Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам и их аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Файлы: 1 файл

Дипломная Маджалисский_Замир.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по сельскому хозяйству РФ

 

ФГОУ  ВПО

«Дагестанская государственная сельскохозяйственная

академия»

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра бухгалтерского учета и финансов

 

 

Расулов Роман

 


 

 

 

 

на тему: «Учет расчетов с бюджетом  
по налогам и сборам и их аудит»

(на  примере МУП «Маджалисский» Кайтагского района)

 

 

Содержание работы соответствует наименованию и установленным требованиям

 

 

 

Научный руководитель:  
доцент        Гаврилова В.К.

Допускается к защите:

Зав.кафедрой, профессор       Юсуфов A.M.

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала -2008 

 

Оглавление:

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается  преобразованием  налоговой  системы.  В современном цивилизованном обществе налоги  - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом и таким образом становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной.

На современном этапе налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлина и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений, как и налогов и сборов, является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

Внебюджетные фонды в России появились в 1991 г., когда было признано целесообразным выделить из бюджетной системы социальное страхование. Так были образованы: Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. В том же году был создан Государственный фонд занятости населения, а в 1993 г. - фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и региональный). Кроме социальных фондов, созданы федеральные и региональные дорожные, экологические и другие фонды, консолидированные в бюджетной системе. 

Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45% .

Учетно-экономическая целесообразность диктует следующую группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

    • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
    • налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
    • налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения 
      прибыли;
    • налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении 
      плательщика.

На сегодняшний день можно сетовать на издержки периода становления российской налоговой системы, которая формируется и совершенствуется методом проб и ошибок. Отсутствие четкой налоговой концепции применительно к экономике переходного периода с ее особенностями приводит к нарушению принципа стабильности налогов: десятки раз вносились изменения в механизм налогообложения, увеличилось количество налогов, менялся их перечень и состав. Хотя, заметим, всего лишь 4 федеральных налога - на прибыль, НДС, подоходный с физических и акцизный - дают более 75% налоговых поступлений в бюджетную систему.

Игнорировался принцип справедливости: вносимые изменения нередко утверждались «задним числом» вопреки ст.57 Конституции РФ в соответствии, с которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В отличии от бюджетной системы государственные внебюджетные фонды социального назначения профицитны, т.е. доходы превышают расходы. Доходная часть этих фондов формируется главным образом за счет социальных отчислений, включаемых в издержки производства и обращения.

Основной целью данной дипломной работы является изучение и систематизация вопросов, касающихся учета и аудита расчетов с госбюджетом и внебюджетными фондами социального характера в предприятиях АПК.

Задачами дипломной работы являются:

    • ознакомление с особенностями исчисления налогов и взносов в аграрных формированиях;
    • раскрытие экономического содержания и сущности расчетов с бюджетом;
    • ознакомление с существующими льготами по налогам и взносам в предприятиях АПК;
    • отражение расчетов с бюджетом на счетах бухгалтерского учета;
    • изучение учета расчетов с бюджетом и внебюджетными социальными фондами в предприятиях АПК;
    • изучение аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам;
    • анализ обложения налоговыми платежами и сборами сельскохозяйственных предприятий;

Объектом исследования дипломной работы является МУП "Маджалисский" Кайтагского района, в частности, деятельность данного хозяйства как налогоплательщика и налогового агента по своевременному и полному исчислению налогов и взносов, их  перечислению  в бюджетные  и  внебюджетные  социальные фонды.

В дипломной работе использованы сравнительный, аналитический и синтетические методы познания. В качестве источников информации в ходе выполнения дипломной работы использована специальная литература по теме, газеты, журналы и экономические справочники, в которых имеется информация по налогам и сборам сельхозпредприятий, Налоговый Кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, а также информация первичного и синтетического учета и годовых отчетов хозяйства.

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧЕТА  
      РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ

 

 

Сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с действующим налоговым законодательством в настоящее время предоставлены значительные льготы по уплате налогов и других обязательных платежей по сравнению с другими действующими субъектами:

  • не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной в данном хозяйстве собственной сельскохозяйственной продукции (прибыль, полученная от других видов деятельности, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке;
  • в соответствии с Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» освобождена от уплаты налога на имущество при условии, что выручка от производства, переработки и хранение сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производители, удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов, освобождаются от уплаты налогов в дорожные фонды;
  • сельскохозяйственные предприятия при реализации потребителям сельскохозяйственной продукции применяют пониженную ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 %.

От налога на добавленную стоимость освобождается продукция собственного производства сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда (9, с.17-18).

Свою продукцию предприятия могут не только продавать покупателям, но и использовать для себя. Бухгалтер предприятия должен, прежде всего, определить, для каких нужд будет использоваться данная продукция - для производственных или непроизводственных. От этого зависит, как начислять НДС. Особенно много проблем возникает у бухгалтера в случае, если его фирма производит продукцию, реализация которой не облагается НДС.

В случае, если продукция используется для производственных нужд, то 
она включается в себестоимость и учитывается при налогообложении прибыли. Здесь возможны два варианта:

    • стоимость продукции полностью  списывается на затраты в момент ее передачи;
    • стоимость продукции списывается на затраты через амортизационные отчисления.

Передавая продукцию для производственных нужд, начислять на ее стоимость НДС не надо. Ведь налог будет исчислен при реализации товаров (работ, услуг), изготовленных из этой продукции.

Чтобы изготовить продукцию, которая в дальнейшем будет использоваться в своих производственных целях, предприятие покупает сырье и материалы. «Входной» НДС по оприходованным и оплаченным материалам (при условии, что у предприятия есть на них счет-фактура) можно принять к возмещению из бюджета.

Если продукция используется для непроизводственных нужд, то в этом случае стоимость продукции не учитывается при налогообложении прибыли. На стоимость такой продукции надо начислять НДС. Причем делать это нужно непосредственно в день передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Чтобы правильно определить этот день нужно обратиться к датам, указанным в первичных документах, которые оформляются при отпуске товаров со склада.

Исчисляя НДС по товарам, используемым в непроизводственных целях, надо исходить из цен, по которым эти товары продаются покупателям. Причем берутся продажные цены, действующие в предыдущем налоговом периоде. Если же реализации в предыдущем периоде не было, то нужно использовать рыночные цены, которые были в том периоде. Но тогда из рыночной цены нужно исключить НДС (2, с.27-29).

В полной мере новые методы налогового контроля применяются при контроле за соблюдением организациями и физическими лицами правил постановки на учет в налоговом органе. Основные положения такого контроля содержатся в соответствующих статьях главы 14 Налогового кодекса. Согласно предоставленному законом праву министерство Российской Федерации по налогам и сборам утверждает порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и формы документов, используемых при учете юридических и физических лиц.

Исходя из положений Налогового кодекса при постановке на учет и налогоплательщик, и налоговые органы должны исполнять обязанности, виды которых установлены ст. 23, 83, 84 ,85, 86. Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде денежных взысканий (штрафов) установлены ст. 116, 117, 118, 126, 129, 132.

При этом следует обратить внимание на то, что статьей 82 Налогового кодекса, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, посредством налоговых проверок, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов посредством проверки данных первичного учета и бухгалтерской отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и других форм, предусмотренных законодательством.

При обнаружении налоговым органом в ходе камеральной или выездной проверки организации правонарушения по ст.116 Налогового кодекса следует определить, осуществлялась ли налогоплательщиком деятельность с момента его создания. Если осуществлялась, то вместе со ст. 116 Налогового кодекса должны быть применены нормы ст. 117 Налогового кодекса.

Таким образом, законом установлены достаточно жесткие санкции для «недисциплинированных» налогоплательщиков (14, с.48-50).

Учет и налогообложение деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей имеют свои особенности. Рассмотрим порядок налогообложения истребованного имущественного пая. Предположим, что членами - пайщиками сельскохозяйственного кооператива (колхоза) получен в собственность истребованный имущественный пай на основании постановления Правительства РФ от 29.12.91 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

Следует иметь в виду, что взимание подоходного налога с любых доходов, полученных физическими лицами, как в денежной, так и в натуральной форме, производится в соответствии с Законом РФ от 07.12.91 № 1998 - 1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Согласно указанному Закону в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включается сумма стоимости имущественных долей, в том числе земельных паев, полученных этими лицами в соответствии с законодательством РФ о приватизации предприятий, за исключением доходов от использования этих долей, в том числе и земельных паев.

Учитывая, что приватизация (реорганизация) предприятий и организаций АПК осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.92 №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций АПК», стоимость имущественного и земельного паев, выделенных работникам при реорганизации сельскохозяйственных предприятий, в налогооблагаемых доход этих лиц не включалась, за исключением сумм, получаемых от продажи (сдачи в аренду) этих паев. Таким образом, но суммы стоимости указанных паев действие льготы не распространяется, так как эти доходы физические лица получают не в соответствии с законодательством о приватизации, а в ином порядке.

Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам и их аудит