Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета с поставщиками и подрядчиками и выявление путей по их совершенствованию на примере ООО «ИнтерСевер».
Объектом исследования дипломной работы является ООО «ИнтерСевер», специализирующееся в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
· Проанализировать законодательные акты РФ и литературные источники по учету материальных ценностей;
· Изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и на примере ООО «ИнтерСевер».

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………….……9
1.2 Понятие кредиторской задолженности ……………………………….11
1.3 Договорные отношения между организацией и поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………………… 17
1.4 Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками………………………………………………… 23
1.5 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………… .42
1.6 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………… .47
1.7. Учет неотфактурованных поставок………………………………… 59
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………………65
2.2 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
в ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………… 68
2.3. Рекомендации по совершенствованию учета расчетов поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»………………………………………… .73
Заключение……………………………………………………………… 76
Список литературы………………………………………………………….81

Файлы: 1 файл

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.docx

— 114.04 Кб (Скачать файл)

С предложением отступного может выйти как организация-должник, так и кредитор. При этом соглашение об отступном может быть заключено  только в течение исполнения первоначального  обязательства, или после истечения  указанного в нем срока. Если же соглашение об отступном подписывается одновременно с первоначальным обязательством, то такое соглашение должно быть признано ничтожным (например, постановления  Высшего Арбитражного суда РФ от 9 декабря 1997 года N 5246/97 и от 11 ноября 1997 года N 4462/97).

Наиболее распространенными  обязательствами, которые прекращаются по соглашению об отступном, являются обязательства по договорам купли-продажи, возмездного оказания услуг, займа.

Рассчитаться со своим  кредитором (например, поставщиком) организация  может неденежными средствами, а путем уступки права требования с третьего лица исполнения долга.

Право (требование), принадлежащее  кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или  перейти к другому лицу на основании  закона (п.1 ст.382 ГК РФ).

Уступкой требования (цессией) является сделка, по которой передается право (требование), принадлежащее кредитору  на основании обязательства. В гражданском  законодательстве уступка прав кредитора  регулируется главой 24 ГК РФ.

Уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она  не противоречит закону, иным правовым актам или договору (п.1 ст.388 ГК РФ). Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п.2 ст.388 ГК РФ). Переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается (ст.383 ГК РФ).

Для перехода к другому  лицу прав кредитора не требуется  согласие должника, если иное не предусмотрено  законом или договором (п.2 ст.382 ГК РФ). При уступке требования происходит перемена лиц в обязательстве. Поскольку  права требования относятся согласно статье 132 ГК РФ к имуществу предприятия, то соответственно по сделке, связанной  с передачей права требования, передается часть имущества предприятия.

Если иное не предусмотрено  законом или договором, право  первоначального кредитора переходит  к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят  права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с  требованием права, в том числе  право на неуплаченные проценты (ст.384 ГК РФ).

Первоначальный кредитор, уступивший требование, отвечает перед  новым кредитором за недействительность переданного ему требования, но не отвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случая, когда первоначальный кредитор принял на себя поручительство за должника перед новым кредитором (ст.390 ГК РФ).

Лицо, являющееся кредитором по сделке при уступке права требования долга, называют цедентом. Нового кредитора  – лицо, к которому переходит  право требования долга, называют цессионарием. Должника, право требования долга к которому является предметом договора цессии, называют цессионаром.

Нередко в хозяйственной  деятельности организаций возникают  ситуации, когда одна из сторон сделки не может исполнить свои обязательства  перед другой стороной способом, установленным  в договоре.

В этом случае стороны могут  договориться о замене предмета или  способа исполнения обязательства. Замена одного обязательства другим называется новацией и предусмотрена  гражданским законодательством.

Согласно статье 414 ГК РФ, при новации первоначальное обязательство  прекращается, а взамен между теми же сторонами возникает другое, предусматривающее  иной предмет или способ исполнения. Например, обязательство по возврату заемных денежных средств может  быть новировано в обязательство по поставке товаров или, наоборот, долговое обязательство по оплате полученных товаров – в заемное обязательство и т.д.

Сроки и порядок исполнения обязательства, возникшего взамен прекращения  первоначального, стороны определяют самостоятельно в договоре новации.

При заключении договора новации  первоначальное обязательство считается  прекращенным, а взамен возникает  другое обязательство.

Общепринятой формой расчетов между юридическими лицами, связанной  с исполнением хозяйственных  договоров, является безналичная форма  расчетов. При этом расчеты по аккредитиву  вместе с расчетами платежными поручениями, чеками, расчетами по инкассо и  в иных формах, предусмотренных законом (ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации), являются одной из основных форм безналичных расчетов.

Порядок расчетов по аккредитиву  регулируется ст. 867-872 ГК РФ, а также  установленными в соответствии с  ним банковскими правилами (Унифицированные  правила и обычаи для документарных  аккредитивов (UCP N 500, ред. 1993 г.), положение  Банка России от 03.10.02 г. N 2-П "О  безналичных расчетах в Российской Федерации".

Согласно ст. 1186 ГК РФ осуществление  расчетов в форме аккредитивов, открытых в иностранной валюте в пользу нерезидентов, относится к гражданско-правовым отношениям, "осложненным иностранным  элементом", поэтому положение  Банка России "О безналичных  расчетах в Российской Федерации" распространяется на действия российского  банка-эмитента в части, не противоречащей международно-правовым Унифицированным  правилам, которые являются нормами  международного права.

Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк (банк-эмитент), действуя по просьбе и на основании  инструкций клиента (приказодателя  аккредитива), обязуется произвести платеж в пользу получателя средств (бенефициара) по предъявлении последним  документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такой платеж.

Аккредитив открывается  для каждого поставщика (подрядчика), с которым осуществляется расчеты.

Получить средства с аккредитива  поставщик (подрядчик) сможет только после  представления в банк документов, подтверждающих выполнение им договорных обязательств (поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг). Перечень этих документов определяется в договоре с поставщиком (подрядчиком).

Существуют такие виды аккредитивов:

- покрытый и непокрытый.

- отзывный и безотзывный;

Аккредитив является покрытым, если денежные средства списываются  с расчетного счета покупателя и  депонируются банком для последующих  платежей поставщику (подрядчику). Распоряжаться  денежными средствами, находящимися в покрытых аккредитивах, покупатель не может.

Аккредитив является непокрытым (гарантированным), если банк поставщика списывает денежные средства с корреспондентского счета банка покупателя в пределах суммы, на которую открыт аккредитив.

Средства самого покупателя остаются в обороте до момента  списания денег с корреспондентского счета обслуживающего его банка.

Отзывный аккредитив дает право банку-эмитенту по письменному распоряжению покупателя изменить условия или аннулировать аккредитив, не уведомляя об этом поставщика (например, если нарушены условия договора).

Безотзывный аккредитив может  быть изменен или отменен только с согласия поставщика.

Если аккредитив открыт в  иностранной валюте, то учет производится в соответствии с ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте". В частности, стоимость  на счетах в кредитных организациях, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском  отчете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату совершения операции в иностранной  валюте.

Сумма открытого аккредитива  в иностранной валюте для отражения  на забалансовом счете пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату открытия аккредитива.

Для обеспечения достоверности  показателей бухгалтерской отчетности суммы аккредитивов, учтенные на забалансовых счетах, нужно отражать по курсу, действующему на дату составления отчетности. Поскольку учет на забалансовых счетах ведется по простой системе учета, возникающая в результате изменения курса иностранной валюты разница на финансовые результаты не относится, а отражается по дебету или кредиту соответствующего забалансового счета.

При импорте расчеты по аккредитиву чаще всего производятся в иностранной валюте. В случае если организация-импортер хочет воспользоваться  покрытым аккредитивом, она должна иметь достаточную сумму на валютном счете. Если валюты не хватает, то организация  поручает банку-эмитенту докупить ее. Также можно взять у банка  кредит. Затем эти деньги перечисляются  в исполняющий банк. Кроме того, импортер перечисляет ту же сумму, но в рублях, банку-эмитенту как гарантию, что товар ввезут на территорию РФ. Вернуть эту рублевую сумму импортер сможет, только если подтвердит ввоз товаров в РФ. Для этого надо представить в банк-эмитент копию грузовой таможенной декларации.

Когда организация открывает  непокрытый аккредитив, то процедура  в целом аналогична, кроме одного момента. За импортера необходимую  сумму уплачивает банк из собственных  средств. После чего он списывает  истраченную сумму с валютного  счета покупателя. Бухгалтерский  учет операций по аккредитиву у импортера  зависит от вида аккредитива, которым  он воспользовался. Когда покупатель открывает покрытый аккредитив, используется субсчет "Аккредитивы" счета 55 "Специальные  счета в банках".

При этом купленная иностранная  валюта отражается в бухучете по курсу, который установлен Центральным  банком РФ на дату зачисления средств  на валютный счет. Обычно этот курс ниже того, по которому банк покупает валюту, поэтому в учете возникают  разницы.

В результате валютных операций возникают курсовые разницы, их организация  должна учесть при налогообложении  прибыли. Это необходимо сделать  потому, что, согласно пункту 11 статьи 250 Налогового кодекса РФ, положительные  курсовые разницы включаются во внереализационные  доходы. Отрицательные курсовые разницы, в свою очередь, являются внереализационными расходами (подпункт 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ). Налогооблагаемую прибыль можно уменьшить и  на уплаченные банку вознаграждения, так как в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса  РФ плата за услуги банка относится  к внереализационным расходам.

В настоящее время в  хозяйственной практике вексель  является одним из наиболее распространенных инструментов, используемых для неденежных расчетов.

Законодательство выделяет два типа векселя: простой и переводной. Особенность переводного векселя  состоит в том, что плательщиком по нему может быть не сам векселедатель, а иное лицо, акцептовавшее вексель. В остальном порядок обращения  этих двух типов векселей аналогичен.

Операции, осуществляемые с  векселями, в зависимости от их характера  подразделяются на две категории:

расчеты векселями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные  услуги;

использование векселя в  целях инвестирования свободных  денежных средств.

Соответственно и сами векселя подразделяются на товарные (используемые в расчетах за товары) и финансовые (изначально используемые в качестве объекта инвестиций).

Товарные векселя являются обязательствами непосредственно  векселедателя оплатить указанную  в них сумму. При этом такого рода обязательства возникают, как правило, при расчетах предприятий (или индивидуальных предпринимателей) между собой за поставленные товары (выполненные работы или оказанные услуги). Условно  говоря, оплата векселем в данном случае представляет собой не что иное, как отсрочку платежа, выраженную в  обязательстве должника заплатить  указанную сумму по истечении  определенного времени. Соответственно, по согласованию сторон такой вексель  может быть как беспроцентный (только в размере основного долга), так  и процентный (то есть, за предоставленную  на срок векселя отсрочку платежа  продавец взимает определенный процент  к сумме векселя (задолженности)).

Бухгалтерский учет финансовых векселей регламентируется ПБУ 19/02. Финансовые векселя принимаются к учету  в сумме фактических затрат на приобретение, включая стоимость  информационных, консультационных, посреднических и других аналогичных услуг, связанных  с их покупкой.

Если вексель служит самостоятельным  объектом купли-продажи, то он является финансовым векселем, то есть полностью  выполняет функции ценной бумаги (имущества организации). При этом не играет роли, был ли выпущен данный вексель в целях привлечения  денежных средств (например, банковский вексель) или вексель как обязательство  покупателя-должника был переуступлен по индоссаменту третьему лицу.

Учет процентов и дисконта по выданным векселям в обеспечение  договора займа установлен ПБУ 15/08. По выданным векселям в составе кредиторской задолженности отражается полная вексельная сумма, указанная в векселе. Разница  между суммой, указанной в векселе, и суммой фактически полученных товаров (работ, услуг) представляет собой дисконт, размер которого организация, выдавшая собственный вексель, включает в  затраты, связанные с получением и использованием займа (как и  в случае начисления процентов по займу) (п. 11 ПБУ 15/08).

1.5 Документальное  оформление расчетов с поставщиками  и подрядчиками

Договор поставки (Приложение 1) является видом договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на возмездное перенесение  права собственности (иного вещного  права) от поставщика (продавца) на покупателя. Поэтому к нему применимы общие  нормы о купле-продаже.

Отличия договора поставки от иных договоров купли-продажи  определены ст. 506 ГК. Договором поставки признается договор, по которому поставщик  – продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность, обязуется передать в  обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным применением. Договор поставки с учетом характерных для него черт является возмездным, двусторонним, консенсуальным.

При выполнении условий договора поставки оформляются следующие  документы:

1) накладная (Приложение 2), в которой указываются наименование  переданного товара, его количество  и цена. Она подписывается руководителем  организации – поставщика, лицом,  производящим сдачу товара, и  представителем покупателя, принимающим  товар, также ставятся печати  поставщика и покупателя. Форма  накладной утверждена постановлением  Госкомстата России от 30.10.97 №71а  (ред. От 06.04.01.) «Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету  труда и его оплаты, основных  средств и нематериальных активов,  материалов, малоценных и быстроизнашивающихся  предметов, работ в капитальном  строительстве».

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками