Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

          - хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

          - детской одежды и обуви;

          - лекарств, протезно-ортопедических  изделий;

          - жилищно-коммунальных услуг, услуг  по сдаче внаем населению жилых  помещений, а также услуг по  предоставлению жилья в общежитиях;

          - зданий, сооружений, земельных участков  и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

          - путёвок в санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемые инвалидам;

          - товаров (работ, услуг), связанных  с учебным, учебнопроизводственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

          - услуг в сфере культуры и  искусства, оказываемых учреждениями  и организациями культуры и   искусства, оказываемых учреждениями  и организациями культуры и искусства при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операций по реализации входных билетов и абонементов;

           - услуг по содержанию детей  в дошкольных учреждениях и  уходу за больными и престарелыми;

           - услуг по перевозке пассажиров  транспортом общего пользования муниципального образования, а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

            - услуг, оказываемых кредитными  организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;

           - ритуальных услуг похоронных  бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

            - услуг, оказываемых уполномоченными  органами государственной власти  и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

           - учебной и научной книжной продукции;

           - периодических книжных изданий,  за исключением периодических печатных изданий рекламного и эротического характера.

            Таким образом, установлен конкретный  перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не подлежит налогообложению, в котором нет таких неопределенных понятий, как «товары первой необходимости».

             При осуществлении операций, подлежащих  налогообложению и не подлежащих  налогообложению налогом с продаж  необходимо вести раздельный учёт таких операций.

            Налоговая база определяется  как стоимость реализованных  товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из  применяемых цен  (тарифов) с учётом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в неё налога.

             Сумма налога исчисляется как  соответствующая налоговой ставке  процентная доля налоговой базы. Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю.

             Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в размере не выше 5 %.

             Налоговый период устанавливается  как календарный месяц. Датой  осуществления операций по реализации  товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю. 

             Уплата налога осуществляется  не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог подлежит уплате по месту осуществления операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, оплачивает налог на территории того субъекта РФ, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение  товаров (работ, услуг).

             С введением налога с продаж  на территории соответствующего  субъекта РФ отменялся сбор на нужды образовательных учреждений, имеющих региональный статус, а также 16 местных налогов и сборов. Суммы платежей по налогу с продаж   зачислялись в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в размере 40 и 60% соответственно.

             В период действия данного налога на различных уровнях неоднократно поднимался вопрос об отмене налога с продаж, учитывая его одновременное взимание с НДС. Однако под нажимом региональных властей, которые весьма заинтересованы в данном налоге, решение откладывалось. И лишь с принятием 27 главы Налогового Кодекса РФ было законодательно установлено, что налог с продаж утрачивает силу с 1 января 2004 года [29].

 

2.2. Анализ значимости  косвенных налогов в структуре

доходной части  бюджета

 

              Достаточно благоприятные условия,  сложившиеся в экономике Российской  Федерации в 2003 году, в значительной  степени способствовали не только росту ряда основных макроэкономических показателей, но и увеличением   налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

             За 2003 год в консолидированный  бюджет страны мобилизовано 2671,3 млрд.руб. налогов и сборов, что  на 14,6% больше, чем в 2002 году. Самое  главное, обеспечен рост реальных поступлений налогов и сборов во все уровни бюджетной системы: в 2003 году темп роста налоговых поступлений опередил индекс потребительских цен, составляющий 112%.

             В соответствии с проводимой  Правительством РФ политикой, направленной на снижение налогового бремени, удельный вес налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет, снизился в 2003 году на 1,3 процентных пункта и составил 20,2 % к валовому внутреннему продукту.

             Почти 93% налоговых и неналоговых доходов, мобилизованных в консолидированный бюджет РФ, поступило в уплату текущих платежей и 7% - в погашение задолженности (включая пени и налоговые санкции).

             Из общей суммы налогов и  сборов в федеральный бюджет  поступило 1311,7 млрд.руб. (114,1% к уровню 2002 года) и в консолидированный бюджеты субъектов РФ – 1359,4 млрд. руб. (115% к уровню 2002 года).

             Как и прежде, основная часть  доходов консолидированного бюджета (почти 2,3 трлн.руб., или 88% общего объёма поступлений) сформирована за счёт 5 налогов: НДС – 619 млрд.руб., или 23,2% всех поступлений; налога на прибыль организаций – 527 млрд.руб. (19,7%); налога на доходы физических лиц – 455 млрд.руб.(17%); платежей за пользование природными ресурсами – 399млрд.руб. (14,9%); акцизов – 347 млрд.руб. (13%). Наглядно структура доходов консолидированного бюджета представлена  рисунком 1

 

.

                    Рис. 1.Поступление доходов в консолидированный  бюджет

 

            Задание по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов в размере 1666,5 млрд. выполнено на 100,6% (фактически поступило 1676,3 млрд.руб., что на 12,6% больше, чем в 2002 году) [17].    

             Косвенные налоги в формировании доходной части бюджета занимают одно из основных мест наряду с налогом на прибыль, платежами за пользование природными ресурсами [9].

             Рассмотрим состав, структуру и  динамику налоговых доходов федерального   бюджета и проведём анализ  значимости налоговых поступлений в структуре федерального бюджета в 2001-2003г.г.  по данным приложения Б.

             Прежде всего, обращает на себя  внимание то, что в общем объеме  доходов федерального бюджета  значительную часть составляют  налоговые доходы. Однако с 2001г. – 2003г. наблюдается тенденция снижения удельного веса налоговых доходов федерального бюджета с 93,45% до 78,52%, что видно из рисунка 2. Это объясняется падением доли таких основных налогов как налог на прибыль, НДС, акцизы.

             Говоря о причинах снижения  доли НДС в доходах бюджета, нельзя не отметить, что в 2003 году возмещено налога экспортёрам на сумму 292 млрд.руб., тогда как в бюджете было предусмотрено 290 млрд.руб. Продолжали увеличиваться и суммы налога по внутренним операциям, предъявленные к вычету, что в свою очередь говорит о проблеме собираемости НДС связанной с проблемой возмещения из бюджета НДС, пути решения которой,  будут рассмотрены в третьей части настоящей работы.

             Снижение доли акцизов в доходах  федерального бюджета связано,  в основном, с недопоступлением акцизов на табачные изделия, природный газ и алкогольную продукцию. В некоторой степени положение «спасли» акцизы на нефтепродукты: задание перевыполнено на 0,8 млрд.руб. Здесь можно говорить о положительном влиянии на поступления налогового администрирования. Так, если в 2002 году с 1 тонны  произведённого бензина получено 1,6 тыс.руб., то в 2003 году сумма увеличилась и без учёта влияния роста ставок составила 1,8 тыс.руб. (выросла на 15,5%), а с 1т. Дизельного топлива собрано 667 руб., что на 7 % больше, чем в 2002 году [28].

             НДС в структуре налоговых  доходов несмотря на тенденцию  снижения его доли является решающим налогом во всей системе налогообложения. Так, произведем сравнительный анализ НДС в общем объеме поступлений с 2001 – 2003г.г.

 

             Рис. 2. Место НДС в доходах федерального  бюджета

 Положение складывается таким образом, что процентное содержание НДС в общей сумме доходов бюджета за анализируемый период в среднем составляет 1/3. Так, налог на добавленную стоимость входит в первую группу доходов федерального бюджета и становится решающим налогом во всей системе налогообложения России.

             Второе место после НДС прочно  удерживают таможенные пошлины,  объем поступлений, которых превышает даже такой основной налог, как налог на прибыль. В поступлении таможенных пошлин отмечается положительная тенденция их увеличения в 2003г. по сравнению с 2001г. на 1,59% и 2002г. на 2,31%, что говорит в свою очередь о развитии внешнеэкономической деятельности.

             Третье место после НДС и  таможенных пошлин в налоговых  доходах федерального бюджета занимают акцизы,  поступления которых, в последние три года,  также  обеспечивают гораздо больший доход бюджету, чем налог на прибыль. Разумеется, показатель удельного веса акцизов в доходах того или иного бюджета не даёт целостного представления об их фискальной значимости, так как он ежегодно предопределяется условиями распределения этого налога между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в процессе их формирования.  

             Теперь Рассмотрим место  налога  на добавленную стоимость и  акцизов в  составе налоговых поступлений мобилизуемых Инспекцией МНС России по г.Бузулуку в федеральный бюджет.

Таблица 2

 Сводная  динамик поступления налогов  в федеральный бюджет мобилизуемых Инспекцией Министерства по налогам и сборам России по г.Бузулуку ( тыс. руб.)

 

              

 

  2001г.

Уд.вес %

  2002г.

Уд.вес %

   2003г.

Уд.вес  %

Всего налогов

839059

100

861896

100

895744

100

В т.ч налог на

    Прибыль

21052

2,51

15698

1,82

13316

1,49

      НДС

266571

31,77

233351

27,07

357858

39,95

Акцизы

40038

4,77

10095

1,17

68

0,01

   Ресурсные

    Платежи

7597

0,91

1367

0,17

118

0,01

Прочие

Налоги и сборы

503801

60,04

601385

69,77

524384

58,54


 

             Фактическое поступление в бюджет налогов и других обязательных платежей за 2003 год составило 895744 тыс.руб. Основная  сумма поступлений приходится на НДС (39,95%). Так, в бюджет мобилизовано 357858 тыс.руб.  По сравнению с аналогичным периодом 2002 года поступление НДС увеличилось на 124507 тыс.руб. Процент собираемости НДС составляет 93,46% .

             Если проанализировать общее  поступление НДС за 2001–2002 г.г., то  увидим следующее, что при общем  увеличении налоговых поступлений  произошло снижение удельного веса  налога на добавленную стоимость с 31,77 % к 27,07%.(Приложение В)

            На снижение удельного веса  налога на добавленную стоимость  в общем объеме налоговых поступлений в 2002 году оказал влияние тот факт, что вышестоящие организации имеющие филиалы  перестали представлять налоговые декларации по НДС в налоговые органы по месту постановки на налоговый учёт обособленного подразделения и уплачивать НДС согласно начислений данных деклараций. В результате чего, перестал поступать НДС от вышестоящих организаций в налоговые органы, в которых состоят на учёте его обособленные подразделения

             Из проведённого анализа роль  НДС в формировании доходной  части бюджета является очевидной,  однако не следует также забывать, что и в структуре задолженности по налогам и сборам основную долю составляет задолженность по НДС, которая наглядно представлена рисунком 3

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета