Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

             Полагаю, что такое решение  будет противоречить принципу  единства налоговой системы. Таможенную  пошлину необходимо классифицировать  как налог, иначе вопросы регулирования  этих платежей становятся  прерогативой исполнительной власти. К настоящему времени ГТК России и его органами издано около 4 тысяч подзаконных актов по регулированию внешнеэкономической деятельности. Такая «размытая» нормативная база не может избежать неточностей и противоречий, что усложняет контроль и даёт возможность минимизировать, а нередко и не платить установленные платежи.

             Усилия учёных и практиков  в настоящее время должны быть  направлены на выработку конкретных предложений по совершенствованию налоговой системы в целом и Налогового кодекса РФ в частности, чтобы он стал по-настоящему законом прямого действия, как это и планировалось вначале.

             Цель налоговой реформы, по  моему мнению, заключается не  в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

          - по мере снижения обязательств  государства в области бюджетных  расходов снизить уровень налоговых изъятий;

          - сделать российскую налоговую  систему более справедливой по  отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях;

          - повысить уровень нейтральности  налоговой системы по отношению  к экономическим решениям фирм и потребителей.

             При этом система администрирования  налогов должна обеспечивать  снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения, по крайней мере, трех взаимосвязанных проблем: ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налогам и совершенствования процедур уплаты налогов и налогового администрирования.

             Проводимые мероприятия в области  реформирования налоговой системы  не должны ограничиваться лишь совершенствованием законодательства. Они должны включать в себя также:

          - установление жесткого оперативного  контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение;

          - усиление пропаганды идей о  серьезности, безнравственности  и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

             Налоговая реформа не должна  ставить целью кардинальное изменение действующей налоговой системы, более реалистичным является ее эволюционное преобразование, обеспечивающее устранение присущих ей недостатков и перекосов, и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы [21].

              В рамках осуществления налоговой  реформы должны быть достигнуты следующие цели:

           - повышение уровня справедливости  и нейтральности налоговой системы должно достигаться за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, путем отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений);

          - отмены неэффективных и оказывающих  негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;

          - исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

          - улучшения налогового администрирования  и повышения уровня собираемости  налогов за счет включения  в налоговое законодательство дополнительных механизмов и инструментов, налогового контроля;

          - сокращения числа контролирующих  органов; 

          - сокращения возможностей для  уклонения от налогообложения. 

            При соблюдении данных условий  в ближайшие годы в общем объеме налоговых поступлений должна быть сохранена высокая доля косвенных налогов и прежде всего НДС как основного федерального налога  наряду с  таможенными  пошлинами и акцизами.  Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» налоговыми органами в 2004 году в федеральный бюджет должно быть мобилизовано 2071 млрд.руб. налоговых и неналоговых доходов, в том числе косвенных налогов 1615 млрд. руб .

              Важнейшим направлением развития  налоговой системы является модернизация территориальных налоговых органов. В 2003 году осуществлялись мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (2002-2004 годы): 348 инспекций с предельной численностью свыше ста человек переведены на типовую структуру; принят программный комплекс «Система Электронной Обработки Данных (далее ЭОД) местного уровня» в качестве единого (типового) программного обеспечения для внедрения в 30 регионах; около 16 тысяч работников территориальных органов МНС России подготовлены по программам, связанным с модернизацией налоговых органов. В текущем году планируется перевести порядка 300 инспекций на типовую структуру, функциональные принципы работы и ЭОД. Инспекций с численностью менее 60 человек не должно быть (за редким исключением) [22].

             Кроме того, в 2004 году,  связи  с изменением структуры федеральных  органов исполнительной власти, предусматривающей объединение  МНС  и Министерства Финансов, реформирование налоговой системы  будет активно продолжаться. Каковы  будут основные её направления  и результаты покажет время, так как проведение в жизнь такого решения задача невероятной трудности,  ибо речь идёт о налогах – материальной основе существования государства.

 

 

 

 

 

Заключение

 

             Для России, переживающей экономические трудности, особо значимы вопросы формирования доходной части государственного бюджета, осуществляемого в рыночной экономике в основном с помощью налогов. Среди налогов важное место занимает своеобразная группа косвенных налогов, обычно обозначаемых как налоги на потребление. Изучение зарубежного опыта использования этих налогов имело немаловажное значение, особенно в свете тех  сложных процессов, которые происходили в ходе формирования и принятия части II Налогового Кодекса РФ и происходят сейчас.

             В ходе проведенного анализа  роли и значения косвенных  налогов и, в частности НДС,  в формировании доходной части  бюджета, можно сделать следующие выводы.

             Косвенные налоги занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе. Они являются наиболее предпочтительными для бюджета именно благодаря своей высокой доходности. Кроме того, они включаются в цену товара, следовательно, платятся незаметно для потребителей. Однако, косвенные налоги имеют ряд недостатков: они находятся в обратной пропорциональной зависимости от платежеспособного спроса населения (имеют регрессивный характер); требуются большие расходы на взимание этих налогов (например, содержание таможенных органов); предполагают широкое вмешательство государства в  предпринимательскую деятельность; мобилизация косвенных налогов сопровождается рядом проблем, в частности проблемой собираемости НДС.

             Однако, не следует забывать, что  косвенные налоги не должны  иметь господствующий характер в цивилизованной рыночной экономике. Явно необходимо паритетное сочетание прямых и косвенных налогов с  постепенным увеличением доли последних.

             Налог  на    добавленную    стоимость   является   самым   молодым  из налогов, формирующих основную долю доходов бюджетов.  Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии  западно–европейского интеграционного процесса. Наличие НДС в налоговой системе страны является обязательным условием для вступления государства в члены ЕЭС. В то же время в ряде экономически развитых стран НДС не взимается. Так, например в США признано нецелесообразным введение этого налога из – опасения перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым.

       Таким  образом, можно сделать вывод о том, что любой налог настолько хорош, насколько хороша его собираемость. Другими словами, эффективность любого налога определяется простотой его администрирования. В большинстве стран  делается чересчур много для внедрения новых экономически необоснованных налоговых обязательств и слишком мало для повышения собираемости  НДС и использования современных автоматизированных систем и методов проверки. В этом свете, основные усилия следует направить на совершенствование законодательства и процедур, требующих больших накладных расходов и в то же время мало, что дающих  для увеличения платежей в бюджет.

       Кроме  того, я считаю, что не все нормы  Налогового Кодекса Российской  Федерации сформулированы должным  образом, позволяющем устранить  любые сомнения в правильности понимания воли законодателей, а следовательно правильности и своевременности уплаты налогов. Более чёткое и  более понятное формулирование налоговых норм должно рассматриваться в числе приоритетов налоговой реформы в целом. Только в этом случае государство вправе рассчитывать на повышение законопослушания налогоплательщиков в области взимания налогов.

              Анализ существующих проблем  косвенного налогообложения, из-за  несовершенства законодательства  и нестабильности экономической обстановки, ставит в зависимость актуальность повышения эффективности системы налогового контроля и управления в России. Устранение данных недостатков и улучшение системы администрирования налогов позволит в значительной степени устранить существующие проблемы косвенного налогообложения, увеличить собираемость косвенных налогов и не допустить рост задолженности косвенных налогов.  В частности введение НДС-счетов является одним из решений, позволяющим решить проблему неправомерного возмещения НДС из бюджета, а также позволит решить и многие другие проблемы и не только косвенного налогообложения, но и других налогов, в частности налога на прибыль. В ходе такого жёсткого контроля снизиться число нарушений в области косвенного налогообложения и увеличатся налоговые доходы бюджета в результате полной и своевременной уплаты налогоплательщиками косвенных налогов.  При этом стоит помнить, что одним жёстким контролем достичь максимального успеха невозможно, необходимо также и эффективная законодательная база в области налогообложения, без существующих на сегодняшний день недочётов и противоречий, для чего необходимо дальнейшее проведение налоговой реформы.

             Реформирование налоговой системы  является в настоящее время  необходимым условием для дальнейшего успешного экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, уровня жизни населения за счёт снижения налоговой нагрузки  и решения других социальных задач. Кроме того основные задачи налоговых реформ должны быть направлены по прежнему на достижение оптимального соотношения между регулирующей и фискальной функцией налоговыми функциями. Система администрирования налогов должна привести к снижению уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для его граждан. Успешное решение задач налогового реформирования  - залог дальнейшего устойчивого развития экономики страны.

Список используемой литературы

 

1. Федеральный закон  от 27.12.2000г. № 150 – ФЗ «О федеральном  бюджете на 2001 год».

2. Федеральный закон от 30.12.2001г.№ 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год».

3. Федеральный закон  РФ от 24.12.2002г. № 176-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2003 год».

4. Бюджетный Кодекс  РФ от 31.07.1998г. № 145-ФЗ

5.  Налоговый Кодекс  РФ часть первая от 05.08.2000 № 117 – ФЗ

6. Налоговый Кодекс  РФ часть вторая от 31.02.1998 №  146 – ФЗ                      

7 Таможенный кодекс  РФ от 28.05.2003  61-ФЗ

8. Брызгалин А.В. Налоги  и налоговое право: М.: АНАЛИТИКА  – ПРЕСС.1997. – 222с.

9.Пансков В.Г. Налоги  и налогообложение в РФ.- М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003. -544с.

10 Портной М.А. США:  государственное регулирование  платежного баланса.- М.: Наука 1995.-125с.

11.Романовский М.В.,Врублевская  О.В. Налоги и налогообложение.  – СПб.: Питер, 2002. – 576с.

12.Черник Д.Г. Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656с              13.Черник Д.Г. Налоги в рыночной  экономике. М.: ЮНИТИ: Финансы,1997. – 84с.

.14 Черник Д.Г., Починок  А.П., Морозов В.П. Основы налоговой  системы. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 517с.

15.Бербенец В.И. Налоговая  реформа: снижение ставок и…рост  платежей //  Налоговая политика  и практика – 2003.- № 12 .–  С.16-19.

16.Борькина Е Итоги  поступления налоговых платежей  за 2003 год // Налоговый вестник Оренбургской области 2004. – .№ 3 – С.3-4.

.17.Букаев Г.И. Об  итогах поступления налогов и  сборов в 2003  году и задачах  на 2004 год // Налоговая политика  и практика. 2004. - № 3. – С.4-9

18.Воловик Е М. Налог  на добавленную стоимость (по  материалам зарубежных исследователей).//Налоговый вестник 1999. - № 8.  – 49-50с.

19 .Горский  К.В. Некоторые  параметры налоговой реформы  // Финансы. 2004. - № 2 – С.22-26. 

20. Ильин А.В. Сохранение налоговой  базы – отраслевой принцип  Российского законодательства // Финансы. 2003. - № 9. – С.28-35.

21. Кудрин А.Л. Федеральный бюджет – 2004: новые экономические тенденции. // Финансы. 2004. - № 1. – С.3-8.

22. Ничипорчук Н.А. Уплата  акцизов при экспорте нефтепродуктов // Российский налоговый курьер. 2003. - № 14. – С.35-38.

23. Новоженов А.Ю. Вопросы  переложения косвенных налогов // Юрист. 2003. -   № 2.  - С.42-45.

24. Полежаев В.А. Снижение  налогов–не панацея // Российский  налоговый курьер. 2003. - № 13. – С.70-72.

25. Ракитина  М.Ю.Налог  на добавленную стоимость // Российский  налоговый курьер. 2002. - № 4. – С.75-78.

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета