Учет расчетов с бюджетом по налогам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании изучения литературных источников и практики работы Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие (КСУП) «Экспериментальная база «Вольно» Барановичского района Брестской области, исследовать методику расчета и учет расчетов по налогам и неналоговым платежам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать экономико-финансовое состояние действующего предприятия;
выполнить обзор нормативно-правовых актов и специальной экономической литературы по начислению и уплате налогов и сборов в бюджет;
изучить порядок организации и ведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ бухучет!!!.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы состоит в том, что сегодня  налоги выступают основным источником государственных доходов и важным инструментом регулирования экономики. В Республике Беларусь в рамках государственной  поддержки сельского хозяйства  осуществляются различные дотационные и компенсационные выплаты сельскохозяйственным предприятиям: удешевление банковских процентных ставок, надбавки к закупочным ценам, компенсация стоимости приобретаемых горюче-смазочных материалов, сельскохозяйственных машин, электроэнергии, минеральных удобрений, средств защиты растений и др. В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2011-2015 годы в предстоящем пятилетии необходимо осуществить широкомасштабные меры по реформированию сельскохозяйственного производства, финансовому оздоровлению предприятий и организаций, развитию социальной инфраструктуры села с целью повышения уровня привлекательности сельского образа жизни. Государственная поддержка сельского хозяйства является жизненно важной необходимостью, без нее невозможно решение задач, стоящих перед отраслью.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы  на основании изучения литературных источников и практики работы Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие (КСУП)  «Экспериментальная база «Вольно» Барановичского района Брестской области, исследовать методику расчета и учет расчетов по налогам и неналоговым платежам.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

исследовать экономико-финансовое состояние действующего предприятия;

выполнить обзор  нормативно-правовых актов и специальной  экономической литературы по начислению и уплате налогов и сборов в  бюджет;

изучить порядок  организации и ведения налогового и бухгалтерского учета на предприятии;

рассмотреть порядок осуществление контроля за правильностью и своевременностью расчетов с бюджетом по налогам и неналоговым платежам на предприятии;

изучить состояние  учета расчетов по налогам и неналоговым платежам на действующем предприятии и предложить пути его совершенствования.

В данной курсовой работе объектом исследования являются финансово-хозяйственная деятельность КСУП «Экспериментальная база «Вольно».

Предметом исследования является методика учета расчетов по налогам и неналоговым платежам.

     При  проведении исследования применялись аналитические, экономико- статистические методы и приемы.

   В качестве  теоретической и методологической  основы исследования использована  учебно-методическая литература, нормативно-правовые  акты Республики Беларусь и  комментарии к ним, статьи периодических изданий, первичные и сводные документы исследуемого предприятия, регистры синтетического и аналитического учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, данные годовых отчетов.

      Практическая значимость работы  заключается в возможности использования результатов исследования при дальнейшем  рассмотрении вопросов, связанных с системой налогообложения Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА

 

 

     1.1 Налоги и обязательные платежи: экономическое содержание и роль в функционировании национальной экономики

 

     Налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.

     Несмотря  на различные теоретические оценки  возможности и степени государственного  вмешательства в экономику, на практике государство является активным участником экономических отношений.

     Возникновение  и существование налогов обусловлено  необходимостью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граждан.  Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобщения части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования совместного их владельцев и последующего коллективного потребления в виде общественных благ.

    Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, оборонных, социальных и т.д.), на выполнение которых требуются средства.

     Для покрытия расходов государство может использовать три канала получения средств:

  • государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию;
  • реализация государственного имущества;
  • налоги.

     Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений являлся созданный в сфере производства прибавочный продукт. Часть прибавочного продукта идет на воспроизводство израсходованной части средств и рабочей силы, а другая часть направляется в доход государства [6]. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства.

     Процесс мобилизации денежных средств в государственный бюджет и их использование через систему государственных расходов представляет совокупность финансовых отношений государства.

     Финансовые отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по формированию бюджета – налоговые отношения.

     Налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: плательщиков налогов и государства. Между ними возникает безвозмездное движение стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме. Это движение является объектом налоговых отношений. Особенность налоговых отношений в том, что они носят односторонний характер – от плательщика к государству. При этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Подавляющая часть налоговых платежей не возвращается плательщику, а расходуется властью на управление, военные цели и другие мероприятия. И лишь относительно небольшая доля поступлений возвращается плательщику (пенсии, пособия и т.д.).

     Налогом признается  обязательный принудительный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [15].

     Под  налоговой системой понимают  совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, иных платежей, а также форм и методов их сбора и построения, реализуемых соответствующими финансовыми и правовыми институтами.

     Налоговая система содержит следующие элементы:

  • Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложено обязательство платить налоги.
  • Носитель налога – лицо, из дохода которого выплачивается налог.
  • Источник налога — средства, из которых выплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
  • Единица обложения – единица измерения объекта налогообложения (рубль, гектар и т.д.).
  • Налоговая ставка – величина налога с единицы обложения.
  • Налоговые льготы – уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, амортизационных отчислений), освобождение от налогов и т.д. Они устанавливаются, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
  • Налоговые платежи – виды и группы налогов.
  • Налоговая база – сумма, с которой взимается налог.
  • Налоговое бремя – величина налоговой суммы.

     Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере (приложение А). Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

     Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время:

  • принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно с их доходами. Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства.
  • принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для налогоплательщиков;
  • принцип экономии, т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание;
  • принцип определенности означает, что налог должен быть точно определен по срокам, способам и сумме уплаты. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы.

     Что касается классификации налогов, то под ней понимается группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а поведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране [10].

     Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. (приложение Б). Данная классификация необходима как для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием компьютерной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как плательщиков, так и государства.

     Классификация налогов по определенным признакам позволяет систематизировать учет налогов и налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и сборов классификационных кодов для плательщиков.

     Применение классификационных кодов ведет к возможности получения оперативной информации о состоянии налоговых процессов, выявлении негативных сторон налоговой техники и их исправлении.

      Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия: прямые и косвенные.

     Прямые  налоги – налоги, взимаемые государством  непосредственно с доходов физических  лиц и организаций. В свою  очередь прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Факт наличия имущества является основанием для обложения (например, налог на недвижимость). Личные налоги взимаются с фактически полученного дохода, прибыли (например, налог на прибыль, подоходный доход с заработной платы).

     Косвенные  налоги – налоги на товары  и услуги, устанавливаемые в виде  надбавки к цене или тарифу  и взимаемые в процессе потребления  товаров, услуг. Они подразделяются на акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

     В свою очередь акцизы делятся на индивидуальные (налогообложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

     Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

     Таможенные  пошлины имеют самую сложную структуру. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенная классификация производится по следующим признакам:

  • по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
  • по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
  • по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном соотношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
  • по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам