Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 22:46, курсовая работа
В нашей стране до последнего времени была распространена система учета и калькулирования полной себестоимости, директ-костинг практически не применялся. В условиях централизованно планируемой экономики в нем не было необходимости.
С переходом на рыночные условия хозяйствования положение существенным образом меняется. Предприятия, в первую очередь основанные на частной собственности, проявляют к управленческому учету, в том числе и к его основе – директ-косту, повышенный интерес.
Введение
1. «Директ-костинг» – важнейшая подсистема управленческого учета
1.1 Организация учета затрат по системе "директ-костинг"
1.2 Элементы системы "директ - костинг", используемые в учете на российских предприятиях.
1.3 Методы определения точки безубыточности
1.4 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия, оценка системы внутрихозяйственного контроля затрат предприятия.
2. Исследование возможностей внедрения системы «Директ-кост» на исследуемом предприятии
2.1 Организация учета затрат в ОАО "Приморье"
2.2 Анализ организации учета по системе "директ-костинг"
2.3 Проведение анализа безубыточности на предприятии
Заключение
Список использованной литературы
Впервые разрешение применять такой вариант учета затрат появилось в Письме Минфина СССР от 2 июля 1991 г. N 40 "О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях", где говорилось: "Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.д.) и недлительный цикл производственного процесса, учитывающие общехозяйственные (накладные) расходы обособленно от прямых, могут списывать их ежемесячно полностью на затраты от реализации продукции (работ, услуг)", что и подразумевало запись "Дебет 46 - Кредит 26".
С 1996 г. возможность этого варианта подтверждена Указаниями по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году (Приложение 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 27 марта 1996 г. N 31), где сказано, что "начиная с 1 апреля 1996 г. суммы общехозяйственных расходов, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", могут списываться в полном объеме ежемесячно в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г., подтверждает возможность использования системы "директ - костинг", поскольку п.9 его содержит следующую формулировку: "...коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видам деятельности". Данное правило находит отражение и в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. N 60н.
Система "директ - костинг"
предоставляет широкие
- планирование объемов
деятельности с оптимизацией
ассортимента выпускаемой
- ценообразование;
- анализ эффективности
закупки комплектующих и
- выбор варианта капитальных вложений (инвестиций);
- оценка эффективности
деятельности подразделений
- оценка эффективности организации собственного производства или приобретения полуфабрикатов.
Рассмотрим некоторые аналитические возможности и особенности их использования:
1. Планирование объемов
деятельности с оптимизацией
ассортимента выпускаемой
2. Ценообразование по системе "директ - костинг" используется в следующих ситуациях:
- в условиях частичного контроля над ценами метод "переменная себестоимость плюс маржинальная прибыль" позволит рассчитать цену, которая обеспечит желаемую сумму покрытия на единицу продукции, желаемую долю маржинальной прибыли в выручке или целевую маржинальную прибыль на единицу ограниченного фактора;
- во время экономического
спада снижение цен на
- в условиях острой ценовой конкуренции за рынки сбыта использование для отдельных ассортиментных позиций демпинговых цен, основанных на маржинальной себестоимости, может вести к занятию лидирующих позиций на рынке;
- при обмене полуфабрикатами и изделиями между различными подразделениями одного предприятия маржинальная себестоимость может быть использована в качестве трансфертной цены (внутренней цены предприятия).
3. Анализ эффективности закупки
комплектующих и
Для оценки последствий ликвидации неприбыльного сегмента деятельности проводится анализ двух отчетов о прибылях и убытках, составленных с использованием маржинального подхода, один из которых содержит данные о сегменте, в другом эти данные элиминируются. Однако при анализе необходимо учесть релевантность постоянных затрат, поскольку при прекращении деятельности сегмента часть постоянных затрат может сохраниться.
4. Выбор варианта капитальных
вложений. Наряду с другими методами
инвестиционного анализа
Таким образом, "директ-костинг" представляет собой систему калькулирования неполных затрат, основными преимуществами которой являются: простота и объективность, возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам, возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода, позволяет проводить эффективную политику цен, дает возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, принципы системы "директ - костинг" могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета.
1.3 Методы определения точки безубыточности
Анализ взаимосвязи между объемом производства, себестоимостью и прибылью получил название анализа безубыточности или "затраты – объем – прибыль" (Cost – Volume – Profit; CVP-анализ).
Данный метод является
эффективным средством
Основной целью CVP-анализа
является определение точки
Точка безубыточности является
критерием эффективности
Для определения точки безубыточности могут применяться следующие методы:
- Графический метод;
- Математический метод (метод уравнения);
- Метод маржинального дохода.
Графический метод
Данный метод основан на построении комплексного графика "затраты – объем – прибыль".
Строится система координат, в которой по горизонтали показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (для одного вида продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали - себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Затем в заданной системе координат строится 3 линии, отражающие поведение постоянных затрат, совокупных затрат и выручки:
Рис.1 – График точки безубыточности.
Точка безубыточности – это точка пересечения линии выручки и линии общих (совокупных) затрат. Она показывает тот объем производства, при котором величина выручки от реализации равна полной себестоимости продукции [9].
Данная модель анализа безубыточности получила название бухгалтерской. Ее особенностью является допущение неизменности переменных затрат и цены продукции, в результате чего зависимость выручки и общих затрат от объема производства и реализации имеет линейный характер.
Существует также
Рис.2 – Экономическая модель точки безубыточности.
Линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках, т.е. в экономической модели существует два уровня безубыточности выпуска и реализации продукции, при которых выручка равна величине общих затрат.
Математический метод.
Данный метод основан на уравнении:
Прибыль = Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты
Представим некоторые
Прибыль = (Цена за единицу * Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу *Количество единиц) – Постоянные затраты
Данное равенство можно предста
П = Р*х - (b*х + a) или П = (Р - b)*х – а,
где П – прибыль за анализируемый период;
Р – цена реализации единицы продукции;
х – объем производства (реализации) продукции;
b – переменные затраты на
единицу произведенной (реализо
а – сумма постоянных затрат.
Данное уравнение легко
х = а / (Р - b)
Для определения точки безубыточнос
Метод уравнений можно использовать
также при анализе влияния
структурных изменений в
Метод маржинального дохода.
Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнений.
Маржинальный доход – это доход, который получает предприятие от производства и реализации одного изделия. Он может быть найден двумя способами:
МД = Выручка – Переменные затраты
МД = Прибыль + Постоянные затраты
Когда предприятие получает маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка безубыточности:
х = постоянные затраты
коэффициент МД
Коэффициент маржинального дохода – это отношение величины маржинального дохода к объему реализации продукции (для определения критического объема продаж в натуральном выражении) или к выручке от реализации (для определения критической величины выручки).
Под средней величиной
Цена продукции при
Часто бывает необходимо рассчитать безубыточный объем производства продукции при известном уровне запланированной прибыли от реализации продукции. В данном случае используется формула:
х = (Постоянные затраты + Прибыль) / Маржинальный доход на единицу
Для определения степени приближенн
Запас финансовой прочности отражает величину, на которую предприятие может сократить объем реализации продукции, прежде чем понесет убытки, и определяется по формуле:
ЗФП = Выручка – х (в денежном выражении)
ЗФП = Выручка – х / Выручка (в процентах)
Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.
Применение метода маржинального дохода позволяет также определять эффект производственного левериджа – механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.
Суть данного показателя в том,
что при любом изменении
Эффект производственного