Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

             Несмотря на очевидные позитивные  результаты применения налога с продаж, имелись объективные аргументы в пользу отмены этого налога. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчёт в цене таких товаров (работ, услуг) имелось два, а по подакцизным товарам – три косвенных налога ( акциз, НДС и налог с продаж).  Учитывая его одновременное взимание с НДС, налог с продаж утратил силу с 1 января 2004г. [10].                

          1.4. Выводы по первому разделу

 

             Итак, косвенные налоги являются  старейшей формой налогообложения, из которых налог  на   добавленную    стоимость  является самым молодым из налогов, формирующих основную долю дохода бюджета среди акцизов и таможенных пошлин.  Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западно–европейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕС. В то же время в ряде экономически развитых стран НДС не взимается. Так, например, в США признано нецелесообразным введение этого налога из – опасения перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым.

             В России НДС заменил взимавшийся  ранее налог с оборота, который  рассчитывался на основе стоимости  товара. Обложение добавленной стоимости позволяет избежать недостатков налога с оборота, так как создана система, при которой величина налога не зависит от количества стадий производства и реализации, а определяется стоимостью продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю.

             Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работы, услуги), которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг, использованных в процессе производства. Ни один продавец товара  не несет практически никакого экономического  бремени по уплате налога. НДС перекладывается на конечного потребителя, который уже не имеет возможности его компенсировать, поскольку не продает товар, поэтому НДС  называют налогом на  потребление.

             Реформирование налога на добавленную стоимость началось сразу же после его введения. И в этом нет ничего удивительного, так как с НДС  связано развитие всей налоговой системы РФ. И как и вся система, практика налогообложения НДС не была лишена недочетов и перекосов. Поэтому вступление в силу второй части Налогового кодекса было по настоящему революционным для налогоплательщиков НДС, акцизов, налога с продаж. Налоговый кодекс отличается от ранее действующего законодательства чистотой юридических норм и определений.

             Однако и Налоговый кодекс до конца не решил проблему данных налогов.  С принятием второй части Налогового  кодекса РФ была предусмотрена отмена налога с продаж с 1 января 2004 года. По - прежнему злободневными остаются вопросы о снижении налоговых ставок, отмене ряда льгот и определение налогооблагаемой базы по НДС, акцизам.

2. Анализ основных  экономических  характеристик  косвенных налогов и их роли  в формировании доходной части  бюджета

 

             2.1. Экономические основы косвенных  налогов

 

             Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции  (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

             Круг плательщиков налога на  добавленную стоимость очень  широк. Ими выступают все организации  независимо от  форм собственности  и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской Федерации,  и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; филиалы, отделения и другие  обособленные подразделения организаций (предприятий), находящихся на территории Российской Федерации, в случае самостоятельной реализации товаров (работ, услуг).

             При условии осуществления   производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками налога на добавленную стоимость могут быть: предприятия  с иностранными инвестициями; международные объединения и иностранные юридические лица.  

             К объектами налогообложения  налогом на добавленную стоимость  относятся прежде всего обороты  по реализации товаров, работ,  услуг на территории Российской Федерации; товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом [14].

             Налогом облагается  реализация  товаров не только собственного  производства, но и приобретённых на стороне. При реализации работ налогом на добавленную стоимость облагаются объёмы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытноконструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других работ.

             Для понимания сути объекта  обложения налогом на добавленную стоимость необходимо установить, что понимается под реализацией товаров, работ или услуг.

             Исходя из положений налогового  законодательства реализацией товаров,  работ или услуг организацией  или предприятием является соответственно  передача на возмездной основе  (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством, - и на безвозмездной основе [9].

             Налоговым законодательством РФ  предусмотрено освобождение от  исполнения обязанностей налогоплательщика  в соответствии со ст.145 Налогового кодекса (далее НК) РФ. Главным условием для такого освобождения является условие не превышения суммы выручки от реализации товаров за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности одного миллиона рублей.

             Для того, чтобы воспользоваться  данным освобождением налогоплательщик должен представить   соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учёта. К числу таких документов относятся выписки из бухгалтерского баланса (для организаций), из книги продаж, а также копии журналов полученных и выставленных  счетов – фактур.

             С принятием Налогового Кодекса  РФ существенно сократилось число  налоговых льгот по НДС. Вместе  с тем их количество остаётся  достаточно большим, и представляются они в основном в форме освобождения от налога отдельных видов товаров (работ, услуг) или отдельных операций. Так, освобождены от обложения в первую очередь изделия  медицинского назначения, медицинская техника, витаминизировнная и лечебно-профилактическая продукция, изделия из мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовым дизенфицирующим,  инсектицидным и дератизирующим средствам, репелентам, товарам ветеринарного назначения. Также освобождена реализация протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для  их изготовления и полуфабрикатов к ним, а также линз и оправ для очков.              

             Для получения всех выше казанных  льгот в соответствии с действующим законодательством налогоплательщик обязан иметь соответствующие лицензии на осуществление деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ, а также вести раздельный учёт операций, подлежащих налогообложению и операций не подлежащих налогообложению.

             Для определения размера НДС  необходимо чётко представлять порядок формирования налоговой базы. Налоговая база для исчисления и уплаты НДС определяется в зависимости от особенностей реализации произведённых налогоплательщиком или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг). При этом важно помнить, что при реализации, а также передаче, выполнения или оказания товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг) облагаемых по разным савкам. Налоговой базой для расчёта налога выступает облагаемый оборот, который   зависит от применения тех или иных цен в действующей системе ценообразования. 

             Особый порядок определения налоговой  базы установлен при ввозе  товаров на российскую таможенную территорию. Общее правило гласит, что в этом случае налоговая определяется как сумма следующих величин: таможенная стоимость этих товаров; подлежащая уплате таможенная пошлина; подлежащие уплате акцизы. Вместе с тем в том случае, если на таможенную территорию РФ ввозятся продукты переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки, то налоговая база определяется только как стоимость этой переработки.

             При определении налоговой базы  по НДС важно учитывать еще  одно немаловажной обстоятельство. В соответствии с положениями Налогового Кодекса (далее НК) РФ установленная исходя из сумм облагаемого оборота налоговая база должна быть увеличена на определённые суммы, которые в принципе не должны учитываться при обложении НДС. Так, в налоговую базу включаются суммы авансового или других платежей, полученных в счёт предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но это положение не распространяется на авансовые или другие платежи, полученные в счёт предстоящих поставок товаров (работ, услуг) облагаемых по ставке 0 %.

               Важным элементом налога являются его ставки.  При введении налога на добавленную стоимость в 1992г. была установлена единая ставка 28 %, величина которой была рассчитана исходя из необходимости поддержания доходов бюджета на уровне, обеспечиваемом в предыдущем году налогом с оборота и налогом с продаж, на смену которым пришёл налог на добавленную стоимость.

             Ставка налога на добавленную  стоимость на момент ее введения  была значительно выше, чем в  других странах. Уже в 1992г. было введено налогообложение некоторых продовольственных товаров по ставке 15%. С 1 января 1993г. базовая ставка была снижена до 20%, а ставка налога на добавленную стоимость на все продовольственные товары (за исключением подакцизных) и товары для детей (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации) снижена до 10%.    В 1995г. был сужен и ограничен перечнем, утверждаемым Правительством, круг продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость   по ставке 10 %. Основная ставка 20%  и пониженная ставка 10% просуществовали до 1 января 2004г. С 1 января 2004г. снижена основная ставка до 18%.

             Для определения доли налога  в продажной цене товаров (работ,  услуг), облагаемых по ставке 20 %, применяется расчётная ставка  20/120, при ставке 18% - 18/118, при ставке 10 % - 10/110. Расчётные ставки используются и для исчисления суммы налога при получении от покупателей (заказчиков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде финансовой помощи, пополнения фондов специально назначения, авансовых сумм, арендной платы, средств, полученных от взимания штрафов, пеней, неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). 

             Значительная часть организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории российской Федерации, занимается реализаций товаров на экспорт. Пунктом 1 статьи 164 НК РФ  установлено применение налоговой ставки 0% при реализации на экспорт товаров при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ, а также работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров, например, работ по сопровождению, транспортировке, погрузке этих товаров.              

             Согласно статьи 165 НК РФ налогоплательщик обязан подтвердить правомерность применения налоговой ставки 0%  путём представления в налоговые органы отдельной налоговой декларации и подтверждающих документов. В таком же порядке подтверждается правомерность  налоговых вычетов, произведённых организаций в связи с экспортом товаров. Данные суммы налоговых вычетов также указываются в отдельной налоговой декларации.

             Исключение составляет реализация  на экспорт в государства  - участники Содружества Независимых Государств нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа, которая подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.  

             По ставке 0 % производится и налогообложение  работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров, облагаемых по ставке 0%.  Эта ставка распространяется также на работы и услуги, выполняемые российскими перевозчиками по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы российской территории товаров и импортируемых в Россию. Работы и услуги, непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой через российскую таможенную территорию транзитных товаров, также облагаются по ставке 0 %.

             Сумма налога на добавленную стоимость, как и большинство других установленных российских налоговым законодательством  налогов,  определятся налогоплательщиком самостоятельно  как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В том случае, если налогооблагаемая база подлежит обложению по разным ставкам, то общая сумма налога представляет собой результат сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

             При этом указанная сумма определяется по итогам каждого периода применительно ко всем операциям по реализации товаров, работ или услуг, дата фактической реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.  

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета