Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:43, дипломная работа
В данной дипломной работе приведены материалы, связанные с приобретением основных средств и производственного инвентаря, выбытием, оценкой, переоценкой, амортизацией основных средств.
Задачи дипломной работы:
- изучение оформления документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств и производственного инвентаря, их внутреннего перемещения и выбытия;
- определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств и производственного инвентаря;
- определение затрат, связанных с поддержанием основных средств и производственного инвентаря в рабочем состоянии;
Введение……………………………………………………………………………………………….....6 Глава 1.Теоретические аспекты учета основных средств и производственного инвентаря…………………………………………………………………………………………………8
1.1.Информационная база………………………………………………………………………….....8
1.2.Задачи бухгалтерского учета основных средств……………………………………………...9
1.3. Понятие основных средств……………………………………………………………………..11
1.4. Классификация основных средств…………………………………………………………….14
1.5.Понятие и состав инвентарного объекта……………………………………………………...17
1.6.Регистры учета основных средств……………………………………………………………..19
1.7.Учет производственного инвентаря……………………………………………………………21
Вывод по главе 1………………………………………………………………………………………22
Глава 2. Операции с основными средствами…………………………………………………….23
2.1.Поступление основных средств………………………………………………………………...23
2.1.1. Приобретение объектов основных средств по договору купли-продажи……..26
2.1.1.1.Суммовые разницы, возникающие при оплате объекта в сумме, в сумме соответствующей иностранной валюте……………………………………………………………28
2.1.1.2.Проценты по заемным средствам, полученным для приобретения объекта основных средств………………………………………………………………………………..30
2.1.1.3.Курсовые разницы, возникающие при приобретении объектов основных
средств по импорту……………………………………………………………………………………33
2.1.1.4.Прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств…………………………………………………………………………………….34
2.1.2.Поступление объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации…………………………………………………………………………35
2.1.3.Безвозмездное получение объектов основных средств…………….……………..42
2.1.4.Приобретение объекта основных средств в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств………………………………………………………………34
2.1.5.Сооружение объекта основных средств…………………………………………….46
2.1.5.1. Строительство объекта основных средств силами сторонней организации………47
2.1.5.2.Строительство объекта основных средств собственными силами…..…….……......49
2.1.6.Приобретение основных средств по договору лизинга…………………....……………..52
2.2.Переоценка основных средств………………………………………………………………….56
2.3.Амортизация объектов основных средств…………………………………………….……...59
2.3.1.Начисление амортизации в бухгалтерском учете………………………………..61
2.3.1.1.Начисление амортизации основных средств линейным способом…………..61
2.3.1.2Начисление амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка……………………………………………………………………………………………61
2.3.1.3.Начисление амортизации основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования………………………………………………………………..……61
2.3.1.4.Начисление амортизации основных средств пропорционально объему продукции (работ)……………………………………………………………………………......61
2.3.2.Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли…………...63
2.3.2.1.Линейный метод начисления амортизации………………………………………………63
2.3.2.2.Нелинейный метод начисления амортизации………………………………………......63
2.3.3.Определение срока полезного использования объектов основных средств...65
2.4.Ремонт основных средств………………………………………………………………………..67
2.4.1.Бухгалтерский учет расходов на проведение ремонта основных средств………67
2.4.2.Отражение в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.........69
2.4.3.Учет затрат на проведение ремонтных работ……………………..…………....73
2.4.3.1.Ремонт подрядным способом……………………………………………………..………..73
2.4.3.2.Ремонт объекта основных средств собственными силами организации………......75
2.4.3.3.Затраты на ремонт арендованных основных средств………………………………….76
2.5.Выбытие объектов основных средств…………………………………………………….......83
2.5.1.Реализация основных средств…………………………………………….……..85
2.5.2.Ликвидация объекта основных средств……………………………………………………..87
2.5.3.Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал………………..89
2.5.4.Безвозмездная передача объектов основных средств………………………...………...92
2.6.Инвентаризация основных средств…………………………………………………………....94
2.7. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности……......96
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..………………97
Глава3.Учет производственного инвентаря………………………………………..…………….98
3.1.Учет производственного инвентаря……………………………………………..…………….98
3.2.Оценка производственного инвентаря…………………………………………..…………..100
3.3. Отпуск производственного инвентаря…………………………………………..…………..103
3.4.Спецодежда и спецоснастка………………………………………………………...…………105
3.5.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности……………………………..………105
Выводы по главе 3……………………………………………………………………………………109
Глава 4. Налоговые разницы по основным средствам и анализ состояния деятельности предприятия и основных средств……………………………………………………………..…..110
4.1.Положение по ведению бухгалтерского учета «учет расчета по налогу на прибыль» 18/02 в свете налоговых разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и инвентаря…………………………………………………………………………………
В зависимости от сложности и
продолжительности работ
Во время проведения ремонта
может происходить
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений по п. 70 Методических указаний по учету основных средств.
Отнесение ремонтных работ к тому или иному виду должно быть подтверждено соответствующими документами: договором на проведение ремонта, сметной документацией, внутренними распорядительными документами организации и т.п.
Согласно пунктам 5 и 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, в том числе расходы по поддержанию в исправном состоянии основных средств, являются расходами по обычным видам деятельности.
Ремонт основных средств может осуществляться как хозяйственным способом, так и подрядным способом.
Для оформления приемки объектов по окончании капитального ремонта используется акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 77.
Акт приемки-сдачи при выполнении ремонта подрядным способом составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр остается на предприятии, второй передается подрядной организации.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в затраты на производство или расходы на продажу отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств на основании п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и п. 69 Методических указаний по учету основных средств. При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта. По окончании отчетного года проводится инвентаризация средств резерва. На остатке могут находиться только средства резерва по незавершенным работам по ремонту отдельных объектов, как правило, речь идет о капитальном ремонте. В бухгалтерском учете резервирование отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и дебету счетов учета затрат на производство или расходов на продажу (дебет счета 20, 23, 25, 26, 44 и т.д.).
В случае если организация не создает соответствующий резерв, расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств, согласно Инструкции по применению Плана счетов могут учитываться по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» в корреспонденции со счетами учета расчетов, с последующим списанием на затраты производства. Порядок списания расходов будущих периодов согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета устанавливается организацией самостоятельно (равномерно, пропорционально объему продукции и др.)
2.4.2.Отражение в налоговом
Для целей налогообложения порядок учета затрат на ремонт основных средств определен ст. 260 «Расходы на ремонт основных средств» НК РФ.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные организацией, рассматриваются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
В налоговом учете организация формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходов на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и прочих расходов, связанных с ведением указанного ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними силами (подрядным способом).
Порядок налогового учета расходов применяется также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
В соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ организации для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств дано право создавать резерв под предстоящие ремонты основных средств. Порядок образования резерва установлен ст. 324 НК РФ.
В соответствии с главой 25 НК РФ отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт производятся исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
В соответствии со ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относится имущество, на которое у организации имеется право собственности. Стоимость арендованных основных средств не включается в стоимость амортизируемого имущества.
Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу главы 25 НК РФ), принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с требованиями налогового законодательства.
Первоначальная стоимость
Первоначальная стоимость
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств организация обязана рассчитать предельную сумму отчислений в резерв.
Предельная сумма отчислений в резерв определяется исходя из следующих параметров:
- периодичность осуществления ремонта объекта основных средств;
- частота замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций);
- сметная стоимость указанного ремонта.
Предельная сумма резерва
В случае, когда организация осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного года, предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, накопленного в предыдущий годы, приходящегося на соответствующий год в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих годах указанный либо аналогичный ремонт не осуществлялся.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного периода, то есть соответственно принятому организацией порядку - ежемесячно или ежеквартально.
В случае создания организацией резерва на проведение ремонта основных средств сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
Таблица 2.4.2.1
Порядок налогового учета расходов на ремонт при использовании резерва предстоящих расходов по ремонту основных средств
Условия начисления и использования резерва |
Отражение в целях налогообложения |
Сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств |
Остаток затрат
для целей налогообложения |
На конец
года остаток средств резерва
предстоящих расходов на ремонт основных
средств превышает сумму |
Сумма превышения на последнюю дату текущего года для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика |
В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода |
На конец
текущего года остаток указанных
средств не подлежит включению в
состав доходов для целей |
Для правильного разграничения
выполненных работ при
Для этого необходимо четко определить,
какие работы относятся к реконструкции
и модернизации в бухгалтерском
и налоговом учете в
В налоговом учете в соответствии
с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость
основных средств для целей
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и другими новыми качествами.
К реконструкции относится
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
В соответствии с п. 1.2 приказа Минфина России от 30.12.93 № 160 работы по реконструкции объекта «приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются».
Реконструкцией здания признается комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, которые характеризуются следующими признаками:
1) эти работы приводят к
2) эти работы не удовлетворяют определению капитального ремонта.
Если же организация произвела перестройку складского помещения под помещение офиса, в этом случае происходит изменение назначения объекта основных средств. Тогда затраты по выполненным работам подлежат отнесению к расходам капитального характера, увеличивающим стоимость объекта основных средств.
В бухгалтерском учете для определения вида проводимых работ необходимо руководствоваться соответствующими документами, разработанными техническими службами организации в рамках системы планово-предупредительных ремонтов (письмо Минфина России от 14.01.2004 №16-0014/10).
Затраты организации, связанные с модернизацией и реконструкцией объектов основных средств, в соответствии с п. 70 Методических указаний по учету основных средств учитываются в порядке, установленном для учета капитальных вложений (подтверждено п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»).
Все затраты, связанные с модернизацией и реконструкцией объекта основных средств, отражаются по дебету счета 08 «Капитальные вложения». ПО окончании модернизации и реконструкции объекта основных средств подлежит увеличению его первоначальная стоимость. В бухгалтерском учете увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08.
Информация о работе Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях