 - получена арендная плата в соответствии с условиями заключенного договора.

Дебет счета 90 Кредит счета 10 (68, 69, 70 и др.) - списаны paсxoды организации на осуществление собственными силами текущего ремонта офисного помещения,

Дебет счета 90 Кредит счета 76 - списаны  расходы организации на осуществление  текущего ремонта сданного в аренду офисного помещения, выполненного сторонней организацией (без учета НДС); Одновременно в общеустановленном порядке в соответствии с условиями заключенного договора аренды отражается сумма арендной платы.

 

2.5.Выбытие объектов основных  средств

   Основные средства в организации  может расстаться выбыть по ряду причин. К таким причинам, в частности, можно отнести:

- продажу (реализацию) объекта  основных средств другому лицу;

- списание в случае морального  и (или) физического износа;

- передачу объектов основных  средств в виде вклада в  уставный капитал других организаций; 

- ликвидацию при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

- другие причины. 

 В соответствии  с Положением по бухгалтерскому  учету "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, стоимость объекта основных средств, который выбывает (в том числе в случае продажи), подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, установлено, что одним  из условий признания выручки (поступления от продажи) является переход права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) от организации к покупателю.

 В целях налогообложения  прибыли согласно статье 271 Налогового кодекса Российской Федерации при методе начисления датой получения дохода для доходов от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.

Исходя из изложенного, у организации - продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств, вне зависимости от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 259 НК РФ предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.

Одним из существенных признаков, необходимых для признания имущества  амортизируемым, является признак использования  имущества налогоплательщиком для  извлечения дохода.

При передаче объектов основных средств покупателю по акту (накладной) приемки-передачи основных средств  возможность использования таких  основных средств для извлечения дохода у организации-продавца прекращается, и, следовательно, с этого момента такие основные средства перестают отвечать признакам амортизируемого имущества у организации-продавца.

Согласно пункту 8 статьи 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав, и, следовательно, с этой даты начнется начисление амортизации по объекту недвижимости у организации-покупателя.

 У организации - продавца недвижимого имущества начисление амортизации по данному имуществу прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошла передача имущества покупателю по акту приема-передачи основных средств.

 Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств (счет 01), а также при выбытии  основных средств следует руководствоваться  ПБУ 6/01, а также Методическими  рекомендациями по бухгалтерскому учету  основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

 Пример: В декабре  2006г. ЗАО «Контакт» списало обогреватель по причине износа электро - нагревательного элемента, объект полностью самортизировался.

 Дебет счета 02-1 «Амортизация основных средств» Кредит 01-2 «Основные средства» - 6795 руб. списана сумма амортизации.

Информация о работе Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях