Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета с поставщиками и подрядчиками и выявление путей по их совершенствованию на примере ООО «ИнтерСевер».
Объектом исследования дипломной работы является ООО «ИнтерСевер», специализирующееся в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
· Проанализировать законодательные акты РФ и литературные источники по учету материальных ценностей;
· Изучить теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками и на примере ООО «ИнтерСевер».

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Законодательные и нормативные акты, регламентирующие учет расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………….……9
1.2 Понятие кредиторской задолженности ……………………………….11
1.3 Договорные отношения между организацией и поставщиками и подрядчиками …………………………………………………………………… 17
1.4 Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками………………………………………………… 23
1.5 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………… .42
1.6 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………… .47
1.7. Учет неотфактурованных поставок………………………………… 59
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………………65
2.2 Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
в ООО «ИнтерСевер»…………………………………………………… 68
2.3. Рекомендации по совершенствованию учета расчетов поставщиками и подрядчиками в ООО «ИнтерСевер»………………………………………… .73
Заключение……………………………………………………………… 76
Список литературы………………………………………………………….81

Файлы: 1 файл

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.docx

— 114.04 Кб (Скачать файл)

Суммовые разницы, возникающие  при приобретении товаров, учитываются  в составе расходов по обычным  видам деятельности (ПБУ 10/99).

У организации-покупателя под  суммовой разницей понимается разница  между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в  иностранной валюте (денежных единицах), исчисленной по официальному или  согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей  кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или  иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском  учете (п.6.6 ПБУ 10/99). На суммовую разницу подлежат корректировке кредиторская задолженность и стоимость приобретенных товаров.

Сумма НДС, уплаченная поставщику в составе суммовой разницы, подлежит налоговому вычету в общеустановленном  порядке. Следует учитывать, что  в соответствии со ст.169 НК РФ налоговые  вычеты уплаченных сумм НДС производятся только на основании счетов-фактур. Поэтому поставщик в течение  пяти дней после зачисления на расчетный  счет денежных средств от покупателя должен предъявить ему оформленный  в установленном порядке счет-фактуру  на суммовую разницу. Второй экземпляр  счета-фактуры поставщик должен зарегистрировать в книге продаж для включения суммовой разницы  в налоговую базу и определения  суммы НДС, подлежащей начислению в  бюджет.

При заключении договора мены операции отражаются следующим образом.

Выручка от реализации имущества  по договорам мены определяется в  порядке, который установлен пунктом 6.3 ПБУ 9/99, в котором говорится, величина выручки по договорам, предусматривающим  исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Если договором предусмотрена доплата, то она тоже включается в выручку от реализации. При этом стоимость полученных товаров определяется исходя из цены, по которой обычно организация приобретает такие или аналогичные товары.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный по имуществу, полученному  в рамках договора мены, исчисляется  исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет его оплаты (пункт 2 статьи 172 НК РФ).

Основанием для принятия покупателем предъявленных сумм налога к вычету является счет –  фактура (статья 169 НК РФ) (Приложение 3). Поэтому сумма НДС по приобретенным  ценностям может быть предъявлен к вычету в размере, не превышающем  суммы НДС, указанной поставщиком  в счет – фактуре.

Дебет 90-3 (91-2) Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС".

Одновременно в дебет  счетов учета финансовых результатов  списывается себестоимость отгруженной  предприятием продукции (выполненной  работы, услуги), товаров, основных средств  и иного имущества в корреспонденции  с соответствующими счетами учета  этих ценностей.

Дебет 90-2 Кредит 43 (41, 20) - списана  себестоимость отгруженных товаров (работ, услуг);

Дебет 91-2 Кредит 01 (10) - списана  себестоимость отгруженных основных средств и прочего имущества.

Товары (работы, услуги), поступившие  на предприятие по товарообменной операции, приходуются по дебету счетов производственных запасов, товаров или других счетов в корреспонденции со счетом 60.

Дебет 08 (10, 41, 20, 26, 25, 44) Кредит 60 - отражено приобретение материальных ценностей, работ или услуг в  обмен на поставленные товары (работы, услуги).

Дебет 19 Кредит 60 - выделен  НДС.

Величина оплаты по договору мены (задолженность перед контрагентом, отраженная по кредиту счета 60) определяется исходя из рыночной стоимости переданных ценностей (пункт 6.3 ПБУ 10/99).

На стоимость полученных и поставленных материальных ценностей  уменьшается задолженность по дебету счета 60 и кредиту счета 62.

Дебет 60 Кредит 62 - взаимное погашение дебиторской и кредиторской задолженностей.

Если выручка от реализации товаров превышает стоимость  полученного имущества, то дебиторская  задолженность партнера оказывается  больше кредиторской задолженности  организации. Поэтому после зачета задолженностей на счете 62 образуется дебетовое сальдо, а в учете  делается проводка:

Дебет 91.2 Кредит 62 – списана  разница между стоимостью отгруженной  продукции и стоимостью полученного  имущества.

При обратной ситуации после  зачета задолженностей на счете 62 образуется кредитовый остаток, и делается обратная проводка:

Дебет 62 Кредит 91.1 – списана  разница между стоимостью полученного  имущества и стоимостью отгруженной  продукции.

Финансовый результат  определяется:

Дебет 90-9 (91-9) Кредит 99 - отражена прибыль от товарообменной операции.

Дебет 99 Кредит 90-9 (91-9) - отражен  убыток от товарообменной операции.

Если организация передала имущества контрагенту, но право  собственности к нему еще не перешло, то фактическую себестоимость этих ценностей следует учесть на счете 45 «Товары, отгруженные». В соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99 выручка от реализации определяется в бухгалтерском учете  продавца при условии перехода к  покупателю права собственности  на передаваемое имущество.

Покупатель, получивший имущественные  ценности без приобретения права  собственности на них, учитывает  их в договорной оценке на забалансовом счете 002 «Товарно – материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

В соответствии со статьей 249 НК РФ в качества доходов от реализации признается выручка, определяемая исходя их всех поступлений, связанных с  расчетами за товары. При этом доходы, полученные по договору мены в натуральной  форме, при определении налоговой  базы по налогу на прибыль учитываются  исходя из цены сделки с учетом требований статьи 40 НК РФ (статья 274 НК РФ).

Если товары признаются неравноценными, данный факт отражается в договоре мены. Сторона, передающая более дешевый  товар, оплачивает разницу в ценах  обмениваемых товаров. Организация, получающая товары большей стоимости, производит доплату. Сумму доплаты включается в стоимость приобретенных ценностей. Это отвечает требованиям пункта 6 ПБУ 5/01, пункта 8 ПБУ 6/01 и пункта 14/2007.

Сумму доплаты отражается в составе задолженности (оплат) по договору мены проводкой:

Дебет 08 (10, 41…) Кредит 60 –  отражена доплата за полученные ценности.

При уступке права требования (ст.382 ГК РФ) права кредитора, принадлежащие  ему на основании первоначального  обязательства, переходят к другому  лицу по сделке (договору цессии), т.е. происходит перемена лиц в обязательстве. При  переходе прав кредитора меняется кредитор, а должник остается прежний до момента исполнения обязательства. Должник (цессионар) в бухгалтерском учете отражает лишь факт смены кредитора. На счетах по учету кредиторской задолженности долг отражается перед новым кредитором – лицом, с которым теперь предстоит рассчитаться.

В бухгалтерском учете  дается проводка:

Дебет 60 (66,67,76) Кредит 76 –  на основании уведомления, полученного  от цессионария, задолженность по договору купли – продажи (займа и т.п.) учтена перед новым кредитором –  цессионарием.

Прекращение обязательств также  может осуществляться по следующим  основаниям: прощение долга, ликвидации юридического лица (ст. 415, 419 ГК РФ).

Прощение долга выражается в форме освобождения кредитором должника от имущественной обязанности. В результате прощение долга становится одним из видов дарения. Прощеная сумма долга является внереализационным  доходом и отражается:

Дебет 60 Кредит 91.1.

Обязательство, прекращаемое ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), и списание кредиторской задолженности, по которой истек  срок исковой давности, учитывается:

Дебет 60 Кредит 91.1.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за ТМЦ, на которые расчетные документы  от поставщиков не поступили (неотфактурованные поставки), Планом счетов предусмотрен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

В соответствии с Инструкцией  по применению Плана счетов, а также  пунктом 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов под неотфактурованными поставками понимаются товарно-материальные ценности, работы и услуги, поступившие (потребленные) в организацию и по которым отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).

Вне зависимости от отсутствия расчетных документов по неотфактурованным поставкам, поступившие материальные ценности в соответствии с разделом V Методических указаний по МПЗ должны быть приняты к учету и отражены как в материальном, так и в бухгалтерском учете.

Поступившие ценности должны быть оприходованы по счетам учета  материально-производственных запасов (10 "Материалы", 41 "Товары" и  др.) согласно их назначению (в отношении  материалов - по соответствующим субсчетам  учета). При этом они приходуются  и учитываются в аналитическом  и синтетическом учете по принятым в организации учетным ценам.

Если учетные цены организацией не используются, поступившие запасы в соответствии с пунктом 39 Методических указаний по МПЗ должны быть оприходованы по рыночным ценам. Соответственно используемые рыночные цены должны быть надлежащим образом документально подтверждены.

Исходя из положений статьи 40 НК РФ в качестве рыночных цен могут  быть также использованы цены на материально-производственные запасы, принятые сторонами договора, если только речь не ведется о поставках  между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, по внешнеторговым сделкам, а также, если принятые цены отклоняются более  чем на 20 процентов от уровня цен, обычно используемых организацией по идентичным ценностям в течение непродолжительного периода времени.

Если расчетные документы  по неотфактурованным поставкам будут получены в последующих календарных месяцах отчетного года, то в бухгалтерском учете организации должны быть скорректированы учетная цена поступивших ценностей, а также расчеты с поставщиками.

За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах.

Корректировку рекомендуется  производить сторнировочными записями не на разницу сумм, а на полную стоимость оприходованных материальных ценностей согласно расчетным документам.

Таким образом, если расчетные  документы поступят в организацию  в следующих отчетных месяцах, в  бухгалтерском учете следует  оформлять следующие записи:

Дебет 10 Кредит 60 - стоимость  полученных материальных ценностей  по учетным (рыночным) ценам, на которые  отсутствуют расчетные документы (отражается записями за месяц, в котором  были получены ценности);

Дебет 10 Кредит 60 - сторнирована стоимость материальных ценностей, ранее отнесенных к неотфактурованным поставкам, по которым поступили расчетные документы (отражается записями за месяц, в котором будут получены расчетные документы);

Дебет 10 Кредит 60 - стоимость  ранее полученных материальных ценностей  согласно полученным расчетным документам (без НДС) (оформляется записями за месяц, в котором будут получены расчетные документы);

Дебет 19 Кредит 60 - НДС со стоимости материальных ценностей  согласно полученным расчетным документам (оформляется записями за месяц, в  котором будут получены расчетные  документы).

Согласно п.1 ст.172 НК РФ вычет  НДС производится только при наличии  соответствующих первичных документов, в противном случае выделение  налога необоснованно. В соответствии с условиями договора оплата должна производиться с учетом НДС.

Построение аналитического учета по счету 60 должно обеспечить возможность получения необходимых  данных по поставщикам по неотфактурованным поставкам.

Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" ведется по каждому  предъявленному счету, а расчетов в  порядке плановых платежей - по каждому  поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых  данных по:

- поставщикам по акцептованным  и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по неоплаченным  в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам;

- авансам выданным;

- поставщикам по выданным  векселям, срок оплаты которых  не наступил;

- поставщикам по просроченным  оплатой векселям;

- поставщикам по полученному  коммерческому кредиту и др.

При журнально-ордерной форме  учета учет расходов с поставщиками ведут в журнале – ордере №6. В данном журнале – ордере синтетический  учет расчетов с поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Основанием для записей в журнале-ордере являются:

· счета-фактуры поставщиков  материальных ценностей и услуг;

· данные из ведомости учета  неотфактурованных поставок (ф. N 6-с);

· данные из ведомости учета  материалов в пути (ф. N 6-ас);

· данные из ведомости учета  расчетов с субподрядными организациями (ф. N 5-с используется в строительстве).

В журнале-ордере N 6 каждый счет поставщика отражается отдельной строкой. Журнал-ордер открывают записи по счетам, не оплаченным на начало отчетного  месяца, и сальдо по ним. Суммы по акцептованным счетам поставщиков  записываются по мере поступления.

Аналитический учет расчетов с поставщиками при расчетах в  порядке плановых платежей ведут  в ведомости №5, данные которой  в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнале – ордере №6.

При автоматизации учета  на основании выписок банка составляются журнал проводок, в котором отражается каждая операция по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

1.7 Учет неотфактурованных поставок.

Наличие у организаций  материально-производственных запасов  без оформленных надлежащим образом  или не поступивших от поставщиков  по разным причинам сопроводительных, расчетных и платежных документов (счетов, платежных требований, платежных  требований-поручений или других документов, принятых для расчетов с поставщиками), которые позволяют  однозначно идентифицировать и оценить  эти материально-производственные запасы, в бухгалтерском учете  получило название «неотфактурованные поставки».

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками