Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета с поставщиками и подрядчиками и выявление путей по их совершенствованию на примере ООО «ИнтерСевер».
Объектом исследования дипломной работы является ООО «ИнтерСевер», специализирующееся в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
· Проанализировать законодательные акты РФ и литературные источники по учету материальных ценностей;
· Изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и на примере ООО «ИнтерСевер».

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………….……9
1.2 Понятие кредиторской задолженности ……………………………….11
1.3 Договорные отношения между организацией и поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………………… 17
1.4 Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками………………………………………………… 23
1.5 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………… .42
1.6 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………… .47
1.7. Учет неотфактурованных поставок………………………………… 59
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………………65
2.2 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
в ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………… 68
2.3. Рекомендации по совершенствованию учета расчетов поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»………………………………………… .73
Заключение……………………………………………………………… 76
Список литературы………………………………………………………….81

Файлы: 1 файл

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.docx

— 114.04 Кб (Скачать файл)

2) доверенность, которую  должны иметь лица, осуществляющие  сдачу и/или приемку товара (форма  которой утверждена постановлением  Госкомстата России №71а);

3) акты приемки, которые  составляются, если приняты материалы,  поступившие баз документов, или  обнаружено количественное или  качественное несоответствие, расхождение  по ассортименту с данными  сопроводительных документов поставщика;

4) транспортные документы  при доставке:

1) автотранспортом или  речным транспортом:

- товарно-транспортная накладная  (4 экземпляра);

- путевой лист со штампами  автопредприятия;

2) железнодорожным транспортом:

- железнодорожная накладная  (1 экземпляр);

- грузовая квитанция (1 экземпляр);

3) воздушным транспортом:

- накладная отправителя;

- грузовая накладная (3 экземпляра, выписывается перевозчиком);

4) морским транспортом:

- коносамент (выписывает  порт);

- расчетные документы:

- счет;

- счет-фактура (Приложение 3), который должен быть зарегистрирован  в книге покупок (Приложение 4) (порядок составления счетов –  фактур утвержден постановлением  Правительства РФ от 02.12.2000 №914, последние  изменения внесены в Правила  постановлением Правительства РФ  от 16.02.04 №84);

- приходный кассовый ордер  (необходим, если оплата производится  за наличный расчет);

- расходный кассовый ордер  (для оформления выдачи наличных  денег из кассы организации).

В случае предъявления покупателем  претензий в связи с недопоставкой  товаров поставщик, допустивший  недопоставку товаров, обязан в соответствии со ст. 511 восполнить недопоставленное количество товаров. Обязанность восполнения  установлена на случай недопоставки товаров, просрочки поставки или  ненадлежащего исполнения поставщиком  указаний покупателя о поставке товаров  получателям (нарушения отгрузочной  разнарядки). Недопоставка означает не только нарушение условий о количестве, но и о сроке, следовательно, недопоставка одновременно является и просрочкой поставки. Покупатель вправе отказаться от переданного товара, если же товар  уже оплачен, - потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новая счет –  фактура на фактически полученный покупателем  объем товаров с указанием  «По пересчету» и ссылкой на номер  ранее оформленного счета – фактуры.

Стороны вправе избрать любую  из тех форм расчетов, которые указаны  в ст. 862 ГК. Если же в договоре отсутствует  условие о форме расчетов, то применяется  форма, предусмотренная нормой ст. 516 ГК, т.е. расчеты осуществляются платежными поручениями.

При расчетах по аккредитиву  плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Аккредитив выписывают в 4 экземплярах.

Вексель должен быть составлен  только на бумаге, любым способом –  от руки, на компьютере, на пишущей машинке. Вексель подписывается собственноручно  уполномоченным на то лицом.

Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность передачи векселя с помощью индоссамента.

Индоссамент – это специальная  надпись на векселе (или на добавочном листе – аллонже), которая передает права по векселю новому держателю  векселя.

Передаточная надпись  должна содержать собственноручную подпись лица, передающего вексель.

Лицо, передающее вексель  по индоссаменту, называется индоссантом, а лицо, получающее вексель, - индоссатом.

При передаче векселя по индоссаменту оформляется акт приема-передачи. Составление акта приема-передачи не предусмотрено законодательством  о векселях. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами, которые  выполняют функции первичных  учетных и на основании которых  ведется бухгалтерский учет. Акт  приема-передачи векселя имеет значение не только для целей бухгалтерского учета (устанавливает точную дату принятия векселя на баланс), но и при возникновении  спорной ситуации между сторонами (актом юридически грамотно фиксируется  факт приема-передачи векселя).

Операции взаимозачета оформляются  актом взаимных требований (протокол о проведении взаимозачета, соглашение о погашении взаимных обязательств (Приложение 5), акт сверки взаимных требований). Этот документ должен содержать  информацию об основаниях возникновения  задолженностей, сумму зачтенных  взаимных требований и дату проведения зачета.

Уступка права требования оформляется путем заключения двустороннего  соглашения (договора) между прежним  и новым кредитором (ст.382 ГК РФ). Договор  уступки права требования называется договором цессии, а стороны, участвующие  в этом договоре, - цедент (прежний  кредитор) и цессионарий (новый кредитор). До заключения договора лицо, которое  будет цедентом, направляет своему кредитору письмо с просьбой дать согласие на перевод долга на лицо, которое будет цессионарием. После  получения согласия заключается  договор уступки прав требования в обмен на принятие долга.

Отступное оформляется соглашением (статья 409 ГК РФ), к которому предъявляются  следующие требования к наличию  обязательных реквизитов - размер, сроки  и порядок предоставления отступного.

Если отступное при  одностороннем отказе от полного  или частичного исполнения договора не было предусмотрено условиями  договора, то в него вносятся соответствующие  изменения, устанавливающие объект и размер отступного, а также сроки  и порядок исполнения обязательства.

Соглашение юридических  лиц об отступном между собой  и с физическими лицами должно быть заключено в письменной форме. Если в качестве объекта отступного выступает недвижимое имущество, то соглашение об отступном действительно  только после его государственной  регистрации.

Факт прекращения обязательства  отступным должен быть зафиксирован сторонами сделки посредством оформления документов (актов), констатирующих приемку-передачу имущества (оказание работ, выполнение услуг), выступающего в качестве отступного.

1.6 Синтетический  и аналитический учет расчетов  с поставщиками и подрядчиками

Любое предприятие в процессе работы пользуется услугами сторонних  организаций. От поставщиков на предприятие  поступают товарно-материальные ценности. Подрядные организации выполняют  строительные, научно-исследовательские  и другие работы.

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или  оказания услуг либо одновременно с  ними с согласия организации или  по ее поручению.

Без согласия организации  в безакцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энергию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные услуги.

Организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию  или оказанные услуги.

Для учета расчетов по таким  операциям предназначен счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками". На нем учитываются все операции, связанные с расчетами за приобретенные  товарно-материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги независимо от времени оплаты.

К Счету могут быть открыты следующие субсчета (Таблица 1):

Таблица 1

№ счета

Наименование

Вал

Кол

Заб

Акт

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3

60

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками

     

АП

Контрагенты

Договоры

 

60.1

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками (в рублях)

     

П

Контрагенты

Договоры

 

60.2

Расчеты по авансам выданным (в рублях)

     

А

Контрагенты

Договоры

 

60.3

Векселя выданные

     

П

Контрагенты

Договоры

 

60.11

Расчеты с поставщиками и  подрядчиками (в валюте)

+

   

П

Контрагенты

Договоры

 

60.22

Расчеты по авансам выданным (в валюте)

+

   

А

Контрагенты

Договоры

 

На этом счете учитываются  расчеты:

1) за полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные  работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по  доставке или переработке материальных  ценностей, расчетные документы  на которые акцептованы и подлежат  оплате через банк;

2) за товарно-материальные  ценности, работы и услуги, на  которые расчетные документы  от поставщиков или подрядчиков  не поступили, т.е. так называемые  неотфактурованные поставки;

3) за излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке, - когда фактическое количество  поступивших ценностей превышает  количество, указанное в расчетных  документах поставщиков.

Излишки, выявляемые при  приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных  документах. Так как появление  излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются  специальные формы первичных  учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и организаций  различных видов деятельности;

4) за полученные услуги  по перевозкам, в том числе  расчеты по недоборам и переборам  тарифа (фрахта);

5) за все виды услуг  связи;

6) генерального подрядчика  со своими субподрядчиками при  выполнении договора строительного  подряда;

7) генерального подрядчика  со своими субподрядчиками при  выполнении договора на выполнение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ (НИОКР).

Учет на счете 60 ведется  методом начисления, т.е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные  материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.

На предъявленные к  оплате счета поставщиков делается проводка:

Дебет 08 (10, 11, 15, 97, 41) Кредит 60 - когда право собственности на эти ценности переходит к покупателю.

Если организация приняла  выполненную работу (оказанную услугу), задолженность перед подрядчиком  отражается:

Дебет 20 (26, 44, .) Кредит 60 - отражена задолженность перед подрядчиком  по выполненным работам, оказанным  услугам.

На счете 60 задолженность  отражается в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза ("товары в пути"), а при приемке  на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача  сверх предусмотренных в договоре величин, недостача вследствие несоответствия цен, обусловленных договором, и  арифметических ошибок делается проводка:

Дебет 76.2 Кредит 60.

Если поставщик (подрядчик) является плательщиком налога на добавленную  стоимость, то, на основании полученного  от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС, сумму данного налога отражается:

Дебет 19 Кредит 60.

Если задолженность перед  поставщиком погашена и ему перечислены  денежные средства, то делается запись:

Дебет 60 Кредит 50 (51, 52, .).

Задолженность перед поставщиками и подрядчиками, которая отражается по кредиту счета 60, - это кредиторская задолженность предприятия. Если с  момента возникновения кредиторской задолженности прошло три года, то есть истек срок исковой давности, то задолженность списывается. Списание задолженности отражается:

Дебет 60 Кредит 91-1 "Прочие доходы".

Если поставщик является одновременно и покупателем товаров (работ, услуг) организации, то возможен взаимозачет задолженностей, который  отражается:

Дебет 60 Кредит 62 (76).

Выданный аванс в счет предстоящей поставки материальных ценностей (выполнения работ, оказания услуг), перечисленный поставщику или  подрядчику, отражается:

Дебет 60 субсчет "Расчеты  по авансам выданным" Кредит 50 (51, 52, .).

По зачету аванса дается проводка:

Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Расчеты  по авансам выданным"

Многие предприятия приобретают  материальные ценности, товары, работы и услуги, счета за которые выражены в условных денежных единицах, поэтому  особенно указание счетного плана о  том, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете  счет 60 в синтетическом учете  кредитуется согласно расчетным  документам поставщика. Это означает, что по дебету стоимость товарно-материальных ценностей может быть "разнесена" по различным счетам, например, по счету 10 в нормативной оценке согласно номенклатуре-ценнику и счету 16 - отклонение фактической себестоимости  ТМЦ от нормативной оценки, но по кредиту (на счете 60) стоимость должна быть указана в соответствии с  документами поставщика.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также  отражают на счетах 60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Договоры поставки могут  заключаться в иностранной валюте (денежных единицах). Оплата таких обязательств может производиться в рублях по официальному курсу валюты или  по курсу, определенному соглашением  сторон. При осуществлении расчетов по таким договорам возникают  суммовые разницы между стоимостью товаров, которая определяется курсом денежной единицы на дату перечисления средств поставщику, и стоимостью этих товаров, определенной исходя из курса денежной единицы на дату перехода права собственности на товары.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками