Учет труда и заработной платы в МУП ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 23:12, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является изучение состояния учета труда и заработной платы, а также анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и заработной платы, выявление факторов, влияющих на эффективность использования трудовых ресурсов и разработка конкретных предложений по использованию рабочей силы и совершенствованию существующей системы оплаты труда на предприятии. Объектом исследования является Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство «Леньково» Лысковского района Нижегородской области. В работе использованы материалы бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, формы первичной отчетности, нормативные документы по бухгалтерскому и налоговому учету, материалы периодической печати, научной литературы и др.

Файлы: 1 файл

заработная плата жкх леньково.doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Учет расчетов с депонентами ведется на сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами), субсчет 76-1 «Расчеты с депонентами». По кредиту счета и субсчета отражается зачисление на депоненты заработной платы, по дебету - ее выдача или списание на финансовые результаты.

Синтетический  учет расчетов  с депонентами  обеспечивается в журналах-ордерах в процессе  отражения записей по счету 76, кредитовые обороты - в журнал-ордере № 8, дебетовые обороты – в журнал-ордерах, предназначенных для учета оборотов по кредиту счетов, корреспондирующих со счетом 76.

Таким образом,  в МУП ЖКХ «Леньково»  учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется в основном в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению бухгалтерского учета. Синтетический учет затрат на оплату труда  представляет собой  обобщение всей информации о выплатах различных доходов в пользу работников предприятия по оплате труда. Ведется он на счете  70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». сальдо счета 70 –кредитовое. Оно показывает задолженность предприятия перед работниками по начисленной заработной плате.

Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации. Регистрами аналитического учета заработной платы являются : лицевые счета работника, налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы  физических лиц, расчетные и расчетно-платежные ведомости.

 

3.4 Отражение заработной  платы в бухгалтерской отчетности

 

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении  организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основании финансового учета с целью предоставления внешним  и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной  и понятной  для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

МУП ЖКХ «Леньково» составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:

- Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 
№ 129-ФЗ;

- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская от 
четность организации» ПБУ 4/99, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. №43н;

- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. Ms 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

- Методическими рекомендациями о порядке финансирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. № 60н.

Сведения по начисленной, но еще не выплаченной сумме средств на оплату труда  показываются в ф. № 1  «Бухгалтерский баланс»  в  пятом разделе «Краткосрочные обязательства» по строке «Задолженность перед персоналом организации», которая в 2006 г. на конец года  составила 450 тыс.руб .

Задолженность по налогу на доходы физических лиц  показывается в сумме с задолженностью по остальным видам налогов по строке «Задолженность перед бюджетом».

Сальдо  по главной книге по сч.69 и сч.70 должны быть тождественны показателям баланса ф.№1 по статьям «Задолженность  перед государственными  внебюджетными фондами» и «Задолженность перед персоналом по оплате труда».

С 1 января 1998 г организации представляют  органам государственной статистики Сведения о численности, заработной плате и движении работников (форма № П-4). (прил.16).

          Сведения включают три раздела. В разделе 1 «Численность и начисленная заработная плата» содержатся данные по всему персоналу, в том числе работникам списочного состава, внешним совместителям, работникам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера, другим лицам несписочного состава; о средней численности, фонде начисленной заработной платы, выплатах социального характера (по каждому показателю за отчетный месяц, за предыдущий месяц, за соответствующий отчетный месяц прошлого года).

В разделе 2 «Использование рабочего времени» (заполняется за I квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев, год -— с начала года и за последний месяц квартала) указывается построчно количество Отработанных человеко-часов (без внешних совместителей и работников несписочного состава); отработанное время внешними совместителями; численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе администрации, а также не, отработанное ими время; численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, и число человеко-дней отпусков по этим работникам.

В разделе 3 «Движение работников и предполагаемое высвобождение» (заполняется за те же периоды, что и второй раздел) сообщаются сведения: о принятых работниках — всего и в том числе на дополнительно введенные рабочие места; о выбывших работниках — всего и в том числе в связи с сокращением и по собственному желанию; о численности работников списочного состава на конец отчетного периода; о числе вакантных рабочих мест на конец отчетного периода.

На ближайший квартал сообщаются сведения о:

числе вакантных рабочих мест, намеченных к ликвидации;

численности работников, намеченных к высвобождению;  числе рабочих мест, предполагаемых к введению.

На анализируемом предприятии данная форма  заполняется на типовом бланке по утвержденной  27.07 2004 г. форме. (прил. 17). Предприятие заполняет только первый раздел формы, а второй и третий разделы не заполняются.

Статистическая отчетность составляется на основе данных  оперативного учета, который ведется в отделе кадров, бухгалтерии.

Источниками обобщенной информации для заполнения формы П-4 являются унифицированные первичные документы – трудовые договоры и соглашения , приказы и распоряжения о приеме на работу и увольнении работников, табели учета  использования рабочего времени и расчета заработной платы и др.

Таким образом, действующая система учета расчетов с персоналом по оплате труда в МУП ЖКХ «Леньково»  обеспечивает возможность  отражения в системе бухгалтерских счетов всех данных по учету труда и их сверки в соответствующих регистрах: журнал-ордерах, вспомогательных ведомостях и ведомостях аналитического учета.

 

3.5. Пути улучшения   учета труда и заработной платы

 

Учет труда, заработной платы  и расчетов с рабочими и служащими является одним из важнейших, сложнейших и трудоемких  участков работы бухгалтерии. Расчеты по заработной плате  на предприятии включают начисление заработной платы, доплат к ней, премий, определение  сумм удержаний и сумм к выплате. В результате анализа состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда в МУП ЖКХ «Леньково» было установлено:

- не всегда  на предприятии  применяются типовые формы первичных  документов по оплате труда, что  затрудняет проверку данных;

- в табеле учета рабочего  времени ряд граф заполняется  не в соответствии с требованиями к его составлению, что затрудняет проверку правильности начисления повременной и других видов доплат;

- не включались в совокупный  доход отдельных работающих  суммы  выданных подарков, что привело  к занижению базы налогообложения по налогу с физических лиц и другим видам удержаний;

- из-за невнимательности неправильно  по  ряду работников рассчитывались  суммы по прочим видам оплат, что также привело к занижению  базы налогообложения.

Для устранения выявленных недостатков  необходимо:

- использовать  унифицированные  формы документов;

- уточнить правильность выполняемых  расчетов;

- применять наиболее рациональные  системы ведения  аналитического  учета по работающим;

-организовать архивное хранение  документов по аналитическому  учету с работающими.

           Экономист  по труду и заработной плате   производит арифметическую проверку документов и законности совершенных операций, а также кодирование учетных показателей. Типовыми кодами являются: код категорий персонала, код профессий, код категорий налогоплательщиков, код видов удержаний, код видов оплат, код пособий по социальному страхованию. Все остальные коды (цехов, участков, служб, причин и виновников отклонений от нормальных условий работы, категорий налогоплательщиков и т. д) разрабатывается на предприятии индивидуально.

После обработки документы на заработную плату в бухгалтерии группируют по однородности (наряды, маршрутные листы и т.п.) и в разрезе мест выполнения работы.

В разрезе цехов, по категориям работников и видам выплат ведется журнал контрольных чисел, использование данных которого позволяет осуществлять контроль сумм начисленной заработной платы и производить анализ использования фонда заработной платы каждым цехом.

Все данные по расчетам заработной платы формализуются для компьютерной обработки. Показатели, используемые в расчетах, в зависимости от степени их стабильности подразделяются на постоянные и переменные

Постоянная информация применительно к учету заработной платы включает такие данные: фамилия, имя, отчество, табельный номер, профессия, разряд, номера детали, и операции, нормы времени и расценки и т.д. При использовании в учете заработной платы постоянные сведения хранятся в памяти компьютера. По существу создается информационный архив. За изменением  содержащихся в них справочно-нормативных данных нужен строгий контроль. Необходимо своевременно вносить эти изменения.

Переменная информация включает данные об объеме и качестве работ, выполненных каждым работником. К ним относят число деталей изготовленных каждым работником, число часов отработанного времени, удержания, дополнительные выплаты и другие. Переменная информация вводится непосредственно с исходных первичных документов.

После обработки документов ВЦ выдает бухгалтерии «Лицевой счет», «Расчетная ведомость». В них приводятся суммы начисленной заработной платы по каждому табельному номеру в разрезе видов оплат, удержаний и выдаче на руки. Эти данные обеспечивают аналитический учет расчетов с рабочими и служащими

Массовость и многообразие первичных документов и показателей требуют больших затрат времени на осуществление расчетов с рабочими и служащими. Поэтому на предприятии этот участок работы необходимо автоматизировать с применением собственной или типовой программы.

На предприятии рабочее место экономиста оснащено персональным компьютером, поэтому вся первичная документация по заработной плате обрабатывается на месте по мере ее поступления. Создание автоматизированного рабочего места бухгалтера позволяет получить по окончании месяца всю необходимую информацию синтетического и аналитического учета по труду и расчетам с рабочими и служащими. В результате повышается оперативность учета и его контрольные функции.

Для автоматизации бухгалтерского учета необходимы дополнительные затраты на приобретение компьютера, программного обеспечения и бухгалтерских программ. Предстоящие затраты и возможные выгоды представлены в таблице 3.3.(информация взята в Центре малого бизнеса от 1.08.2007).

Таблица 3.3

Расчет затрат на автоматизацию учета труда и заработной платы

Виды затрат

Сумма  руб

1. Приобретение компьютера и  принтера

22 000

2. Программное обеспечение и  бухгалтерская программа 1С:Бухгалтерия

30 000

3. Обслуживание  в год

12 000

4. Обучение

1 000

Итого затрат

65 000

Затраты исключаемые при автоматизации:

 

- услуги Центра малого бизнеса  по составлению автоматизированных  форм отчетности в год

19 000

-  расходы на бланочную продукцию  за год

4 000

-  расходы, связанные с поездками  в г.Лысково

6 500

Итого

29 500


Таким образом, единовременные затраты предприятия составят 53 тыс.руб., а ежегодные затраты 12 тыс.руб. конечно, для предприятия это довольно большая сумма. Однако, введение автоматизированного учета позволит экономить 29,5 тыс. руб ежегодно. Следовательно, затраты предприятия на автоматизацию окупятся за 2,2 года. А в будущем экономия от введения автоматизации бухгалтерского  учета будет еще больше.

Кроме названных документов бухгалтерия получает сводную ведомость начисленной заработной платы; удержаний из заработной платы и платежную ведомость, ведомость распределения заработной платы, ведомость выполнения норм выработки рабочими-сдельщиками, ведомость отклонения от норм по причинам, виновникам и кодам производственных затрат, ведомость учета простоев и ряд других необходимых  документов, которые нужны для проведения анализа труда и заработной платы, как важнейшей составной части учета затрат на производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Анализ труда и его  оплаты в  МУП ЖКХ "Леньково" Лысковского района Нижегородской области

4.1. Динамика наличия  и использования трудовых ресурсов

 

Достаточная обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов производства продукции, коммунальных услуг и повышения эффективности производства в ЖКХ. В частности от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, себестоимость продукции и услуг, прибыль и ряд других экономических показателей.

Информация о работе Учет труда и заработной платы в МУП ЖКХ