Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

              На сегодняшний день ещё существуют недостатки данной системы, требующие доработки и окончательный порядок работы системы НДС - счетов не известен, кроме того  внедрение системы НДС – счетов в России потребует серьёзных изменений в налоговом  законодательстве в части администрирования НДС в условиях функционирования НДС – счетов, изменений нормативных актов о безналичных расчётах  и банковской деятельности. 

             Однако при огромных масштабах  уклонения налогоплательщиков от  уплаты НДС – ситуации, которая имеет место в нашей стране на сегодняшний день, на мой взгляд требует кардинального изменения его администрирования и введение системы НДС – счетов в данном случае является оптимальным вариантом, так как преимуществом данной системы является  прозрачность учёта сумм НДС. Кроме того, считаю, что применение  НДС – счетов должно стать обязательным условием для всех налогоплательщиков НДС  в целях воспрепятствования незаконному возмещению НДС из бюджета [17].

            Проблема роста задолженности по налогам, в том числе и основным бюджетообразующим - косвенным налогам, как показывает анализ, является также немаловажной. Задолженность – это своего рода результатирующий показатель качества налогов и их действия в конкретных условиях и зависящий от экономических условий в государстве, так как влияние экономики на налоги гораздо сильнее, чем обратное их действие. Таким образом, решение проблемы долгов можно видеть в нормально развивающейся экономике, в возможности желании налогоплательщиков добросовестно уплачивать налоги своевременно и в полном объеме.

              Рост же экономики во многом  зависти как от уровня налогообложения, от снижения налогового бремени, так и в создании такой модели налогообложения, которая бы обеспечила экономическую эффективность, справедливость и не затратное  администрирование налоговой системы.

             Такая проблема, как проблема  снижения эффективности налогового  контроля из-за негативной арбитражной  практики, когда суды встают на  сторону налогоплательщика и  выносят определения в их пользу, ещё раз показывает несовершенство налогового права. Особое беспокойство вызывает отсутствие положительных сдвигов в налоговом праве. Более того, складывается впечатление, что позиция юристов становится ещё нетерпимее и нереальнее.

             Отрицание российским налоговым  правом «ценностной юриспруденции», предполагающей проникновение правоприменителя в закладываемый законодателем смысл нормы, исключительно буквальная трактовка положений закона и запрет на инструкции чрезвычайно возвысили роль судов, которые, во-первых, своими решениями стали фактически источником налогового права, и во-вторых, опираясь на гражданско-правовые принципы нарушают нормальный для налогов баланс интересов государства и налогоплательщиков, что на практике выражается, в свою очередь,  в определенном уклоне судов в налоговых спорах и большими суммами  неоправданных бюджетных потерь. Безнаказанность налогоплательщиков создает все большую основу для дальнейших противоправных действий в области налогообложения, в том числе и косвенного.

              Решению данной проблемы  в  настоящее время налоговыми органами уделяется большое внимание, в частности нарабатывается арбитражная практика в пользу налоговых органов путем тщательного подбора доказательств совершенных правонарушений налогового законодательства налогоплательщиками. Однако это требует длительного времени по сбору дополнительных документов.

             Таким образом, принимая во  внимание такие взгляды трудно  рассчитывать на изменение подходов юристов (и судов) к налогам, а следовательно, и на улучшение дел с бюджетными доходами. Поэтому решение данной проблемы, на мой взгляд, находится даже и не настолько в изменении норм налогового законодательства, сколько в необходимости перестройки механизма управления налогами, хотя и проведение в жизнь такого решения задача – невероятной трудности.

             Важным направлением в устранении  многих проблем, а также улучшении  налогового администрирования в  области налогообложения, в частности косвенного налогообложения,  лежит в улучшении взаимодействия налоговых органов с органами Министерства Внутренних Дел (далее МВД) и Государственным Таможенным Комитетом (далее ГТК).

             В настоящее время работа по  налаживанию взаимодействия между  налоговыми органами  и МВД находится в начальной стадии, после упразднения налоговой полиции. Эффективное  налаживание нормативной и методологической базы межведомственного взаимодействия данных структур позволит более тесно сотрудничать и несомненно способствовать усилению неотвратимости ответственности виновных лиц за совершение налогового правонарушения и преступления в процессе уголовного преследования.

             Взаимодействие же налоговых  органов с ГТК России, осуществляемое по трем основным направлениям (совместные контрольные мероприятия, информационное взаимодействие и разработка нормативно-правовых актов) уже можно признать результативным. Так как, по предварительным данным за 2003 год налоговыми органами с использованием информации, полученной от таможенных органов, а также в режиме координации контрольных мероприятий проведено более 119 тыс. камеральных проверок и 6 тыс. выездных налоговых проверок организаций-участников внешнеэкономической деятельности. По результатам контрольных мероприятий доначислено около 19 млрд.руб., отказано в возмещении из федерального бюджета   НДС организациям-экспортёрам на сумму 20 млрд.руб. Дальнейшее тесное сотрудничество, а также разработка и осуществление новых  направлений совместной работы позволит также успешно пополнять бюджет.

             Таким образом, можно сделать  вывод о том, что любой налог  настолько хорош, насколько хороша его собираемость. Другими словами, эффективность любого налога определяется простотой его администрирования. В большинстве стран  делается чересчур много для внедрения новых экономически необоснованных налоговых обязательств и слишком мало для повышения собираемости  НДС и использования современных автоматизированных систем и методов проверки. В этом свете, основные усилия следует направить на совершенствование законодательства и процедур, требующих больших накладных расходов и в то же время мало что дающих  для увеличения платежей в бюджет.

 

          3.2.Косвенное налогообложение в  реформируемой налоговой                                                           системе

 

             Задачи, принципы и этапы проведения  налоговой реформы в стране  определены программными документами  Правительства РФ, в которых отмечается, что основной целью налоговой  реформы является достижение  оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. Одним из приоритетных направлений налоговой реформы, проводимой в  настоящее время, является выравнивание условий налогообложения для всех законопослушных налогоплательщиков путём сокращения имеющихся налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения.

            Принимаются конкретные меры  по изменению налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путём совершенствования существующей системы взимания отдельных налогов, сокращения их числа, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот .

             Освещая в своей работе  косвенное  налогообложение, я хочу остановиться  на вопросе его реформирования в налоговой системе, так как  именно косвенные налоги претерпели самые крупные изменения в финансовой практике.

             Так, только по НДС за четыре последних года порядок исчисления изменялся 8 раз (причём подчас-кардинальным образом). Налоговая реформа, которая была начата в 1999г. введением в действие первой части Налогового кодекса РФ  и продолжена  принятием 15 глав его второй части, выходит на финишную прямую-удалось существенно модернизировать налоговую систему, снизить налоговую нагрузку.

            Реформирование налоговой системы  осуществляется посредством снижения  налоговой нагрузки на производителя  и обеспечение достаточной доходности бюджетной системы. В первом случае результатом может быть стимулирование производства и предпринимательства, а во втором, полнота доходной части бюджета, которая служит ресурсом инвестирования во все сферы экономики.

             Снижение налогового бремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путём уменьшения прямых налогов, так как именно прямое налогообложение в отличие от косвенного в большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, позволяет экономическому субъекту получить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможность маневрирования ими .

             Косвенные налоги имеют привлекательность  по многим позициям: это и возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей; и стабильный источник поступлений в бюджетную систему, а при наличии набора косвенных налогов дифференцированных ставок по ним, получаем прогрессивный, а следовательно справедливый метод обложения доходов различных социальных групп.

            Косвенные налоги, применяемые в  условиях галопирующей инфляции, являются более надёжным источником бюджета нежели прямые, так как они более абстрагированы от формирования элементов цены, и начисляются на цену в целом, что даёт стабильное поступление доходов в бюджетную систему.

             Косвенное налогообложение фильтрует  вторичный денежный поток, осаждая  в бюджетную систему часть  доходов, ушедших из-под прямого  налогообложения. Доходы физических лиц, не подпадающие под прямое налогообложение, могут быть использованы на потребление, которое в основной своей массе облагается косвенными налогами.

            Посредством оптовой и розничной торговли часть неучтённого дохода мобилизуется в бюджетную систему в виде налога на добавленную стоимость, акцизов, а до 2004г. и налога с продаж.

              По предположительным оценкам  экономистов – аналитиков, «теневой» капитал создаёт более 50% объёма ВВП. «Теневой» бизнес создаёт диспропорции в структуре экономики, в частности он стимулирует быстрый рост потребительского сектора. Неучтённые доходы, ушедшие от прямого обложения попадают под обложение косвенными налогами. 

             С 1 января 2004г. налогоплательщики  получили очередную порцию новаций. Во-первых, произошло снижение ставки НДС  до 18% . Во-вторых, отменён налог с продаж. Кроме, того отменен акциз на природный газ, проиндексированы ставки акцизов. Еще в 1999 году вносились предложения о кардинальном снижении  ставки с 20 до 10% или поэтапно: до 15%, а затем до 10%. Однако значительные совершенно реальные, поддающиеся расчету потери бюджета от столь существенного снижения налога возместить было бы непросто.

            Конечно, можно уповать на расширение  налоговой базы в связи со  снижением налогового гнета, и оно должно произойти, но трудно объективно подсчитать временной лаг, когда увеличение налоговой базы даст адекватную отдачу.

             С отменой налога с продаж  и снижением ставки по НДС  налоговая нагрузка в 2004 году  сократилась на один процентный пункт ВВП. Это значит, что в распоряжении предприятий дополнительно останется около 150 млрд.руб., которые могут быть направлены на инвестиции, создание новых рабочих мест, повышение оплаты труда. Однако вопрос о снижении налоговой ставки вовсе не снят с повестки дня. Планируется до 2006г. снизить ставку по НДС до 16%.

             Все это чрезвычайно красиво  звучит, но надо видеть, что стоит  на противоположной стороне, так  как последние изменения в  налоговом законодательстве относительно косвенного налогообложения едва ли положительно скажутся на экономике.  

           Так снижение НДС на 2 % не окажет  положительного влияния на покупательную способность граждан, т.к. свободное ценообразование на первоначальном этапе позволит лишь увеличить прибыль, а в дальнейшем это уменьшение поглотит инфляция. Ощутимого налогового послабления не ощутит и производство, однако это приведёт к уменьшению   возможной доходности данного налога в бюджетную сферу.

             Следует также отметить не  своевременность отмены налога с продаж. Во-первых, он являлся значительным       доходным источником региональных бюджетов, во-вторых, входя в систему косвенного налогообложения носил избирательный характер исчисления по товарам повседневного спроса, что позволяло структурировать суммарную ставку    косвенных налогов при обложении расходной части доходов различных социальных групп.       

             Утверждение, что современные  косвенные налоги регрессивны  и тяжким бременем ложатся  на покупателей, особенно на группу лиц с низкими доходами потеряла свою актуальность, регрессивность это прошлое дореволюционных акцизов.

             Всякий косвенный налог является  самостоятельным, но дополняя  друг друга они служат единым  целям обложения доходов в  расходной части физических лиц, поэтому их можно объединить в систему косвенного налогообложения. Косвенные налоги являются необходимой составной частью справедливого налогообложения. Они позволяют более равномерно распределить налоговое бремя между плательщиками.

             Унификация подоходного налога, сокращение дифференциации ставок косвенных налогов влечёт за собой усиление социальной направленности, т.к. с большого дохода будет отчисляться меньший взнос в процентном исчислении  в пользу государства для последующего распределения.       

             Ещё одним принципиальным вопросом  в системе реформирования косвенных налогов является вопрос – о статусе таможенной пошлины. Частью первой Налогового кодекса РФ она была отнесена к налоговым доходам. Бюджетной классификацией и Бюджетным кодексом РФ эта пошлина также определена в качестве налогового дохода. В то же время ее администрирование регулируется Таможенным кодексом РФ и законом «О таможенном тарифе». В уже упомянутом законопроекте таможенную пошлину предлагается исключить из состава налогов [22].

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета