Учёт и аудит основных средств на ЧТУП «ОлСтаТранс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 11:24, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы объясняется тем, что производственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых, финансовых резервов, но и за счет основных фондов, средств труда и материальных условий процесса труда. Основные средства играют огромную роль в деятельности каждого субъекта хозяйствования, так как они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощность предприятия. Основные средства занимают особое место в системе бухгалтерского учета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..7
ГЛАВА 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ………………….12
1.1 Основные средства и их роль в процессе производства…………….12
1.2 Классификация и оценка основных средств………………………....15
1.3 Значение и задачи учёта и контроля основных средств……….……21
1.4 Нормативно-правовое регулирование учета и контроля основных средств………………………………………………………………….24
ГЛАВА 2
УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ЧТУП «ОлСтаТранс»…..………….29
2.1 Документальное оформление и учёт поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств……….............................29
2.2 Учёт амортизации основных средств…………………………………44
2.3 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта основных средств…………………………………………………………………..51
2.4 Совершенствование учёта основных средств в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации……57
ГЛАВА 3
АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ЧТУП «ОлСтаТранс»...…..….……63
3.1 Проверка обеспечения сохранности основных средств…………….63
3.2 Проверка правильности оценки и переоценки объектов основных средств…………………………………………………………………70
3.3 Проверка поступления и выбытия основных средств….....................75
3.4 Проверка начисления амортизации по объектам основных средств.78
3.5 Проверка операций по ремонту основных средств………………….80
3.6 Направления совершенствования контроля основных средств на предприятии……………………………………………………………83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...92

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.2011-04-06.docx

— 163.29 Кб (Скачать файл)

Кроме направленности на клиента, результаты работы аудиторских организаций ориентированы на внешних пользователей, которым важно знать, кому доверять и куда инвестировать свои средства. Их доверие аудитору возможно, только если никто не влияет на его выводы и суждения. Поэтому независимость аудита - главный принцип его существования во всем мире.

Другая проблема - излишний документооборот. Само действующее законодательство стимулирует изобилие бумаг, служащих исключительно для оправдания перед проверяющими, но не гарантирующих отсутствие претензий. Ведь порой законодатель забывает установить форму и правила заполнения некоторых документов.

Учет стал первоочередной задачей, отодвигая производство на второй план, и тяжким бременем лег на издержки организаций. Кроме бухгалтеров, оформлением бумаг загружены менеджеры и секретари, юрисконсульты и кладовщики. Этим непроизводительным трудом, по оценке специалистов, занято 10% трудоспособного населения. Между тем, во всем мире давно поняли, что издержки на ведение учета и отчетности не должны превышать общественной пользы, которую эти процедуры приносят. У нас же, по расчетам МССПиР, ежегодные затраты на документооборот, включая расходы на бумагу, оргтехнику, зарплату работников и т. п., в целом по республике превышают 1,5 трлн. Вг — больше чистой прибыли всех предприятий Минпрома за прошлый год, которая составила 1,2 трл. Вг! Сократив документооборот, страна могла бы высвободить 12 млн. м2 площадей, занятых сегодня под архивы, и сэкономить 7 млн. м3 древесины, сохранив для потомков 12 млн. деревьев.

Общими усилиями бизнес-союзы намерены доказать властям, что тотальный контроль уже не нужен: предприятия изменились, они стремятся работать честно. Однако сегодня система взаимоотношений выстроена так, чтобы было удобно в первую очередь государству, а не бизнесу. Это наглядно подтверждает вся система бухучета и контроля, создающая максимум комфорта для многочисленных ревизоров. Но налогоплательщики хотели бы, чтобы приоритетом государственной экономической политики стали их интересы.

Также для совершенствования контроля основных средств на предприятии должна быть создана служба внутреннего аудита. Система внутреннего аудита - это процесс определения качества и   корректирования выполняемой подчиненными работы, чтобы обеспечить   выполнение задач, стоящих перед предприятием. Его цель - выявить слабые   места и ошибочные решения, своевременно исправить их и не допустить   повторения. Контроль позволяет определить эффективность работы и принять   необходимые меры для обеспечения выполнения задания. Необходимо четко   знать, кто на предприятии несет персональную ответственность за отклонение   от заданий и принятие корректирующих мер.

От своевременного и качественного внутреннего   аудита зависит не только сохранность основных средств, но и   кредитоспособность предприятия.

Внутренний аудит можно определить как внутреннюю   контрольную функцию управления, осуществляемую специализированными   сотрудниками организации для решения задач, связанных с учетом,   отчетностью, контролем и другими функциями управления. Внутренний аудит   способствует администрации в контроле за деятельностью организации и в   достижении общих целей организации. Он необходим для успешного функционирования всех видов деятельности предприятия, увеличения объемов производства продукции и снижения ее себестоимости, совершенствования   хозяйственного механизма.

Службы внутреннего аудита на СП ЗАО «Теста» могут быть организованы в следующие структуры:   ревизионная комиссия, отдел внутреннего аудита, группа контроля,   инвентаризационное бюро и т.д.

Структурное подразделение внутреннего аудита осуществляет контроль за  финансово-хозяйственной деятельностью фирмы в целом или его органов   управления. Его работа должна быть построена на основе принципов коллегиальности,   компетентности, самостоятельности и ответственности.

Таким образом, обязанности внутреннего аудитора сводятся к следующему:

  • обзор состояния и оценка надежности, адекватности и применения       бухгалтерского, финансового и других видов операционного контроля и       способствование развитию эффективного контроля, осуществляемого при       умеренных затратах;
  • определение степени соблюдения принятой политики, планов и процедур, а       также определение степени учета активов предприятия и степени их       охраны от всякого рода потерь;
  • определение надежности управленческих данных, получаемых в системе       предприятия; оценка качества исполнения обязанностей и заданий;
  • рекомендации организационного совершенствования.

Квалифицированная консультация аудитора может быть более ценной и важной для руководителя, чем сама проверка.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что унификация документооборота, упрощение бухгалтерского учета посредством перехода на международные стандарты приведет к более эффективной работе бухгалтерской службы, что позволит совершать меньшее количество ошибок и соответственно в полном объёме и своевременно перечислять налоги и налоговые платежи в бюджет. Так же государство сможет сэкономить на уменьшении количества различных контролирующих органов, передав часть функций независимым аудиторам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В представленной работе на примере СП ЗАО «Теста» освещены такие основные моменты, как содержание и классификация основных средств, оценка, задачи учета, учет движения и амортизации основных средств, рассмотрены международные стандарты и зарубежный опыт учета основных средств, проведен аудит основных средств, разработаны мероприятия по повышению эффективности учета и контроля основных фондов.

Учет основных средств на СП ЗАО «Теста» ведется на синтетическом счете 01, по дебету которого отражается поступление объектов основных средств, а по кредиту – выбытие.

Основные средства поступают на СП ЗАО «Теста» в результате строительства, приобретения за плату у других субъектов хозяйствования, безвозмездного поступления, в порядке целевого финансирования, внесения учредителями вкладов в уставный фонд. На поступившие основные средства составляются следующие первичные документы: акты о приеме-передаче объектов основных средств формы №ОС-1, акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы №ОС-3, накладные на внутренне перемещение объектов основных средств формы №ОС-2. На каждое основное средство в бухгалтерии СП ЗАО «Теста» заводится инвентарная карточка учета объекта основных средств формы №ОС-6.

Выбытие основных средств происходит по причинам продажи, ликвидации, списания, в результате безвозмездной передачи, в качестве взносов в уставный фонд другого предприятия и оформляется актами о приеме-передаче объектов основных средств формы №ОС-1, актами о ликвидации основных средств формы №ОС-4, актами о списании автотранспортных средств формы №ОС-4а.

Амортизация основных средств отражается на счете 02 «Амортизация основных средств»  линейным способом. Начисление производится по кредиту в корреспонденции с дебетом соответствующего счета списания стоимости основных средств, а по дебету отражается уменьшение стоимости основных средств на сумму накопленной амортизации.

С целью рационализации порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни, снижения затрат на формирование финансовой отчетности в соответствии с МСФО и направленности на обеспечение более высокой степени достоверности и объективности информации о финансовом положении предприятий при разработке нормативных документов в Республике Беларусь необходимо учитывать опыт зарубежных стран и международные стандарты финансовой отчетности. 

В ходе аудита основных средств было установлено, что переоценка основных средств, проведена по состоянию на 01.01.2010. Нарушений при проведении переоценки не установлено. Все основные средства разбиты по группам. Коэффициенты изменения стоимости ОС применены правильно в соответствии с нормативным сроком их службы. Объектов интеллектуальной собственности нет. Ведомость переоценки прилагается.

В ходе аудита поступления и выбытия основных средств на СП ЗАО «Теста» было установлено, что по состоянию на 01.01.2010 балансовая стоимость основных составила 25 767 млн.руб., по состоянию на 01.01.2011 – 27 853млн. руб. Введено основных средств с 01.01.2010 по 01.01.2011 на сумму 2 148 млн.руб. Комиссия по вводу основных средств образована. Ввод основных средств в проверяемом периоде производится по актам приема-передачи (форма №ОС-1) согласно Постановления Министерства Финансов Республики Беларусь от 18.12.2003 № 168. Нарушений по вводу основных средств не установлено.

Выбыло основных средств за период с 01.01.2010 по 01.01.2011 на сумму 62 млн.руб. Выбытие основных средств производилось по причине физического и морального износа, продажи по актам на списание (форма №ОС-1) согласно Постановления Министерства Финансов Республики Беларусь от 18.12.2003 № 168. Акты по списанию основных средств подписаны комиссией и утверждены директором. В результате выбытия основных средств годные к использованию материалы, металлолом оприходованы. Нарушений по выбытию основных средств не установлено.

В ходе проверки начисления амортизации по объектам основных средств по состоянию на 01.01.2011 износ основных средств на СП ЗАО «Теста» составил       21 853 млн.руб. Амортизационные отчисления в проверяемом периоде начислялись в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 23.11.2001 № 187/110/96/18, исходя из нормативных сроков службы, установленных Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21.11.2001 №186, линейным способом. Забалансовый счет 010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств» открыт. В ходе выборочной проверки начисления амортизационных отчислений нарушений не установлено.

Основными рекомендациями по совершенствованию учета основных средств можно назвать такие, как:

    • сближение бухгалтерского и налогового учета, что позволяет оптимизировать налоги и сократить трудозатраты бухгалтера;
    • разработка и внедрение на предприятии автоматизированной системы учета, ориентированной на потребности предприятия (применение «1С: Предприятие», системы «Клиет-Банк» и др.), которая должна снизить трудоемкость учетного процесса не только в части отражения информации по основным средствам, но и затратам на их эксплуатацию, повысить качество, достоверность и правильность учета;
    • повышение качества подготовки бухгалтеров, что является неотъемлемой частью совершенствования системы бухгалтерского учета;
    • унификация, сокращение документооборота;
    • упрощение бухгалтерского учета посредством перехода на международные стандарты.

Для совершенствования системы контроля на предприятии необходимо разработать меры по организации независимых аудиторских проверок, а также по созданию на предприятии служб внутреннего контроля.

 Соблюдение всех выше перечисленных рекомендаций приведет к более эффективной работе бухгалтерской службы и позволит совершать меньшее количество ошибок и соответственно в полном объёме и своевременно перечислять налоги и налоговые платежи в бюджет, также государство сможет сэкономить на уменьшении количества различных контролирующих органов, передав часть функций независимым аудиторам.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бухгалтерский учет: учебное пособие / О.А. Левкович, И.Н. Бурцева. - Мн.: Амалфея, 2005.-800 с.
  2. Бухгалтерский учет / А.И. Балдинова [и др.]; Под общ. ред. Е.И. Тишкова. - Мн., 2001. – 354 с.
  3. Бухгалтерский учёт в торговле: учебник / Под общ. ред. В.В. Кожарского. – Минск: Новое знание, 2004. – 812 с.
  4. Ванкевич, В.Е. Корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Систематизированные бухгалтерские записи/ В.Е. Ванкевич, А.Н. Сушкевич - Мн.: Ред. журнала «Промышленно-торговое право», 2005.-236 с.
  5. Головкова, Е.А. Автоматизация учета, анализа и аудита: учебное пособие/ Е.А. Головкова, Т.В. Прохорова, К.А. Шиманский- Мн:ООО «Мисанта», 2009.-200с.
  6. Инструкция о применении Типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. Постановленим М-ва финансов РБ от 30 мая 2003 г. №89// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информации РБ.-Минск, 2008.
  7. Инструкция о порядке ведения налогового учета, утв. Постановлением М-ва финансов РБ и М-ва по налогам и сборам РБ от 16 дек 2003, №173/114. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информации РБ.-Минск, 2008.
  8. Инструкция о порядке раскрытия информации и представления бухгалтерской отчетности о финансовых инструментах, утв. Постановлением М-ва финансов РБ от 22 дек 2006 № 164 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информации РБ.-Минск, 2008.
  9. Инструкция о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок, утв. Постановлением М-ва финансов РБ от 18 мар 2010 №29// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информации РБ.-Минск, 2008.
  10. Козельцева, Е. А. Бухгалтерский учет во Франции в  условиях перехода на международные  стандарты  / Вестник МГУ  Сер. 6.   Экономика.- 2007 .- №1. – 88 с. 
  11. Ладутько, Н.И. Бухгалтерский учет/Н.И. Ладутько – Мн., 2001. – 455 с.
  12. Ладутько Н.И., Борисевский П.Е., Крупнова А.В., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет. / Под общ. ред. Ладутько Н.И. - Мн., 2004 – 741 с.
  13. Ладутько,Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб. пособие/Н.И. Ладутько.- Мн. : Книжный Дом, 2005. - 687 с.
  14. Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экон.спец.учеб.заведений. В 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Лемеш. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 384 с.
  15. Миславская, Н.А. Бухгалтерский учет в Германии/Н.А. Миславская // Финансовый менеджмент.- 2004 .- № 3.- 112 с. 
  16. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон РБ от 18 окт.1994 №3321-ХП (ред. от 26.12.2007 №302-3)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информации РБ.-Минск, 2008.
  17. Об аудиторской деятельности: Закон РБ от 08 нояб.1994 № 3373-ХП (ред. от 04.01.2010 №109-3)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информации РБ.-Минск, 2008.
  18. Панков, Д.А. Бухгалтерский учёт и анализ за рубежом: учеб. пособие / Д.А. Панков. – Минск: Новое знание, 2002. – 256 с.
  19. Панков, Д.А. Бухгалтерский учет в зарубежных странах: учеб. пособие/Д.А. Панков.- Мн. : Выш. шк.: Экаунт, 1997. - 160 с.  
  20. Пупко, Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие. - 2-е изд., стереотп. - Мн.: Книжный дом; Мисата, 2004. - 429 с.
  21. Снитко, М.А. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. – Минск: ООО «Мисанта», 2003. – 272с.
  22. Стражева, Н.С., Стражев, А.В. Бухгалтерский учет: Учеб-методич. Пособие /Н.С. Стражева, А.В. Стражев. – 10-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Книжный дом, 2004. - 432с.
  23. Типовой план счетов бухгалтерского учета, утв. Постановленим М-ва финансов РБ от 30 мая 2003 г. №89 //  Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац.центр правовой информации РБ.-Минск, 2008.
  24. Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит: Учеб. комплекс / В.А. Хмельницкий.-Мн.:Книжный Дом, 2005. - 480 с.

Информация о работе Учёт и аудит основных средств на ЧТУП «ОлСтаТранс»