Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

             Среди косвенных налогов таможенная пошлина занимает второе место, уступая лишь налогу на добавленную стоимость.

             Таможенные платежи  - это налоги, сборы и иные обязательные  поступления, взимаемые таможенными  органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств на (с) таможенной территории  Российской Федерации. Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющем на их конкурентоспособность на рынке. В соответствии с часть первой налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по части взимания и таможенных налогов и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом РФ товаров. В экономической литературе принято условное деление таможенных налогов и сборов на две группы: основные и факультативные.

             К основным таможенным платежам  относятся таможенная пошлина,  налог на добавленную стоимость,  акцизы и таможенные сборы  за таможенное оформление, а к факультативным – таможенные сборы за хранение  товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; платежи, взимаемые по единым ставам  и другое.

            Таможенная пошлина до введения  соответствующей главы Налогового кодекса Российской Федерации не входит в налоговую систему России и взимается согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, Федеральному Закону «О таможенном тарифе», а также ряду нормативных документов, к которым относятся такие, как Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, постановления и решения правительства российской Федерации, регулирующие ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, виды льгот и преференций. Вместе с тем таможенная пошлина имеет налоговую природу, поскольку является одним из видов налогов, позволяющих государству активно вмешиваться в экономическую жизнь страны и экономическими способами (таможенно-тарифные меры) регулировать внешнеэкономическую деятельность.

             Понятие таможенные платежи значительно  уже, чем платежи, предусмотренные таможенным законодательством, которые помимо таможенных включают такие обязательные платежи, осуществляемые в сфере Внешнеэкономической деятельности, как средства от реализации конфискатов, проценты за предоставление отсрочки или рассрочки таможенных платежей и другое. Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на налоги – НДС, таможенная пошлина, акциз, и обязательные платежи неналогового характера – различные таможенные сборы, платы и другое.

             По таможенной пошлине установлены  соответствующие ставки, а также  налоговые льготы в виде тарифных  льгот, или тарифных преференций.

             В Российской Федерации применяются  практически все виды таможенной пошлины, имеющиеся в мировой практике. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, от численного выражения базового показателя  - адвалорные, специфические, комбинированные, от периода применения – сезонные, от действующих приоритетов экономической политики – специальные, антидемпенговые, компенсационные.

             Одним из главных элементов  таможенной пошлины является  ставка, под которой понимается  денежный размер пошлины с  единицы обложения.              В отличие от большинства действующих в России налогов по таможенной пошлине не существуют чётко ограниченной шкалы ставок или единой ставки. Существуют огромное количество таких ставок, которые устанавливаются в зависимости от номенклатуры ввозимого или вывозимого товара, от их характеристик и ряда других условий.

            Ставки таможенных пошлин устанавливаются  Правительством Российской Федерации.  Размер  таможенных ставок зависти  от вида внешнеторговой операции (ввоз, вывоз), страны происхождения товара, а также от кода товара, присвоенного в соответствии с номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

             В России применяются следующие  виды ставок пошлин:

          - адвалорные;

          - специфические; 

          - комбинированные.

             Адвалорные ставки начисляются в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров.

             Специфические ставки начисляются  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров.

             Комбинированные ставки представляют  собой сочетание адвалорных и специфических ставок.

            В целях оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров согласно Закону «О таможенном тарифе» Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать сезонные пошлины. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты) циклически меняющиеся по временам года Сезонная дифференциация цен осуществляется с учётом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. В случае обложения товара сезонной пошлиной не применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом.

              В целях защиты экономических интересов РФ к ввозимым товарам могут применяться особые виды пошлин:

           - специальные; 

           - антидемпенговые;

           - компенсационные.

            Специальные  пошлины применяются:  в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов.

            Антидемпенговые пошлины применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

             Компенсационные пошлины применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

            Законом «О таможенном тарифе»  установлены условия предоставления тарифных льгот, или тарифных преференций, которые не могут  носить индивидуального характера.

             Под тарифной льготой российской законодательство понимает предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины.

             От уплаты таможенной пошлины  в частности освобождаются транспортные средства, которые осуществляют международные перевозки грузов, багажа  и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути.

            Не платится таможенная пошлина  по товарам, подлежащим обращению в собственность государства, а также ввозимые и вывозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи, в благотворительных целях,  в целях ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей. В случае предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей, срок этой рассрочки или отсрочки платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

             Плательщиками таможенной пошлины являются участники внешнеэкономической деятельности (контрактодержатель, декларант).          

             Объектом    обложения  таможенной   пошлиной   признаны товары, перемещаемые через таможенную границу России. Налоговой базой является их стоимостные либо натуральные показатели.

            Сроком уплаты таможенных платежей  является дата принятия таможенной  декларации к таможенному оформлению. Основой для исчисления таможенных  платежей является таможенная  стоимость товара. Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; сложения стоимости; резервному методу.

             Таможенным режимом, при котором  ввозимые на таможенную территорию  РФ товары остаются постоянно  на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории, является выпуск товаров для свободного обращения. Этот режим предусматривает обязательную уплату основных таможенных платежей и наиболее часто встречается в практике таможенного налогообложения.

            Основные таможенные платежи  определяются последовательно по  мере возрастания налоговой базы. По общему правилу они исчисляются в валюте заявленной таможенной стоимости товаров, а уплачиваются, согласно Таможенному кодексу, как в валюте РФ, так и в иных валютах, курсы которых котируются Центральным Банком России (далее ЦБР). Пересчёт производится по курсу, действующему на дату принятия таможенной декларации, а при пользовании отсрочкой – на дату фактической уплаты.

             Исключение составляют лишь таможенные  сборы за таможенное оформление  товаров, валюта уплаты которых  жестко регламентирована. Таможенные  сборы за таможенное оформление уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации, поскольку отсрочка по ним не представляется. Они взимаются в валюте РФ в размере 0,1% таможенной стоимости и дополнительно – в иностранной валюте, курс которой котируется ЦБР, в размере 0,05% таможенной стоимости товаров. Если таможенное оформление производится вне определённых для этого мест и вне работы таможенных органов, таможенные сборы уплачиваются в двойном размере.

             Налоговая база ввозной таможенной пошлины в зависимости от вида применяемых налоговых ставок определяется как таможенная стоимость товаров или как их объёмная характеристика в натуральном выражении (количество, масса и так далее.). Исчисление таможенной пошлины производится в рублях по адвалорным и специфическим ставкам. По адвалорной ставке таможенная пошлина определяется как произведение таможенной стоимости товара на ставку пошлины в процентах, и по специфической ставке как произведение объемной характеристики товара в натуральном выражении на ставку таможенной полшины в евро за единицу товара и на курс евро, установленный ЦБР на дату принятия таможенной декларации.

             При применении комбинированных  ставок исчисление таможенной пошлины производится последовательно, то есть с начала определяется размер пошлины по твёрдой ставке, затем – по адвалорной. Уплате подлежит наибольшая из двух величин, либо их сумма.

             Важным элементом любого налога  являются налоговые льготы, которые  применительно к таможенной пошлине  называются тарифными льготами и не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот – освобождение от уплаты пошлины. 

             Таможенные платежи, в отличие  от других налогов,  уплачиваются  непосредственно таможенному органу, а по товарам, пересылаемым в международных почтовых отправлениях, - государственному предприятию связи, который перечисляет затем указанные платежи на счета таможенных органов. Плательщиком таможенной пошлины являются или непосредственно декларант, или другое лицо. В соответствии с Таможенным кодексом РФ любое зарегистрированное лицо имеет право платить таможенные платежи, за исключением отдельных случаев, не предусмотренных кодексом.

             Таможенная пошлина может уплачиваться  как в валюте РФ так и  в иностранных валютах, курсы которых котируются банком России. Около половины суммы таможенных пошлин участниками внешнеэкономической деятельности уплачивается в иностранной валюте.

             Налог с продаж является региональным  налогом, поэтому порядок исчисления и уплаты налога регулируется как Налоговым Кодексом РФ, так и законами субъектов РФ.

             Налоговым Кодексом РФ определены  плательщики, объект налогообложения, налоговая база, максимальная ставка налога в размере 5%. Указывается, что, устанавливая налог  с продаж,  субъекты РФ определяют ставку налога  (не более 5%), порядок и сроки уплаты налога, форму отчётности по данному налогу. 

             Плательщиками налога с продаж  признаются организации и индивидуальные  предприниматели, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Федерации, в котором установлен налог с продаж.

             Объектом налогообложения являются  операции по реализации физически лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. К таким операциям приравнена реализация за наличный расчёт, а также с использованием расчётных или кредитных банковских карт.

             Не подлежат налогообложению  операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета