Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
рассмотрим экономическое значение учетной политики и сравним национальную практику учета с международной;
раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
Введение 3
1 Экономическая природа и некоторые проблемы в формировании учетной политики 5
1.1 Роль и значение учетной политики в хозяйственной деятельности 5
1.2 Проблемы, возникающие при формировании учетной политики 7
1.3 Учетная политика в соответствии с МСФО 9
2 Учетная политика в целях бухгалтерского учета и ее состав в текущей практике учета 16
2.1 Нормативная и законодательная база по созданию учетной политики 16
2.2 Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета 19
2.2.1 Организационно-технические аспекты 20
2.2.1.1 Рабочий план счетов 21
2.2.1.2 Формы первичных учетных документов 22
2.2.1.3 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств 24
2.2.1.4 Правила документооборота и технологии обработки информации 26
2.2.1.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями 28
2.2.2 Методологические аспекты учетной политики 29
2.2.2.1 Учет основных средств 29
2.2.2.2 Учет нематериальных активов 38
2.2.2.3 Учет материально-производственных запасов 43
2.2.2.4 Учет готовой продукции и товаров 53
2.2.2.5 Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции 56
2.2.2.6 Учет займов и кредитов 64
2.2.2.7 Учет создания и формирования резервов 66
2.3 Учетная политика с целью налогообложения 73
3 Типовые практические ситуации 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Существование различных вариантов
учета позволяет организации
в рамках действующего законодательства
либо уменьшать величину налогооблагаемой
базы и начисляемых налогов, либо,
увеличивая прибыль в бухгалтерском
учете, выплачивать более высокие
дивиденды. Кроме того, «подчиненность»
бухгалтерского учета целям налогообложения
становится причиной искажения реальной
картины финансово-
Формирование учетной политики и контроль ее раскрытия в коммерческих организациях связаны с определенными проблемами:
- нет четкого понятийного аппарата в части учетной политики и ее аспектов;
- учетная политика не рассматривается в качестве важного инструмента управления, как составляющая общей финансовой политики общества;
- не обеспечивается эффективное управление финансовыми потоками из-за ориентации на максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета;
- не просчитывается ее влияние на показатели бухгалтерской и налоговой отчетности;
- не в полной мере учитываются организационно-правовая форма и отраслевые особенности деятельности;
- не учитываются стратегические цели развития организации;
- не четко систематизируются подходы к структурированию учетной политики;
- не полностью раскрываются организационный, технический, методический и налоговый аспекты учетной политики;
- не отражены в нормативных актах международный, аналитический и управленческий аспекты;
- отсутствует единая методика проведения аудита учетной политики и механизм оценки ее эффективности. [19]
1.3 Учетная политика в соответствии с МСФО
Внедрение учетной политики в российскую учетную практику неразрывно связано с реализацией государственной программы реформирования отечественного бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.
Основой для создания ПБУ 1/08 стали международные стандарты IAS 8 «Учетная политика, изменения в в бухгалтерских оценках и ошибки», IAS 1 «Представление финансовой отчетности», в котором определены требования, предъявляемые к раскрытию информации об учетной политике.
Последние изменения, внесенные в IAS 8, посвященный вопросам применения учетной политики, вступили в действие с 18июля 2012 года; при этом IAS 8 не только был пересмотрен, изменилось и его название. Действующая в настоящее время редакция IAS 8 устанавливает критерии выбора и изменения учетной политики, а также требования, предъявляемые к раскрытию информации о влиянии учетных оценок и ошибок на отчетные данные.
IAS 8 регулирует следующие вопросы:
– выбор учетной политики или ее изменение;
– изменения учетных оценок;
– исправление ошибок, допущенных в предшествующих отчетных периодах;
– правила отражения в финансовой отчетности событий, которые вызваны изменением учетной политики, учетных оценок и исправлением ошибок.
Согласно IAS 8, учетная политика – это конкретные принципы, правила, процедуры и практика, применяемые организацией при составлении финансовой отчетности. Организация обязана избрать и последовательно применять свою учетную политику при отражении аналогичных операций, событий и условий.
Выбор и применение учетной политики должны основываться на соответствующих МСФО. При использовании различных активов организация должна обращаться к соответствующим стандартам в целях определения порядка их отражения в финансовой отчетности.
Различия подходов и задач
формирования и применения учетной
политики, определенных в российских
нормативных документах и Международных
стандартах финансовой отчетности (рис.
1), предопределяют структуру и содержание
важнейшего внутреннего нормативного
документа в сфере
Как видно из рисунка, понятия
учетной политики, приводимые ПБУ
и МСФО, если не сказать, что идентичны,
то довольно близки друг к другу
по сути и содержанию, гораздо ближе,
чем кажется на первый взгляд. МСФО
рассматривают учетную политику
как выбор способов 1) подготовки
и 2) представления отчетности. Российское
определение, построенное на базе элементов
метода бухгалтерского учета, включает
в себя четыре составляющих, однако
первые три (первичное наблюдение, стоимостное
измерение и текущая
Дальнейшее сравнение ПБУ 1/08 и IAS 8 представлено в таблице 1.
Таблица 1 Подходы к формированию учетной политики
ПБУ 1/08 |
IAS 8 | |
Допущение имущественной обособленности |
Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п.5 ПБУ 1/08). |
В МСФО допущение имущественной
обособленности не сформулировано в
качестве одного из основополагающих,
поскольку определение активов
и обязательств, приведенное в
п. 49 Принципов подготовки и составления
финансовой отчетности, отражает тот
факт, что МСФО исходит из необходимости
отнесения активов и |
Допущение непрерывности деятельности |
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (п.6 ПБУ 1/08). |
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (п. 23 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности) |
Допущение последовательности применения учетной политики |
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п.5 ПБУ 1/08). |
Предприятие выбирает и применяет учетную политику последовательно для одинаковых операций, прочих событий и условий (п.13 МСФО 8). |
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности |
Факты хозяйственной деятельности
организации относятся к тому
отчетному периоду, в котором
они имели место, независимо от фактического
времени поступления или |
Результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены) – принцип начисления. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. |
Требование полноты |
Полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (п.6 ПБУ 1/08). |
Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). |
Требование своевременности |
Своевременное отражение
фактов хозяйственной деятельности
в бухгалтерском учете и |
Своевременное отражение информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между уместностью и надежностью информации. |
Требование осмотритель-ности |
Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п.6 ПБУ 1/08). |
Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности. |
Требование приоритета содержания перед формой |
Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п.6 ПБУ 1/08). |
Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности). |
Требование непротиворе-чивости |
Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п.6 ПБУ 1/08). |
Требование непротиворечивости в МСФО не определено. |
Требование рациональ-ности |
Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п.6 ПБУ 1/08). |
Требование рациональности
в отношении ведения В то же время в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности содержится положение о необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации и затратами на ее сбор. |
Организацион-ные аспекты учетной политики |
Принятая организацией учетная
политика подлежит оформлению соответствующей
организационно- |
Соответствующие положения в МСФО отсутствуют. |
В таблице рассмотрены принципы и допущения, лежащие в основе учетной политики. Мы видим, что в МСФО отсутствует требование непротиворечивости, требования рациональности бухгалтерского учета - это объясняется тем, что Международные стандарты в большей степени ориентированы на подготовку финансовой отчетности, чем на ведение бухгалтерского учета. В отличие от ПБУ, МСФО устанавливает четкие критерии и иерархию источников, которыми необходимо руководствоваться при формировании учетной политики по вопросам, не урегулированным действующими нормативными актами.
Что касается вопросов порядка
и принципов изменений в
2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЕЕ СОСТАВ В ТЕКУЩЕЙ ПРАКТИКЕ УЧЕТА
2.1 Нормативная и законодательная база по созданию учетной политики в РФ
Основным документом организации,
определяющим порядок ведения бухгалтерского
учета при отражении
Сейчас понятие учетной
ПБУ 1/2008 и другие Положения по бухгалтерскому учету устанавливают правила формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета. После вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организации» Налогового Кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ у организаций возникла обязанность по формированию учетной политики для целей налогообложения и включению ее в систему внутреннего нормативного регулирования. Учетная политика организации для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.
Применительно к налогу на прибыль и согласно статье 313 главы 25 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организация должна установить порядок ведения налогового учета. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
В случае если организация начала
осуществлять новые виды деятельности,
она также обязана определить
и отразить в учетной политике
для целей налогообложения
Таким образом, на предприятии создается
два вида учетной политики: для
целей бухгалтерского учета и
для целей налогообложения. Каждый
из них регулируется различными нормативными
документами.
Создавая учетную политику, руководствуются
Федеральным законом «О бухгалтерском
учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ. Согласно Закону,
принятая организацией учетная политика
утверждается приказом или распоряжением
лица, ответственного за организацию и
состояние бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики используют ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 27.11.2006 №154н.
Также используют ПБУ 5/01 «Учет материально-
Используют также ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 30.03.2001 №26н. В учетной политике, в соответствии с ПБУ 6/01, устанавливаются активы принимаемые организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.
При формировании учетной политики применяют ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 16.10.2000 №92н.
Также применяют ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Министерства Финансов РФ от 27.12.2007 №153н. В учетной политике отражаются:
- способы оценки нематериальных
активов, приобретенных не за
денежные средства;
- принятые организацией сроки полезного
использования нематериальных активов;
- способы определения амортизации нематериальных
активов, а также установленный коэффициент
при начислении амортизации способом
уменьшаемого остатка;
- изменения сроков полезного
использования нематериальных
изменения способов определения амортизации
нематериальных активов.
В ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
- о способах списания расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам;
- о принятых организацией сроках применения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Применяют ПБУ 19/02 «Учет финансовых
вложений», утвержденное Министерством
Финансов РФ от 10.12.2002 №126н. В ПБУ
сказано, что в учетной политике
должен отражаться выбранный способ
оценки актива, принятого к бухгалтерскому
учету в качестве финансовых вложений.
В учетной политике закрепляется рабочий
план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организации и инструкция
по его применению, утвержденный приказом
Министерства Финансов РФ от 31.10.2000 №94.
При формировании учетной политики
используют Методические указания по
бухгалтерскому учету материально-
Если по какому-либо конкретному
вопросу нормативными документами
не предусмотрен способ ведения бухгалтерского
учета, то организация самостоятельно
или при помощи консультационной
фирмы разрабатывает
2.2 Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета
Законодательными и
На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
- организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т. д.);