Налог на добавленную стоимость: проблемы и направления совершенствования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 18:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении особенностей исчисления НДС на уровне организации, а также анализе направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие, а также место в налоговых доходах федерального бюджета РФ;
- рассмотрение механизма исчисления налога на добавленную стоимость на примере ООО «СтройДорСервис»;
- поиск путей оптимизации налога на добавленную стоимость на уровне организации, с учетом возникающих рисков;
- изучение направлений реформирования НДС в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 7
1.1 История возникновения налога на добавленную стоимость. Зарубежный опыт применения налога на добавленную стоимость. 7
1.2 Экономическое содержание НДС, роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации. 13
1.3 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в РФ 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙДОРСЕРВИС») 28
2.1 Особенности формирования налоговой базы по НДС ООО «СтройДорСервис» 28
2.2 Механизм исчисления налога на добавленную стоимость по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления. 34
2.3 Проблемы, возникающие при формировании налоговой базы 44
ГЛАВА III ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НДС. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 59
3.1 Снижение налоговой нагрузки по НДС. Риски отказа в вычете, доначислении налога и переквалификации сделок. 59
3.2 Направления реформирования НДС в РФ 78
Заключение 91
Список использованных источников 97

Файлы: 1 файл

Диплом по ндс в строительстве.docx

— 200.56 Кб (Скачать файл)

В России налог был введен 1 января 1992 года. НДС пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием.

Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС:

 Во-первых, в облагаемый оборот не включаются  суммы ранее внесенного плательщиком  налога (основное отличие НДС  от ранее действовавшего "каскадного" налога с оборота, ставка которого  применялась к валовой стоимости  товара, аккумулированной на всех  стадиях его продвижения).

 Во-вторых, облагаемый оборот и налог  учитываются и указываются в  счетах организаций отдельно  в составе цены товара.

В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком.

В данной работе проблемы налогообложения добавленной стоимости были рассмотрены с двух сторон: со стороны налогоплательщиков – организаций, на примере ООО «СДС», и государства, с точки зрения администрирования НДС.

В результате анализа налогообложения добавленной стоимости в ООО «СтройДорСервис», были определены основные проблемы, связанные с зачетом НДС в строительных организациях, а именно: поэтапный вычет НДС при проведении строительства; вычет НДС по строительным работам, которые велись до получения разрешения на строительство; вычет НДС при простое подрядчика; вычет НДС при осуществлении благоустройства территории.

Кроме того, освещены сложные моменты учета НДС при работе с «упрощенцами» и проблемы обложения НДС полученных авансов, что актуально для любых организаций на общей системе налогообложения.

В качестве решения вышеизложенных проблем в работе приведены «типовые» схемы оптимизации и минимизации налоговой нагрузки в части НДС, с точки зрения их эффективности и возникающих рисков.

Способы снижения налоговой нагрузки по НДС можно разделить на несколько групп:

1) применение  налоговых льгот, предусмотренных  законодательством, в том числе  специальное создание условий  для их применения;

2) дробление  бизнеса с целью вывода его  части на специальные налоговые  режимы;

3) использование  посреднических договоров (агентского, договора комиссии, договора поручения);

4) использование  займа вместо аванса и использование  векселей;

5) вклад  имущества в уставный капитал;

6) выгодное  для налогоплательщика документальное  оформление рекламной кампании, правильное оформление скидок  покупателям;

7) оптимизация  условий договоров для текущего  снижения налога.

8) регулирование  сроков уплаты НДС в бюджет

Но стоит признать сразу же, что оптимизировать НДС законными средствами крайне сложно. Есть, конечно, и исключения из правила - отдельные ситуации, в которых легальная оптимизация НДС возможна. Но в большинстве случаев оптимизировать НДС нельзя. И приходится говорить, скорее, о «псевдооптимизации».

В работе рассмотрен наиболее популярный сейчас вариант такой «псевдооптимизации» НДС – работа с буферными компаниями, когда компания, по сути, не избавляется от однодневок, но прекращает работать с ними напрямую. Для этого создаются так называемые фирмы-прокладки, или "белые" буферные фирмы, и там, где раньше была одна однодневка, теперь появляется блок из нескольких компаний.

Считается, что применение буферных структур - оптимальный вариант налоговой "оптимизации", обеспечивающий достаточный уровень эффективности и безопасности и при этом не требующий серьезных затрат. На самом деле это далеко не так.

Начнем с того, что такая схема достаточно дорога. Поскольку каждая из буферных компаний должна быть похожа на "белую" компанию, на их содержание требуется немало денег. Кроме того, все они должны платить налоги, причем в таких суммах, чтобы это было похоже на правду. В результате эффективность схемы заметно снижается. Конечно, она все равно остается на более высоком уровне по сравнению с эффективностью легальных схем, но разрыв между ними заметно сокращается.

Что касается безопасности, то и здесь не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, нужно учитывать, что, как правило, компания не создает буферные структуры самостоятельно, а пользуется услугами профессиональных "оптимизаторов", которые предлагают ей готовые "белые" фирмы. Но проблема в том, что на самом деле, эти фирмы могут мало чем отличаться от обычных «однодневок». Еще сложнее обстоит дело со сроком жизни буферной компании. Ведь нужно, чтобы она не только не исчезла в процессе работы с ней, но и продолжала существовать еще как минимум 4 года после того, как фирма перестанет с ней работать. А никакой гарантии, что все будет именно так, нет. А самое главное - даже если вся схема построена идеально, все буферные компании качественные и не связаны ни между собой, ни с компанией, все равно нельзя быть уверенным в том, что у налоговиков не будет претензий. Если инспекторы окажутся достаточно настойчивыми, они смогут проследить весь путь движения товаров и, в конце концов, выйдут на «однодневку». Таким образом, буферные фирмы в какой-то степени способны защитить бизнес от налоговых претензий, связанных с использованием однодневок, но полной безопасности не гарантируют.

Для снижения налоговой нагрузки по части НДС, для ООО «СтройДорСервис», были предложено несколько вполне осуществимых мероприятий:

  1. По возможности, уменьшить расход наличных денежных средств на хозяйственные нужды, такие как, канцтовары или запасные части для техники. Переведя эти расходы в безналичную форму, экономится значительное количество средств, за счет вычета по НДС.
  2. Не допускать поступление крупных сумм аванса от заказчиков в последние дни квартала, если не планируется рассчитываться с поставщиками. Или, как вариант, проавансировать своих поставщиков.
  3. Сократить количество контрагентов-поставщиков, которые работают на упрощенной системе налогообложения. В этом случае налог из косвенного превращается в прямой, поскольку поставщик освобожден от уплаты НДС.
  4. Улучшить качество взаимодействия разных отделов и служб организации, чтобы уже на этапе переговоров с возможными заказчиками и поставщиками, руководство предприятия понимала возможные налоговые последствия при заключении договоров.

 

         ООО «СДС» необходимо уделять внимание экономическому развитию своей компании, рассмотреть контакты с компаниями – поставщиками, компаниями – подрядчиками  и заказчиками, сторонними организациями, выбрать наиболее выгодные условия работы, направлять средства в продвижение своих услуг, проводить активные рекламные мероприятия, скоординировать функции сотрудников с целью уменьшения затрат, в том числе налоговых.

        С другой стороны, в работе подробно рассмотрены направления реформирования НДС, поскольку с точки зрения налогового администрирования, НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе.

Выделю следующие основные проблемы, вызывающие необходимость проведения дискуссии об изменении администрирования НДС в России:

- существование  фирм-однодневок и использование "серых схем";

- сохраняющийся  риск недопоступления сумм налога, ожидаемых к получению в целом по стране;

- непрозрачность  схемы начисления и уплаты  налога;

- необходимость  создания модели, позволяющей прогнозировать  процесс взимания и возмещения  НДС;

- отсутствие  статистики и понимания в нахождении  центров уплаты и центров возмещения  налога для обеспечения перераспределения  сумм и, соответственно, установления  адекватного налогового задания.

Основные моменты реформирования НДС:

  • Решена давняя проблема расчета НДС при предоставлении так называемых «ретро-скидок»
  • Разрешена спорная ситуация по применению «правила пяти процентов»
  • Внесены изменения в правила вычета НДС
  • Расширен перечень случаев, когда необходимо восстановить налог
  • Внесены изменения в порядке применения и подтверждения нулевой ставки НДС.

Кроме того, уточнен порядок расчета пропорции для раздельного учета "входного" НДС по основным средствам.

Вместе с тем указанные поправки не решают и не могут решить всех накопившихся вопросов в администрировании НДС.

Нельзя не учитывать, что при администрировании НДС проблемы возникают не только у налогоплательщиков, но и у государства. Федеральный бюджет теряет сотни миллиардов рублей вследствие действий нечистоплотных налогоплательщиков, в результате которых поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из существующей налоговой базы.

О путях и способах решения указанной проблемы ведутся широкие дискуссии как среди ученых, так и практиков.

Если обобщить высказывавшиеся на этот счет предложения, то можно выделить следующие основные идеи о реформировании налога на добавленную стоимость:

- отмена  возмещения НДС из бюджета;

- переход  к единой пониженной ставке  НДС;

- введение  системы регистрации плательщиков  НДС;

- изменение  методологии расчета НДС;

- отмена  НДС и введение налога с  продаж;

- введение  специальных, так называемых НДС-счетов.

 

Каждая из этих идей, имеют свои очевидные достоинства и недостатки, поэтому реформирование налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, скорее всего,  еще долго останется открытым вопросом.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая, вторая (НК РФ)
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.07.2011 № 245-ФЗ  О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах
  3. Бабленкова И.И., Кирина Л.С., Карпова Г.Н., Горохова Н.А.; Науч. ред. Бабленковой И.И. Прогнозирование и планирование в налогообложении: Учебник – М.: Экономика, 2009. – 351 с.
  4. Беликова Т. Все об НДС. Издательство: «Питер». - 2006. - 120 с.
  5. Брызгалин А.В. Практическая налоговая энциклопедия. Том 2. Бухгалтерский учет налогов. - М.: Аналитика-Пресс, 2008. – 452 с
  6. Елин А.С. Вычеты по НДС. – М.: Главбух, 2010
  7. Касьянова Г.Ю. НДС: отмена учета «по оплате» и другие проблемы 2006 года. Глава 21 НК РФ в новой редакции. Издательство: «АБАК». 2006. 120 с.
  8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие – М.:КРОНУС, 2008. – 415с
  9. Налоги и налогообложение. 5-е изд./ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2006 – 496с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»)

10. Платонова Н.А. Налоговое планирование на малых предприятиях: Учебное пособие - М.: Альфа-М, ИНФРА-М., 2010. - 224 с., ил.

11. Фадеев Д.Е. Экономика. Налоги. Бизнес., - М.-: Налоговый вестник, 2011

12. Федотенко Ю., Котюсов А., Рубан С., Тарловская М.А. Комментарий к материалу С.В. Смирнова "Минимизация налогов в 2011 году - новые реалии в судах" // Клуб главных бухгалтеров. 2011. N 8. С. 15 - 38.

13. Юдин А. В. Все про «входной»  НДС: вычеты, восстановление, оформление  счетов-фактур, - М.: Главбух, 2011.

14. Белецкая Ю.А. Обособленные подразделения: оформление счетов-фактур // НДС: проблемы и решения. 2011. N 9. С. 41 - 50.

15.  Демидов Г.И. Об основных направлениях налоговой политики на 2012 - 2014 годы // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. N 10. С. 47 - 61.

16. Ильинова Т. Строительство хозяйственным способом: типичные ошибки при исчислении НДС // Финансовая газета. 2011. N 42. С. 7 - 8.

17. Королева Е. Налоговые риски договора // ЭЖ-Юрист. 2011. N 39.

С. 13

18. Луговая Н.Н. Договор в у. е.: правила по НДС стали проще // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2011.

N 18. С. 41 - 47.

19. Лермонтов Ю. Изменения, внесенные Федеральным законом N 245-ФЗ, в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ // Финансовая газета. 2011. N 37. С. 8 - 9; N 38. С. 8; N 39. С. 10.

20. Лермонтов Ю.М. Изменение налоговых вычетов и порядка их применения // "Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации". 2011. N 10. С. 14 - 17.

21. Лермонтов Ю. Корректировочный счет-фактура // Аудит и налогообложение. 2011. N 10. С. 8 - 11.

22. Мартынюк Н.А. Зачитываем предоплату частями: как быть с авансовым НДС // Главная книга. 2011. N 19. С. 72 - 77.

23. Рабинович А. Некоторые вопросы исчисления НДС при расчетах векселями // Финансовая газета. 2011. N 41. С. 5 - 6.

24. Серова А.И. Изучаем летние изменения в расчетах по НДС // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. N 9. С. 54 - 63.

25. Шишкина Т. НДС с аванса: сложные моменты // Консультант ИП. 2011. N 9. С. 20 - 21.

26. www.consultant.ru

27. www.nalog.ru

28. www.1gl.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налог на добавленную стоимость: проблемы и направления совершенствования в Российской Федерации