Учёт и аудит безналичных форм расчетов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование организации ведения учёта расчётов и выявление достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчётности в части учёта безналичных форм расчетных операций, а также разработка рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с поставленной целями, определим задачи в дипломной работе:
исследование теоретических проблем организации и ведения бухгалтерского учёта безналичных форм расчетов;
изучение организационной структуры и структуры управления предприятия;
изучение организации бухгалтерского учёта и внутреннего контроля в организации;
экономическая оценка деятельности организации;

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

 При поступлении  оплаты от дебитора на основании  полученной банковской выписки  в программу вводится документ «Выписка» и делаются следующие проводки: дебет 51 «Расчётные счета» кредит 76.2 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт «Расчёты по претензиям (в рублях)»  в случае оплаты госпошлины, и дебет 62.2 «Расчёты с покупателями и заказчиками» субсчёт  «Расчёты по авансам полученным (в рублях)»  кредит 76.2 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт «Расчёты по претензиям (в рублях)» в случае оплаты штрафов, пени, неустоек или процентов за пользование чужими денежными средствами. Последняя проводка будет формироваться таким образом потому, что данные виды претензий начисляются в платёжной карточке в программе «Реализация» и оплата по ним первоначально отражается на счёте 62.2.

Для ведения прочих расчётов с разными дебиторами и кредиторами предусмотрен счёт 76.5 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт  «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)».

Аналитический учёт по данному  счёту ведётся по каждому контрагенту, заключённому с ним договору и  по видам расчётов. К прочим расчётам с разными дебиторами и кредиторами в ООО    «СпецЭнергоСервис» относят расчёты по аренде, расчёты по возмещению материального ущерба, государственные пошлины и прочие признанные или присуждённые судом расходы; расчёты с другими поставщиками и подрядчиками; расчёты с прочими поставщиками услуг. Расчёты с лизингодателем являются расчётами по аренде.

На основании акта приёма-передачи имущества в лизинг в бухгалтерии делается проводка Дебет 001 «Арендованные основные средства»  на сумму принятого имущества.

В соответствии с утверждённым графиком лизинговых платежей ООО    «СпецЭнергоСервис» ежемесячно перечисляет денежные средства лизингодателю и на основании выписки банка делает следующую проводку: дебет 76.5 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт  «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)» кредит 51 «Расчётные счета» на сумму перечисленного лизингового платежа.

На основании счёта-фактуры  в программе  «1С: Бухгалтерия» заполняется  документ «Акт об оказании услуг сторонней организацией» и делаются проводки: дебет 26 «Общехозяйственные расходы»  кредит 76.5 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт  «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)»  на сумму лизингового платежа, и дебет 19.5 «Налог на добавленную стоимость» субсчёт «Налог на добавленную стоимость по услугам производственного характера» кредит 76.5 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт  «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)» на сумму выделенного  НДС.

После окончания срока  финансовой аренды на основании акта приёма-передачи имущества в собственность  в бухгалтерском учете делается проводка по списанию имущества с  лизинга: Кредит 001 «Арендованные основные средства»; и проводка по принятию лизингового имущества в собственность: Дебет 08 «вложения во внеоборотные активы» Кредит 76.5 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» субсчёт «Прочие расчёты с разными дебиторами и кредиторами (в рублях)» на сумму переданного имущества.

Бухгалтерский учёт расчётных операций в ООО    «СпецЭнергоСервис» ведётся в соответствии с законодательством о бухгалтерском учёте, и в силу специфики деятельности организации имеет свои особенности. Главной особенностью является автоматическая загрузка данных по реализации электрической энергии в бухгалтерский учёт и отражение этой процедуры на счетах бухгалтерского учёта.

 

3.3. Регистры синтетического  и аналитического учёта операций по безналичному расчету

 

Регистры синтетического и аналитического учёта используются для получения итоговой, а также другой сводной или детальной информации и  формируются в формах предлагаемых программой «1С: Бухгалтерия». Регистры синтетического учёта предполагают отражение информации об остатках и движении денежных средств в целом по счёту или субсчёту, а регистры аналитического учёта в разрезе конкретных объектов аналитического учёта.

«Оборотно-сальдовая  ведомость по счету» позволяет увидеть  начальный остаток на начало периода, а также приход, расход и остаток  на конец периода по аналитическим счетам к синтетическому счёту, а также, если необходимо, сформировать отчёт по конкретному объекту аналитики.  Примером данного регистра учёта является Оборотно-сальдовая ведомость по счёту 60.1 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками», сформированная по поставщику электрической энергии – ОАО «Новосибирскэнерго» Приложение 36.

Отчет «Анализ счета» даёт полное представление о том, с каким счётом корреспондирует  данный счёт в течение периода, а также о сальдо на начало и на конец периода. Если необходима аналогичная информация в разрезе объектов аналитического учета, то нужно сформировать отчет «Анализ счета по субконто», при этом порядок указания видов субконто в параметрах окна настройки будет определять вложенность группировок отчета. «Анализ счета 60.1 по субконто» Приложение 37, позволяет увидеть  по каждому поставщику какие виды расчётов  и по каким договорам велись с ним в течение заданного периода.  Часто необходимо получить обороты и остатки по счету на каждую дату определенного периода. Это может потребоваться, например, для анализа изменения во времени оплаты поступающей от покупателей, для проверки соответствия введенных в информационную базу данных сумм, указанным в банковских выписках.

Отчет «Журнал-ордер и  ведомость по счету» представляет собой отчет по движению средств на заданном счете, или на любом  из его субсчетов,   (начальное сальдо, обороты с другими счетами и конечное сальдо),  детализированный по датам (периодам) или по проводкам (операциям). Вид отчета зависит от выбранного варианта детализации. Строки отчета расположены в хронологическом порядке. Количество колонок зависит от количества счетов,  корреспондирующих с данным счетом в этом периоде. «Журнал-ордер счета по субконто» представляет собой отчет по движению на счете за выбранный период, детализированный по субконто. При этом если сформировать его по субконто  «Виды расчётов», то возможно проследить движение денежных средств по каждому виду расчётов. Сформировав отчёт по одному из контрагентов, получим информацию аналогичную «Анализу счета по субконто». Примером  данного вида регистра является «Журнал-ордер счёта 62.1 по субконто» Приложение 38, сформированный по абоненту – ОАО «Омский Аэропорт».

 «Журнал-ордер счета  по субконто»  представляет  такую же информацию, что и  «Оборотно-сальдовая ведомость по счету», и, кроме этого, содержит информацию по оборотам с корреспондирующими счетами.

В отчете «Карточка счета» по хронологии идёт отражение всех операций за заданный период по определённому  счёту, отражаются остатки на начало и конец периода, обороты за период и остатки после ввода каждой операции (оперативные остатки). Примером данного отчёта является «Карточка счёта 76.1.1» Приложение 39, сформированная по страховой компании – ОАО «СОГАЗ».

Наличие большого количества отчётов и возможностей их формирования позволяют учётным работникам контролировать правильность совершения операций, оперативно проводить сверку данных с другими подразделениями, следить за состоянием расчётов с дебиторами и кредиторами.

 

3.4. Инвентаризация расчётов с контрагентами в

ООО «СпецЭнергоСервис»

 

Инвентаризация расчётов с контрагентами в  ООО «СпецЭнергоСервис» производится ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. Проведённая инвентаризация оформляется по унифицированной форме № ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», который представлен в Приложении 40. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передаётся в бухгалтерию, второй остаётся в комиссии.

В акте инвентаризации задолженности  указывается наименование счёта  бухгалтерского учёта, наименование контрагента и сумма числящейся задолженности, в том числе подтверждённой или не подтверждённой контрагентом, а также величина задолженности с истёкшим сроком исковой давности.

 По указанным видам  задолженности к акту инвентаризации  расчётов прикладывается справка (Приложение к форме № ИНВ-17), которая является основанием для составления акта. Справка оформляется в разрезе счетов бухгалтерского учёта, и представлена в Приложении 41. В справке указывается наименование и адрес контрагента, причина и дата начала числящейся задолженности, сумма задолженности и документы её подтверждающие.

В ходе проведения инвентаризации проверяется правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, включая суммы задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учёта  и бухгалтерской отчётности, дебиторская  задолженность, по которой истёк  срок исковой давности, и другие долги, нереальные ко взысканию, в ООО    «СпецЭнергоСервис» списываются по каждому обязательству на основании проведённой инвентаризации и приказа руководителя и относятся на финансовые результаты.

Дебиторская и кредиторская задолженность являются подтверждённой, если на данную сумму был составлен  Акт сверки расчётов. Сверка расчетов с поставщиками электрической энергии производится ежемесячно. Акт сверки расчётов составляется поставщиками и подтверждается ООО    «СпецЭнергоСервис».

Договором энергопотребления, заключаемым с юридическими лицами,  предусматривается ежеквартальная сверка расчётов. Сверка расчётов производится в департаменте продаж энергии промышленным потребителям и выполняется на основании платёжной карточки в программе «Реализация». Акт сверки расчётов приведён в Приложении 42.   Акт инвентаризации расчётов с покупателями составляется в программе «Реализация» и показывает не погашенную дебиторскую задолженность покупателей.

 

3.5. Пути совершенствования  учёта расчётов в  ООО «СпецЭнергоСервис»

 

На основе проведённого исследования учёта расчётов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами в ООО «СпецЭнергоСервис» можно сделать следующие выводы.

Из-за специфики своей  основной деятельности организация  имеет большое количество контрагентов, с которыми ей приходится осуществлять различные виды расчётов. К тому же сам товар – электрическая энергия, который реализует организация, не имеет вещественной формы и проблематичен в количественном измерении. Учитывая большие объёмы и специфику отношений с контрагентами, в ООО    «СпецЭнергоСервис» существуют отдельные структурные подразделения, занимающиеся определёнными видами расчётов. Организация бухгалтерского учёта расчётов с контрагентами имеет свои особенности по каждому виду расчётов.

Аналитический учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками прочих товаров, работ, услуг, а также с большинством разных кредиторов ведётся в разрезе наименований контрагентов, номеров договоров и видов расчётов. Но отношения с такими контрагентами не всегда имеют договорный характер в силу своей кратковременности или незначительности величины сделки. Также в пределах одного договора может производиться несколько поставок. Поэтому субконто «Договор» при проведении таких операций остаётся незаполненным, что нарушает аналитику бухгалтерского учёта. В целях совершенствования  учёта расчётных операций можно предложить при ведении расчётов с такими контрагентами в качестве субконто «Договор» вводить номер счёта на оплату товаров, работ, услуг, выставляемый кредитором. Использование данного предложения повысит наглядность хозяйственных операций, позволит оперативно отслеживать по какой именно поставке  возникла дебиторская задолженность, в случае предварительной оплаты,  и определять причину кредиторской задолженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ  ПРОВЕРКИ ОПЕРАЦИЙ ПО БЕЗНАЛИЧНОЙ ФОРМЕ РАСЧЕТОВ В ООО «СПЕЦЭНЕРГОСЕРВИС»

 

4.1. Планирование аудиторской проверки операций с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами безналичным путем

 

Для того  чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля  необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов па предприятии. Поэтому надо установить: наличие на предприятии необходимой нормативной базы; перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения; состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций; как организован внутренний контроль расчетных операций.

Тесты по оценке системы учёта и внутреннего контроля  помогают принять решение о том, можно ли полагаться на систему внутреннего контроля организации и дать оценку риска средств контроля.

На основе данных тестирования может быть установлено, насколько  контроль расчетных операций эффективен, а учет расчетных операций - соответствует действующему законодательству. Если окажется, что вероятность пропуска ошибок велика, то  потребуется включить в программу проверки дополнительные вопросы и направить особые усилия на изучение тех групп хозяйственных операций, которые не подвергались внутреннему контролю или которым не уделялось должного внимания со стороны бухгалтерии.

Тест  для оценки  систем бухгалтерского учёта и внутреннего  контроля приведён в Приложении 43.

Информация о работе Учёт и аудит безналичных форм расчетов на предприятии