Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

             В соответствии с действующим  законодательством предприятие  само определяет учётную политику  для исчисления налога на добавленную  стоимость, в которой момент определения налоговой базы может устанавливаться как день оплаты отгруженных товаров (работ, услуг) то есть поступление денег на расчётный счёт  либо в кассу предприятия (кассовый метод), или же как день отгрузки (передачи права собственности)  товаров, выполнения работ и оказания услуг.

             При совершении операций, признаваемых  объектом налогообложения налогоплательщик  обязан составлять счета-фактуры,  вести журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. В розничной торговле  при реализации товаров за наличный расчёт требования по оформлению расчётных документов и выставлению счетов-фактур.

             Исчисляя НДС, мы определяем  как бы две итоговые суммы  этого налога. Сначала определяем сумму начисленного НДС – сумму налога, которую налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг), другими словами, это НДС с выручки. Затем уже уменьшаем полученную сумму начисленного налога на сумму налоговых вычетов и получаем сумму налога, подлежащего к уплате в бюджет.

             Вычетам подлежат суммы НДС,  который налогоплательщик уже  заплатил продавцу при приобретении товаров (работ, услуг), так как цена на данные товары была установлена  с учётом налога, в дальнейшем перечисляемым в бюджет продавцом.

             Уменьшить суммы начисленного  НДС на суммы налоговых вычетов  можно только при соблюдении  условий, установленных статьей  172 НК РФ. В частности, приобретаемые  товары (работы, Услуги) должны быть  оплачены и приняты к учёту. Указанной статьей определен ряд особенностей применения налоговых вычетов при приобретении определенных товаров, работ, услуг.

             Важным условием применения вычетов  является наличие счета-фактуры,  выставленного продавцом.

             Счет-фактура–важнейший инструмент налогового контроля. Записи в книге продаж и книге покупок являются основным источником информации при проведении, например, встречных проверок.

             Позаимствованный из международной  торговой практики термин «счет-фактура»  означает счет, выписываемый продавцом на имя покупателя и удостоверяющий фактическую поставку товара или услуг и их стоимость. Первоначально счет-фактура был документом бухгалтерского учёта и только с 1 января 1997 года стал документом налогового учёта. Однако наличие счета-фактуры становится самым важным моментом совершения сделки. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренным 21 главой. Которой также предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению.

             К заполнению счетов-фактур, являющихся  одним главных финансовых  документов контроля за облагаемым оборотом и соответственно за исчислением НДС, а также для возмещения или к вычету уплаченного налога налоговое законодательство представляет особо повышенные  требования.

             Определённые сложности в контроле  за расчётами НДС возникают  при экспорте товаров (работ, услуг), обороты по которым облагаются по минимально возможной ставки в размере 0 %. Учитывая существенные преимущества экспорта в части налогообложения, чтобы исключить «лжеэкспорт», налоговое законодательство для обоснования налогоплательщиком прав на уплату налога по ставке 0% и вычета налога, уплаченного при покупке сырья, материалов и топлива, израсходованных на производство экспортируемой продукции, требует представления в налоговые органы большого числа документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы российской таможенной территории.  

             Налоговый период по НДС составляет  календарный месяц, а для налогоплательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает одного миллиона рублей в месяц, - квартал.

             Уплата налога производится по  итогам каждого налогового периода  исходя из фактической реализации (передачи) товаров не позднее  20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

             Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.(Приложение А)

             В завершении характеристики  НДС, хотелось бы отметить, что  НДС всегда был и остается тем налогом, при исчислении которого возникает большое количество вопросов и ошибок при его исчислении [25].

             Акцизы представляют собой один  из косвенных налогов, взимаемых  с налогоплательщиков, производящих  и реализующих подакцизную продукцию. Как и всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акцизы наделены рядом специфических черт. Во - первых,  акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог). Во – вторых, объектом налогообложения является оборот по реализации только товаров, причём перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизами выпадают работы и услуги. И в третьих, акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость  - в сфере производства и обращения.

             Акцизы в отличие от других  налогов, входящих в налоговую  систему России, действует  только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров и видов минерального сырья, называемых «подакцизными».

             Акцизами облагаются подакцизные  товары  и минеральное сырьё,  не только произведённые и  реализуемые  на территории Российской Федерации, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.

            Состав  группы подакцизных товаров  и минерального сырья неоднократно менялся на протяжении всей продолжительной истории существования данного налога в России, но в эту группу неизменно включались, и вероятно, никогда из неё не будут исключены алкогольная  и табачная продукция.

            В настоящее время акцизами  облагаются такие товары, как  спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащие растворы; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликёро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объёма единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов): пиво; табачные изделия; бензин автомобильный; легковые автомобили  и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил; дизельное топливо; моторные масла; прямогонный бензин.

             Организации и физические лица  становятся налогоплательщиками в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами. Таковыми являются, в частности, российские организации, а также иностранные   юридические лица, международные организации, созданные на российской территории. Плательщиками налога по подакцизным товарам, производимым на российской территории являются также иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели.

             Объектом налогообложения акцизами законодательство признаёт в первую очередь операции по реализации на российской территории налогоплательщиками произведённых ими подакцизных товаров, за исключением нефтепродуктов, а также операции по реализации предметов залога и передачи товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Кроме того, объектом обложения акцизами признаются следующие операции: оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведённых из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счёт оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов; получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство; передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведённых из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства; реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретённой у налогоплательщиков – производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций, при этом не признаётся объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной     оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации; продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошёл отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность; и другие облагаемые операции [9]. Полный перечень налогооблагаемых акцизами операций приводится в статье 182 НК РФ. Исходя из содержания указанной статьи нетрудно заметить, что подавляющая часть этих операций формируются в производственной сфере.

             При установлении объекта налогообложения  акцизами следует учитывать, что отдельные операции, осуществляемые хозяйствующими субъектами с подакцизными товарами, не подлежат налогообложению. К их числу относятся например: передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому же структурному подразделению этой организации. Полный перечень освобождаемых от налогообложения операций предусматривается статьей 183 НК РФ. Налогоплательщики имеют право использовать данное право на освобождение от налогообложения указанных операций только при условии осуществления их отдельного учёта.

             Ставки акцизов являются едиными  на всей территории Российской  Федерации (за исключением ставок  на отдельные виды минерального сырья, дифференцированным по отдельным месторождениям) и подразделяются на следующие виды: в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учёта акцизов – адвалорные ставки; твёрдые (специфические) ставки в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа  в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным видам подакцизных товаров.   Ставки имеют индивидуальный характер применения, так как определены по каждому виду подакцизных товаров. По некоторым их видам предусмотрены нулевые ставки налогообложения (например, пиво с содержанием этилового спирта в 1 литре пива до 0,5% включительно).

             В зависимости от применяемых  ставок налоговая база для  исчисления акцизов определяется  либо в стоимости, либо в  натуральном выражении. Ее расчёт осуществляется за каждый истекший налоговый период, который имеет продолжительность в один календарный месяц, по каждому виду облагаемых операций и в разрезе отдельных видов подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

             По товарам с адвалорными ставками налогообложения налоговая база определяется как стоимость реализованных или переданных (по операциям передачи) подакцизных товаров, исчисленная в соответствующих ценах. При этом стоимость реализованных товаров определяется исходя из цен сделки без включения в них сумм акциза, НДС и налога с продаж.

             Налогоплательщики самостоятельно  осуществляют расчёт суммы акцизов, подлежащей уплате в бюджет по итогам каждого налогового периода, путем составления налоговой декларации по соответствующей форме, разработанной Министерством по налогам и сборам (далее МНС) РФ по налогам и сборам.

             Сумма акциза определяется как  произведение налоговой ставки  по соответствующему виду подакцизных   товаров или подакцизного минерального сырья на величину исчисления налоговой базы. Полученные результаты суммируются, и таким образом рассчитывается общая сумма акциза, вытекающая из объема облагаемых операций за истекший налоговый период.    

             Подобный метод исчисления суммы акциза возможен лишь на основе ведения раздельного учёта облагаемых операций по видам и наименованиям подакцизных товаров применительно к установленным ставкам налогообложения. Это особенно важно в тех случаях, когда внутри одного и того же вида подакцизных товаров применяются различные ставки налогообложения. Сумма акциза, исчисленная исходя из налоговой базы за соответствующий налоговый период, не всегда совпадает с суммой акциза, подлежащей уплате в бюджет. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, Налоговым кодексом РФ предусматривается уменьшение начисленной суммы акцизов по облагаемым операциям с подакцизными товарами   и подакцизным минеральным сырьем на величину налоговых вычетов. Во-вторых, сумма начисленного налога по реализованным табачным изделиям и алкогольной продукции уменьшается на величину произведенного авансового платежа в связи с приобретением акцизных, либо специальных региональных марок.  Указанные товары подлежат обязательной маркировки в целях усиления государственного контроля за их реализацией и обеспечения более полного сбора акцизов. При отсутствии соответствующей маркировки реализация этих  товаров не разрешается.

             Порядок применения налоговых  вычетов регламентируется Налоговым кодексом РФ.  Сумма налоговых вычетов в отдельные налоговые периоды может превышать общую сумму акцизов, исчисленную по реализованным подакцизным товарам. В данных случаях уплаты акцизов не происходит. А образующая сумма превышения налоговых вычетов подлежит возмещению налогоплательщику путем зачёта  в счет уплаты налогов и сборов,  пени,  недоимки, сумм присужденных налоговых санкций в отчётном налоговом периоде  и трех последующих налоговых периодах.

             Сроки и порядок уплаты акциза  при совершении операций с  подакцизными товарами  регламентируются статьей 204 НК РФ. Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных доходов. Таможенные платежи играют существенную роль как в формировании доходов государства, так и в регулировании внешнеэкономической деятельности. Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования  при экспорте служит поддержанию рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации, обеспечению условий интеграции национальной экономики в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, с другой направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.     

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета