Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

В данной дипломной работе приведены материалы, связанные с приобретением основных средств и производственного инвентаря, выбытием, оценкой, переоценкой, амортизацией основных средств.
Задачи дипломной работы:
- изучение оформления документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств и производственного инвентаря, их внутреннего перемещения и выбытия;
- определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств и производственного инвентаря;
- определение затрат, связанных с поддержанием основных средств и производственного инвентаря в рабочем состоянии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………….....6 Глава 1.Теоретические аспекты учета основных средств и производственного инвентаря…………………………………………………………………………………………………8
1.1.Информационная база………………………………………………………………………….....8
1.2.Задачи бухгалтерского учета основных средств……………………………………………...9
1.3. Понятие основных средств……………………………………………………………………..11
1.4. Классификация основных средств…………………………………………………………….14
1.5.Понятие и состав инвентарного объекта……………………………………………………...17
1.6.Регистры учета основных средств……………………………………………………………..19
1.7.Учет производственного инвентаря……………………………………………………………21
Вывод по главе 1………………………………………………………………………………………22
Глава 2. Операции с основными средствами…………………………………………………….23
2.1.Поступление основных средств………………………………………………………………...23
2.1.1. Приобретение объектов основных средств по договору купли-продажи……..26
2.1.1.1.Суммовые разницы, возникающие при оплате объекта в сумме, в сумме соответствующей иностранной валюте……………………………………………………………28
2.1.1.2.Проценты по заемным средствам, полученным для приобретения объекта основных средств………………………………………………………………………………..30
2.1.1.3.Курсовые разницы, возникающие при приобретении объектов основных
средств по импорту……………………………………………………………………………………33
2.1.1.4.Прочие затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств…………………………………………………………………………………….34
2.1.2.Поступление объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал организации…………………………………………………………………………35
2.1.3.Безвозмездное получение объектов основных средств…………….……………..42
2.1.4.Приобретение объекта основных средств в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств………………………………………………………………34
2.1.5.Сооружение объекта основных средств…………………………………………….46
2.1.5.1. Строительство объекта основных средств силами сторонней организации………47
2.1.5.2.Строительство объекта основных средств собственными силами…..…….……......49
2.1.6.Приобретение основных средств по договору лизинга…………………....……………..52
2.2.Переоценка основных средств………………………………………………………………….56
2.3.Амортизация объектов основных средств…………………………………………….……...59
2.3.1.Начисление амортизации в бухгалтерском учете………………………………..61
2.3.1.1.Начисление амортизации основных средств линейным способом…………..61
2.3.1.2Начисление амортизации основных средств способом уменьшаемого остатка……………………………………………………………………………………………61
2.3.1.3.Начисление амортизации основных средств по сумме чисел лет срока полезного использования………………………………………………………………..……61
2.3.1.4.Начисление амортизации основных средств пропорционально объему продукции (работ)……………………………………………………………………………......61
2.3.2.Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли…………...63
2.3.2.1.Линейный метод начисления амортизации………………………………………………63
2.3.2.2.Нелинейный метод начисления амортизации………………………………………......63
2.3.3.Определение срока полезного использования объектов основных средств...65
2.4.Ремонт основных средств………………………………………………………………………..67
2.4.1.Бухгалтерский учет расходов на проведение ремонта основных средств………67
2.4.2.Отражение в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.........69
2.4.3.Учет затрат на проведение ремонтных работ……………………..…………....73
2.4.3.1.Ремонт подрядным способом……………………………………………………..………..73
2.4.3.2.Ремонт объекта основных средств собственными силами организации………......75
2.4.3.3.Затраты на ремонт арендованных основных средств………………………………….76
2.5.Выбытие объектов основных средств…………………………………………………….......83
2.5.1.Реализация основных средств…………………………………………….……..85
2.5.2.Ликвидация объекта основных средств……………………………………………………..87
2.5.3.Передача основного средства в качестве вклада в уставный капитал………………..89
2.5.4.Безвозмездная передача объектов основных средств………………………...………...92
2.6.Инвентаризация основных средств…………………………………………………………....94
2.7. Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности……......96
Выводы по главе 2……………………………………………………………………..………………97
Глава3.Учет производственного инвентаря………………………………………..…………….98
3.1.Учет производственного инвентаря……………………………………………..…………….98
3.2.Оценка производственного инвентаря…………………………………………..…………..100
3.3. Отпуск производственного инвентаря…………………………………………..…………..103
3.4.Спецодежда и спецоснастка………………………………………………………...…………105
3.5.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности……………………………..………105
Выводы по главе 3……………………………………………………………………………………109
Глава 4. Налоговые разницы по основным средствам и анализ состояния деятельности предприятия и основных средств……………………………………………………………..…..110
4.1.Положение по ведению бухгалтерского учета «учет расчета по налогу на прибыль» 18/02 в свете налоговых разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и инвентаря…………………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 997.50 Кб (Скачать файл)

 Работы по реконструкции  и модернизации основных средств  отражаются в учете так же, как и изготовление (сооружение) объектов основных средств.

 

                                       

 

 

 

 

2.4.3.Учет затрат на проведение  ремонтных работ                               2.4.3.1.Ремонт подрядным способом

Ремонт подрядным способом осуществляется специализированными сторонними организациями.

Ремонтные работы обычно осуществляются с использованием материалов подрядчика - иждивением подрядчика, в соответствии со ст. 704 ГК РФ. В этом случае подрядчик приобретает материалы по договорам купли-продажи  в обычном порядке. Но на практике также нередки случаи, когда работы выполняются подрядчиком из давальческого материала заказчика. Этот способ предусмотрен ст. 713 ГК РФ. В этом случае, в соответствии с ГК РФ, подрядчик обязан после окончания работ представить заказчику отчет о расходовании полученных материалов. В случае если после выполнения работ имеется неизрасходованный остаток полученных материалов, подрядчик обязан возвратить его заказчику либо с согласия заказчика уменьшить цену работы на стоимость оставшегося неиспользованным материала.

В соответствии со ст. 220 ГК РФ право собственности на передаваемые в переработку материалы остается у заказчика. Соответственно в этом случае при передаче материалов в переработку объекта обложения НДС не возникает (статьи 39, 146 НК РФ).

Документами, служащими основанием для отражения в учете  операций, являются:

-  приемо-сдаточный акт (накладная) на передачу материалов организации подрядчика;

-  акт на выполненные организацией  подрядчика ремонтные работы, подтверждающих  сам факт проведения ремонта; 

- счет-фактура, выписанный организацией подрядчика на выполненные работы, подтверждающий сумму налога на добавленную стоимость и являющийся основанием для его отнесения на балансовый счет 19;

- платежное поручение (чек ККТ), подтверждающее факт оплаты услуг привлеченной организации.

Операции по ремонту в бухгалтерском  учете будут отражены проводками:

Дебет счета 10 Кредит счета 60  - оприходованы запчасти на склад организации;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - учтена сумма НДС, относящаяся к стоимости  запчастей;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - принята  к зачету сумма НДС по приобретенным запчастям;

Дебет счета 60 Кредит счета 51  - оплачены запчасти поставщикам;

Дебет счета 10 (субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону») Кредит счета 10 - материалы переданы подрядчику.

После приема отремонтированного основного  средства в учете делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 23 (20 и т.п.) Кредит счета 60  - отражена сумма предъявленных  услуг по произведенному ремонту;

Дебет счета 19 Кредит счета 60  - отражен  налог на добавленную стоимость по произведенному ремонту;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - принята  к вычету сумма налога на добавленную  стоимость по произведенному ремонту.

Дебет счета 23 (20 и т.п.) Кредит счета 10 (субсчет «Материалы, переданные в  переработку на сторону») - отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком для производства ремонтных работ на основании соответствующих актов подрядчика;

Дебет счета 10 Кредит счета 10 (субсчет  «Материалы, переданные в переработку  на сторону») - отражена стоимость возвращенного неизрасходованного остатка материалов;

Дебет счета 60 Кредит счета 51 - оплачена подрядчику стоимость услуг по произведенному ремонту;

На основании ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость на сумму установленных налоговых вычетов. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, облагаемых НДС.

     Если подрядчик с согласия заказчика не возвращает неизрасходованный остаток материалов, а оставляет их у себя, происходит смена собственника, то есть реализация материалов.

Указанная хозяйственная операция отражается бухгалтерскими записями:

Дебет счета 62 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы»)  - отражена задолженность подрядчика за приобретенные материалы;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие  расходы») Кредит счета 68 (субсчет «Расчеты по НДС»)  - начислен НДС на реализованные подрядчику материалы;

Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 10 (субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону»)-  списана стоимость переданных подрядчику материалов.

В налоговом учете в соответствии с нормами ст. 249 НК РФ указанные доходы в полном размере  включаются в доходы от реализации отчетного периода.

 

 

2.4.3.2.Ремонт объекта основных  средств собственными силами  организации

Документами, служащими основанием для отражения в учете рассматриваемых операций, являются:

  - калькуляция стоимости ремонтных работ;

   - накладная на передачу материалов со склада на проведение ремонтных работ;

- бухгалтерская справка о сумме  оплаты труда и начислений  на нее за выполненный объем  ремонтных работ; 

- акт на выполненные ремонтные  работы, подтверждающий сам факт проведения ремонта, его объем и стоимость.

Проведение ремонта в бухгалтерском  учете отразится проводками:

Дебет счета 10 Кредит счета 60  - оприходованы приобретенные материалы; 

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражен  НДС по приобретенным материалам на основании счета-фактуры поставщика;

Дебет счета 68 Кредит счета 19- принята  к вычету сумма НДС по оприходованным материалам;

Дебет счета 60 Кредит счета 51- оплачена поставщикам  стоимость приобретенных  материалов;

Дебет счета 23,20 Кредит счета 10 – списана стоимость материалов, израсходованных для проведения ремонта;

Дебет счета 23(20) Кредит счета 70,69- отражены в учете оплата труда и начисление на нее.

 В соответствии со ст.260 НК  РФ в налоговом учете расходы  на ремонт в полном  размере  будут отражены как прочие расходы.

                   

 

 

 

 

 

 

 

2.4.3.3.Затраты на ремонт арендованных основных средств

В зависимости от условий договора ремонт основных средств, сданных (полученных) в аренду, может производиться как арендодателем, так и арендатором. В соответствии со ст. 616 ГК РФ, если иное не установлено договором, капитальный ремонт производится за счет арендодателя, другие же виды ремонта производятся за счет арендатора. Договором могут быть предусмотрены иные варианты возложения обязанностей по проведению ремонта сданных (полученных) в аренду основных средств.

Затраты на ремонт арендованных (сданных  в аренду) основных средств, производимые в соответствии с условиями договора за счет средств:

- арендодателя - учитываются в общем  порядке, установленном для отражения затрат на ремонт, и списываются в дебет счета учета финансовых результатов;

- арендатора - включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг).

Для обеспечения равномерного включения  расходов на проведение ремонта основных средств в течение двух и более налоговых периодов  налогоплательщик в соответствии с п. 3 ст. 260 НК РФ имеет право создавать резерв предстоящие ремонты основных средств, в том числе по амортизируемым основным средствам.

Ремонт производится за счет арендатора

Учет у арендатора

 В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на текущий ремонт используемых в производственной деятельности арендуемых основных средств подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг). В бухгалтерском учете арендатора произведенные затраты отражаются следующим образом:

Дебет счета 10 Кредит счета 60 - приобретены  материальные ценности, которые будут использованы для ремонта основного средства;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате поставщику за материальные ценности, которые будут использованы для ремонта основного средства;

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 10 (68, 69, 70 и др.) - списаны расходы организации на осуществление текущего ремонта основного средства собственными силами;

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 76 - списаны  расходы организации на осуществление текущего ремонта основного средства, выполненного сторонней организацией;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате подрядчику за осуществление текущего ремонта основного средства;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС  за текущий ремонт арендованного  основного средства и за материальные ценности, которые были приобретены  для ремонта офисного помещения (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - оплачены услуги сторонней организации по ремонту арендованного основного  средства;

Дебет счета 60 Кредит счета 51 – оплачены поставщику материальные ценности, которые  были использованы  для ремонта основного средства.

Одновременно в общеустановленном  порядке в соответствии с условиями  заключенного договора аренды и суммы  арендной платы:

      Дебет счета 26 (44) Кредит счета 76 - отражена сумма арендной платы за арендованное основное средство;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате арендодателю за аренду основного средства;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 - сумма  арендной платы  перечислена арендодателю;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС, учтенная в составе арендной платы (в соответствии с пп. 1п. 2 ст. 171 НК РФ).

Учет у  арендодателя

В рассматриваемом случае в учете  арендодателя отражается только начисление и получение арендной платы:

Дебет счета 76 Кредит счета 90 - отражена сумма арендной платы, подлежащей получению от арендатора (в том числе НДС);

Дебет счета 90 Кредит счета 68 - отражена сумма НДС, полученная (подлежащая получению) от арендатора в составе арендной платы;

Дебет счета 51 Кредит счета 76 - получена от арендатора арендная плата в соответствии с условиями заключенного договора (включая НДС).

Учет у арендатора

 В соответствии со ст. 252 НК РФ затраты, связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), подлежат включению в себестоимость этой продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям. В бухгалтерском учете арендатора произведенные затраты отражаются следующим образом:

Дебет счета 10 Кредит счета 60 - приобретены  материальные ценности, которые будут  использованы для ремонта основного средства;

Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате поставщику за материальные ценности, которые будут использованы для ремонта основного средства;

Дебет счета 20 Кредит счета 10 (68, 69, 70 и др.) - списаны расходы организации на осуществление текущего ремонта основного средства собственными силами;

Дебет счета 20 Кредит счета 76 - списаны  расходы организации на осуществление  текущего ремонта основного средства, выполненного сторонней организацией;

Дебет счета 19 Кредит счета 76 - отражена сумма НДС, подлежащего уплате подрядчику за осуществление текущего ремонта основного средства;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - отнесена на расчеты с бюджетом сумма НДС  за текущий ремонт арендованного основного средства и за материальные ценности, которые были использованы для ремонта основного средства (в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ);

Дебет счета 76 Кредит счета 51- оплачены услуги сторонней организации по ремонту арендованного основного средства;

      Дебет счета 60 Кредит счета 51- оплачены поставщику материальные ценности, которые были использованы для ремонта основного средства;

Дебет счета 62 (76) Кредит счета 90-1 - отражена задолженность арендодателя по оплате выполненного арендатором текущего ремонта арендованного основного средства;

Дебет счета 90-3 Кредит счета 68 - отражена сумма НДС, подлежащая получению от арендодателя за выполненный арендатором текущий ремонт арендованного основного средства;

Дебет счета 20 Кредит счета 26 - списаны общехозяйственные расходы;

Дебет счета 90-2 Кредит счета 20 - списана  сумма фактических затрат арендатора на ремонт арендованного основного  средства;

Дебет счета 90-9 Кредит счета 99 (или  Дебет счета 99 Кредит счета 90-9) - выявлен финансовый результат от оказания арендатором арендодателю услуг по ремонту арендованного основного средства.

Одновременно в общеустановленном  порядке в соответствии с условиями заключенного договора аренды отражается и сумма арендной платы:

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 76 - отражена сумма арендной платы за арендованное основное средство;

Информация о работе Учет основных средств и инвентаря в производственных предприятиях