Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

             Результаты, когда производится  арест имущества должников с  санкции прокурора по 77 ст. также не оказывает должного эффекта, так в 2003 году ИМНС России по г. Бузулуку по 23 предприятиям произведён арест имущества, из которых отменено только 4 Постановления в связи с полностью  погашенной недоимкой.

             Однако при использовании всех  перечисленных мер по взысканию недоимки необходимо осознавать, что в сегодняшней социально-экономической обстановке в стране одними принудительными мерами успеха не достичь. Главное, чтобы в обществе сложилось позитивное отношение к уплате налогов, чтобы и организации и граждане знали  и исполняли налоговое законодательство [33].

 

     2.4. Выводы по второму разделу

 

       Исходя из экономических  характеристик косвенных налогов  можно, сделать вывод о том,  что все косвенные налоги взимаются  в процессе движения доходов или оборота товаров (работ, уса работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара (работы, услуги). Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа н) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление.

             Российская система налогообложения  в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги должны играть роль экономического регулятора. Проведенный анализ значения косвенных налогов в структуре налоговых доходов бюджета позволяет сделать вывод, о том, что налоговая система России построена  действительно на преобладании косвенного налогообложения. Роль косвенных налогов в формировании доходной части бюджета несомненна.

             Однако очевидно также и то, что на сегодняшний день стоит  проблема усиления мер налогового администрирования НДС в связи с распространением в последнее время различного рода схем уклонения от уплаты НДС, путём многоступенчатой переуступки товаров с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, либо «исчезновения» организации – перекупщика после получения денежных средств за реализованные товары (работы, услуги), либо использования не отчитывающихся организаций для целей необоснованного возмещения НДС из бюджета. Все это приводит к неоправданному росту возмещения из бюджета НДС. В ряде случаев налогоплательщиками используются различные схемы, связанные с имитацией движения денежных средств и документов, формально подтверждающих  передачу права собственности на реализованные товары без факта движения самих товаров.

            Таким образом, существует несовершенство механизма возмещения (зачета) входного НДС по приобретенным материальным ресурсам. Действующее налоговое законодательство не создает реальные предпосылки для активизации материального производства, не способствует деловой активности хозяйствующих субъектов, заинтересованных в расширении процесса производства товаров, их скорейшей реализации и возобновлении цикла товар – деньги – товар. Кроме того, существуют также проблемы несовершенства налогового права, которые, прежде всего, выражаются в арбитражной практике, когда суды решают спорные вопросы, касающиеся налогообложения, в пользу налогоплательщиков, как по вопросам незаконного  возмещения НДС из бюджета, так и по другим вопросам налогообложения. В результате потери бюджета от недопоступления налоговых платежей являются значительными. Наличие всех данных проблем, несомненно, требует решения для их устранения  и дальнейшего эффективного действия системы косвенного налогообложения.

 

 

   3. Пути повышения эффективности косвенных налогов в современных условиях

  

    3.1. Пути  решения  основных  проблем  собираемости косвенных налогов, в частности НДС

 

             Масштабная налоговая реформа,  поэтапно проводимая в стране, преследует две, казалось бы, взаимоисключающие цели: уменьшить бремя обязательных платежей в бюджет и увеличить объём налоговых поступлений в казну. На самом деле снижение ставок налогов должно способствовать развитию производства, а также привести  к выходу бизнеса «из тени». Но как первое, так и второе требует времени, причём довольно значительного. Можно сказать, что это перспектива завтрашнего дня. Однако увеличить поступления в бюджет необходимо уже сегодня. Поэтому на передний план выходит задача повышения собираемости налоговых платежей. И это приоритетное направление работы налоговых органов [15]. НДС является одним из основных источников формирования федерального бюджета. Однако с ним же связаны и наибольшие сложности. Достаточно вспомнить о колоссальных потерях бюджета от использования налогоплательщиками различных схем незаконного возмещения НДС.

             В настоящее время налоговые  органы направляют существенные  усилия на решение данной проблемы путем проведения камеральных проверок с истребованием документов у налогоплательщиков, подтверждающих правильность исчисления НДС по декларациям, представляемым в Инспекции, практически за каждый налоговый период. На  основании истребованных  документов проводятся встречные проверки поставщиков, по вопросам получения ими выручки от данного налогоплательщика, включения ее в налоговую базу и уплату им НДС в бюджет. Данные проверки приносят, конечно же результат, но весьма низкий – это связанно с длительностью проведения встречных проверок  и окончанием срока камеральной проверки.

             Решение данной проблемы, на мой взгляд лежит не только в разработке на законодательном уровне порядка, который устраивал бы всех (как налогоплательщиков, так и налоговых органов), так как это просто невозможно, а в работе налоговых органов над созданием информационной системы, позволяющей отследить движение счетов-фактур на всех стадиях и тем самым пресечь мошеннические    схемы.

             В данном случае необходимо  внедрение  электронных счетов  – фактур.               Радует, что на этот вопрос обратили внимание в Госдуме. Это очень важно, поскольку на фоне снижения налогового бремени от налоговых органов требуется улучшение качества налогового администрирования. Электронные счета – фактуры  - это как раз один из путей достижения этой цели. Они, во-первых, позволят ускорить обработку информации, во-вторых, уйти от сплошного контроля. Сравнивая счета-фактуры, полученные от покупателей и поставщиков, мы сможем увидеть все нестыковки и осуществлять выборочный контроль.

             Однако запуск этой системы  потребует большой подготовки. Все ли счета – фактуры будет охватывать эта система? Что именно будут требовать от налогоплательщиков? Кто возьмет на себя расходы?

             Введение электронных счетов-фактур  позволит изменить идеологию  контрольной работы, так как удастся реализовать эффективный метод обработки счетов-фактур, при котором материалов для проведения контрольных мероприятий на месте, в инспекциях, будет предостаточно. Более того, это поможет контролировать и другие налоги, а не только НДС и расширит возможности для эффективного отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

             Введение электронного учёта  информации о выписанных и  полученных счетах-фактурах и использование имеющейся в них информации позволит налоговым органам, в частности:

          - выявлять и предупреждать случаи  сокрытия выручки и занижения  налоговой базы налогоплательщиками;

          - оценивать правомерность заявленных  налогоплательщиком налоговых вычетов, в том числе выявлять случаи незаконного принятия к вычету сумм НДС, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг);

          - формировать информационную базу  счетов-фактур, используемую для  проведения камеральных проверок  деклараций по НДС, а также по иным налогам;

          - эффективно анализировать финансово-хозяйственную  деятельность налогоплательщика;

          - формировать данные о движении  товаров в пределах территориальных образований и между ними;

          - на основе анализа сделок (по заданным видам (группам) товаров, по заданной отрасли хозяйства и виду экономической деятельности; между взаимозависимыми лицами) формировать список проблемных налогоплательщиков в целях отбора для проведения выездных проверок;

          - осуществлять подготовку информации (на основе сверки счетов-фактур по всем контрагентам сделок и анализа товарных потоков; выявления фактов занижения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) ниже рыночных цен; анализа цепочек сделок, связанных с конкретным налогоплательщиком и конкретных налогоплательщиков – экспортеров) для проведения выездных налоговых проверок по отдельным налогоплательщикам.

             В  условиях  ведения  базы  счетов - фактур   количество   выездных   проверок, возможно, сократится,  но сам выездной контроль как метод не потеряет актуальности. Это относится к случаям, когда, например, действия по осуществлению налогового контроля могут быть проведены только в рамках выездной проверки (осмотр территории и помещений налогоплательщика, проведение инвентаризации, выемка документов и предметов и другое.); когда после установленного срока проведения камеральной проверки в налоговый орган попала информация, свидетельствующая об осуществлении налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности, результаты которой не нашли отражения в налоговой отчётности и так далее.

              Считаю, что суммы налога, фактически  уплаченные поставщикам за приобретаемые  товары и материальные ресурсы  (выполненные работы, оказанные услуги), должны приниматься к вычету (зачету) только по тем закупленным материальным ресурсам, которые фактически включены в  себестоимость реализованной товарной продукции (работ, услуг). Кроме того, считаю, что необходимым условием для принятия НДС к вычету должен являться факт уплаты НДС в бюджет поставщиками, и для действия данного условия необходимо введение системы НДС-счетов. Именно в этом случае можно ожидать необходимый результат.

             Администрирование налога на  добавленную стоимость – одна  из самых острых проблем, стоящих перед налоговыми органами. Однако она присуща не только России: с подобными трудностями сталкиваются и в других странах. Так, например, в Болгарии, чтобы воспрепятствовать незаконному возмещению НДС, налогоплательщиков обязали использовать для расчётов по этому налогу специальные банковские счета. Как предполагается в скором времени это ждёт и нас.

             В 2005г. планируется ввести систему  специальных банковских счетов  для всех расчётов по НДС,  в целях контроля уплаты налога. Суть системы НДС – счетов состоит в следующем.

             Система НДС – счетов будет  распространяться на налогоплательщиков, которых законодательство относит к  плательщикам НДС. Если налогоплательщик не будет иметь НДС – счёта, это автоматически будет означать, что его контрагент не сможет принимать НДС к вычету. Следовательно контрагенту будет выгоднее иметь дело с теми предприятиями, у которых НДС - счёт есть. Для налогоплательщиков предусмотрена специальная регистрация в налоговых органах в качестве плательщиков НДС и выдача им разрешения на открытие специального НДС - счёта в банке. При этом налогоплательщику представляется право на выбор банка в котором этот счёт он будет открывать. Банки информируют налоговые органы об открытии или закрытии НДС –счетов, а также о движении по ним. Ту же информацию представляют в налоговые органы и налогоплательщики.

             Правила зачисления и списания  денег на НДС  - счёт должны  быть строго регламентированы. Этот  счёт служит как бы индикатором  исполнения обязанности по уплате налога. На него могут зачисляться средства только с НДС – счетов контрагентов, а также с другого НДС – счёта или расчётного счёта налогоплательщика (для пополнения остатка). На НДС – счёт нельзя вносить наличные деньги. Средства со спецсчёта могут направляться лишь на НДС - счета других предприятий, а также в бюджет. Таким образом, при расчётах   с контрагентами заполняются два платёжных поручения. Одно – на оплату собственно стоимости товаров, а другое – на перечисление НДС. Исключением являются бюджетные организации: их расчётные счета приравнены НДС – счетам. В платёжном поручении при расчётах по НДС указываются номера договоров, на основании которых переводятся деньги. Возвратить деньги на такой счёт можно, если банк допустил ошибку или договор, послуживший основанием перевода денег, был не исполнен или расторгнут. Чтобы получить  имеющийся у налогоплательщика остаток на НДС – счёте на свой расчётный счёт, ему нужно направить поручение в банк на перечисление остатка средств на НДС - счёте в уплату налога в бюджет. Затем он должен подать заявление о возврате излишне уплаченного налога на расчётный счёт.

              В качестве дополнительной гарантии  целевого использования средств  на НДС – счёте предусмотрен  следующий механизм. Получатель  средств на этот счет обязан вернуть деньги плательщику, если они зачислены на счёт без надлежащего основания. Если он этого не сделает, налоговые органы вправе взыскать с него соответствующую сумму как задолженность налогоплательщика, их перечислевшего.

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета