Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении значимости косвенных налогов в формировании доходной части бюджета, в частности поступление НДС как основного косвенного налога.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность косвенных налогов;
проанализировать роль налогов в формировании доходной части бюджета;
выявить имеющиеся недостатки в системе косвенного налогообложения;
сделать выводы и предложения по проблемным вопросам, которые необходимо решать.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 573.50 Кб (Скачать файл)

             Приоритетная роль в решении  проблемы повышения эффективности  налогового контроля в 2003 году и в настоящее время отводится камеральной налоговой проверке, которая практически является всеобъемлющей формой налогового контроля, зачастую не уступающей по степени эффективности выездным проверкам. При этом охват налогоплательщиков данными проверками приближается к 100-процентному. Камеральная проверка имеет двойное назначение: во-первых, как средство контроля правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом не просто осуществляется контроль за правильностью арифметических подсчётов, а именно оценивается достоверность показателей налоговой отчётности на основе всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, в том числе полученной из внешних источников, и применения методов, базирующихся на системе косвенных индикаторов налоговой базы.  Из года в год эффективность камерального контроля повышается. Так, суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (по сравнению с предыдущим годом) увеличились (без учёта пени по текущей задолженности): в 2001 году – в 1,5 раза; в 2002 году. – в 1,2 раза; в 2003 году-в 1,7 раза (72 млрд. руб.)  Во-вторых, камеральные проверки используются как основное средство целенаправленного отбора  налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Учитывая, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоёмкой формой налогового контроля, Министерство нацеливает налоговые органы на назначение таких проверок в случаях, когда возможности камеральных проверок исчерпаны  и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие налогового инспектора на проверяемом объекте.

             Традиционно при оценке эффективности  работы налоговых органов используются три показателя:

          - уровень выполнения прогнозных  заданий за отчётный период;

          - рост суммы налоговых платежей за отчётный период по сравнению с соответствующим периодом прошлого года;

          - собираемость  налогов как отношение  суммы фактически поступивших налоговых платежей к сумме начисленных платежей.

             Все эти показатели в той или иной степени «страдают» необъективностью. Во-первых, процедура прогнозирования (определения задания) очень сложна и должна учитывать влияние различных факторов, поэтому любые цифры можно считать лишь приблизительно точными. Во-вторых, рост налоговых поступлений в большей мере зависит от не от качества работы налоговых органов, а от темпов роста экономики, роста налоговой базы, изменения налогового законодательства, миграции крупных налогоплательщиков (переход на налоговый учёт из одного налогового органа в другой).

             Показатель собираемости налогов  в большей степени характеризует   качество работы налоговых органов. Таким образом, этот универсальный показатель может характеризовать: полноту поступлений начисленных налоговых платежей текущего года; погашение пеней, штрафов отчётного периода; погашение недоимки, пеней; штрафов отчётного периода; погашение недоимки, пеней, штрафов прошлых лет; уровень работы с отсроченными и приостановленными к взысканию платежами; уровень контрольной работы.

             По результатам 2003 года задание  по мобилизации в федеральный  бюджет налогов и сборов в размере 1666,5 млрд.руб. в целом выполнено на 100,6% (фактически поступило 1676,3 млрд.руб., что на 12,6% больше, чем в 2002 году) [33].

             Подведенными  итогами  работы  налоговых органов Оренбургской  области  по  наполнению  государственной   казны  за 2003 год, также можно  говорить о достигнутом успехе.

             За 2003 год налоговыми органами  области мобилизовано в бюджеты всех   уровней 33 миллиарда 600 миллионов рублей налоговых платежей и других доходов, что более, чем на 4 миллиарда 338 миллионов рублей или на 14,8% больше аналогичного периода прошлого года. Из них 55% всех налоговых платежей поступило в федеральный бюджет и 45% в бюджеты территорий. По сравнению с прошлым годом поступления возросли на 2% как в федеральный, так и территориальный бюджеты. Задание Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по мобилизации доходов в федеральный бюджет по налоговым и неналоговым доходам за 2003 год по Оренбургской области выполнено на 104,4%, при плане 8 миллиардов 249 миллионов рублей, фактически мобилизовано 8 миллиардов 285 миллионов рублей. Рост достигнут по всем основным видам налогов [16].

             В целях повышения эффективности контрольной работы за соблюдением налогового законодательства, а также обеспечения поступлений в бюджеты налогов и сборов специалистами инспекции МНС России по г.Бузулуку проводятся камеральные и выездные налоговые проверки по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе правильность исчисления и своевременность уплаты налога на добавленную стоимость. По результатам которых составляется акт (Приложение Г). Результаты   контрольной  работы Инспекции МНС России по г. Бузулуку по НДС представлены таблицей.

Таблица 4

Результаты  работы  инспекции Министерства по налогам и сборам России по г.Бузулуку(тыс.руб. )

                                                                                             

 

   Дополнительно начислено

    платежей по результатам

                  проверок

      Взыскано платежей

Всего

По камера-

льным

проверкам

По вы-

ездным

проверкам

Всего

По камера-

льным

проверкам

  По вы-

  ездным

проверкам

 

    Всего                             

В т.ч :

НДС

 

 

    Всего                               В т.ч :

-   НДС

                                            2002 год

43977

   5985

    37992

2683

    4318 

     8365

 

  4932

 

    937

 

     3995 

 

2110

 

       72

 

     2038

                                              2003 год

475989

13501

  462488

37735

   2065

   35670

 

14265

 

  4380

 

   9885

  

 

2511

 

   1139

 

    1372

  




 

 

             За 2003г. проведено 88 выездных проверок  по НДС, причём нарушения налогового законодательства выявлены у 29 или 33%. В ходе проведения контрольной работы доначислено платежей по выездным проверкам на общую сумму 9885 тыс.руб., из них налога 7134 тыс.руб., штрафа 1159 тыс.руб., пени 1220 тыс.руб. Доначисления на одну выездную налоговую проверку составили 112,3 тыс.руб. налога, 1350 тыс.руб. штрафа, 34 тыс.руб. пен, из них взыскано 1372 тыс.руб. Основные доначисления в 2003г. произведены  при проведении камеральных налоговых проверок организаций представивших НДС к возмещению из бюджета.

             За 2002г. проведено 153 выездных налоговых проверок по НДС, причём нарушения налогового законодательства выявлены у 38 или 24,83%. В   ходе проведения контрольной работы доначислено платежей по выездным проверкам на общую сумму 3995 тыс.руб., из них налога – 2465 тыс.руб., штрафа – 922 тыс.руб., пени 569 тыс.руб. из них взыскано 2038 тыс.руб.                                                                                                                                               

             Наглядно размер доначисленных и взысканных налогов представлен рисунком 4  

 

 

 

Рис. 4 .Динамика доначисленных  и взысканных сумм налогов по выездным и камеральным налоговым проверкам ИМНС России по г.Бузулуку

             Взыскать в полном объеме дополнительно начисленные платежи оказалось невозможным в основном из-за отсутствия средств на счетах предприятий.

             Политика снижения налогового  бремени производителей, очередным  шагом которой стало введение  в действие части второй Налогового кодекса РФ, остро ставит перед территориальными Инспекциями МНС задачу обеспечения полноты бюджетных поступлений. Одно из направлений в решении этой задачи – погашение начисленных, но не поступивших в бюджет платежей – недоимки.

             Так, по Инспекции МНС России по г.Бузулуку задолженность по платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 1 января 2004г. составила 150247 тыс.руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года задолженность увеличилась на 4900 тыс.руб. (на 01.01.2003г.- 145347 тыс.руб.) или на 3,37%. Недоимка по налоговым платежам в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.01.2004г. составила 83497 тыс.руб., удельный вес недоимки к задолженности на 01.01.2004г. составил 56,0% . По сравнению с началом года недоимка по налоговым платежам в целом увеличилась на 4395 тыс.руб.

             В целях недопущения роста  задолженности и ее снижения  к организациям должникам применяются меры принудительного взыскания, предусмотренные действующим налоговым законодательством. Так, Инспекцией МНС  России по г. Бузулуку в 2003 году было направлено организациям-должникам 3212 требований об уплате налогов и сборов на сумму 393003 тыс.руб. За аналогичный период прошлого года направлено 949 требований на сумму – 296631 тыс.руб., что на 2263 требования и на сумму 96372 тыс.руб. больше, чем в 2002 году. Погашено должниками после получения требований об уплате налогов и сборов 129978 тыс.руб., что составляет 33% от общей суммы направленных требований. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года  поступления после направления требований увеличилось на 47090 тыс. руб. Увеличение произошло за счёт уплаты платежей организаций – должников, долг которых составлял наибольшую долю в общей сумме задолженности. Наглядный пример требования об уплате налогов и сборов представлен в приложении Д.

             Кроме того, в целях бесспорного  взыскания задолженности по налогам и сборам за анализируемый период на расчётные счета налогоплательщиков выставлено 6366 инкассовых поручений на сумму 281013 тыс. руб., что составляет  106,85 от суммы неоплаченных требований, по которым поступило 45739 тыс. руб., что составляет 16,3% от общей суммы выставленных инкассовых поручений. Рост поступлений на 21134 тыс. руб. произошёл за счёт увеличения направленных инкассовых поручений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. За 2003 год направлено на 4524 инкассовых поручений или на 108878 тыс. руб. больше, чем в 2002 году.

             Следовательно, такие меры принудительного  взыскания являются эффективными в целях недопущения роста задолженности.

            Такое направление в деятельности  налоговых органов по выполнению  поставленных перед ними задач  как индивидуальная работа с  налогоплательщиками оказывает неоценимое профилактическое значение.

             Очень часто руководители предприятий ссылаются на «объективные трудности», мешающие им  своевременно и полно уплачивать налоги в бюджет, такие как снижение объемов и темпов производства, отсутствие денежных средств на расчетном счету и т.п. Однако, по моему мнению, основной причиной образования задолженности остается их нежелание платить налоги.

            Так, после проведения предметной  работы с налогоплательщиками,  когда  не просто предъявляются  им требования об уплате налогов,  но и показываются результаты проведенного анализа их деятельности, обосновывается необходимость уплаты налогов и последствия их неуплаты дает наибольший эффект. Кроме того,  при индивидуальной работе с налогоплательщиками большое значение имеет арбитражная практика. Эффективная работа правовой службы, выигранные арбитражные дела позволяют вести с налогоплательщиками более предметный, более конструктивный диалог.

             Так, например в Инспекции МНС  России по г.Бузулуку за 2003 год  после проведения такой предметной  работы с руководством предприятий должников удалось снизить задолженность перед бюджетом  на сумму около 5 млн.руб.

             Такая мера по сокращению недоимки, как взыскание недоимки за  счет имущества, к сожалению,  не приносит высоких результатов.  Причиной этого является отсутствие ликвидного имущества у предприятий, находящихся на грани банкротства, а также недостаточная отлаженность самой процедуры обращения взыскания. Так, за год Инспекцией МНС России по г.Бузулуку  направлено Бузулукскому подразделению службы судебных приставов 94 исполнительных документов об обращении взыскания недоимки по платежам в бюджет(Приложение Е) на имущество должников на общую сумму 127626 тыс.руб. При этом от реализации имущества недоимщиков поступило только 1850 тыс.руб. – что составляет всего лишь чуть больше  1%.  Причиной такого низкого результата является то, что затрудняет взыскание возврат службой судебных приставов исполнительных документов на 34062 тыс. руб. с актом о невозможности взыскания. Кроме того, основной проблемой при взаимодействии  с подразделения судебных приставов  с налоговой инспекцией является длительное неисполнение постановлений о взыскании налогов, сборов за счёт имущества должника. Такое длительное неисполнение постановлений не позволяет снижать недоимку по платежам в бюджет. Прежде чем признать организацию несостоятельным (банкротом), к должнику должны быть применены все меры принудительного взыскания.

Информация о работе Косвенных налогов и их роли в формировании доходной части бюджета