Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 18:30, дипломная работа
Цель работы состоит в изучении особенностей исчисления НДС на уровне организации, а также анализе направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России.
Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие, а также место в налоговых доходах федерального бюджета РФ;
- рассмотрение механизма исчисления налога на добавленную стоимость на примере ООО «СтройДорСервис»;
- поиск путей оптимизации налога на добавленную стоимость на уровне организации, с учетом возникающих рисков;
- изучение направлений реформирования НДС в Российской Федерации.
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 7
1.1 История возникновения налога на добавленную стоимость. Зарубежный опыт применения налога на добавленную стоимость. 7
1.2 Экономическое содержание НДС, роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации. 13
1.3 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в РФ 19
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙДОРСЕРВИС») 28
2.1 Особенности формирования налоговой базы по НДС ООО «СтройДорСервис» 28
2.2 Механизм исчисления налога на добавленную стоимость по выполненным строительно-монтажным работам для собственного потребления. 34
2.3 Проблемы, возникающие при формировании налоговой базы 44
ГЛАВА III ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НДС. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НДС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . 59
3.1 Снижение налоговой нагрузки по НДС. Риски отказа в вычете, доначислении налога и переквалификации сделок. 59
3.2 Направления реформирования НДС в РФ 78
Заключение 91
Список использованных источников 97
В России налог был введен 1 января 1992 года. НДС пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием.
Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС:
Во-первых,
в облагаемый оборот не
Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара.
В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, добавленной к цене закупок плательщиком.
В данной работе проблемы налогообложения добавленной стоимости были рассмотрены с двух сторон: со стороны налогоплательщиков – организаций, на примере ООО «СДС», и государства, с точки зрения администрирования НДС.
В результате анализа налогообложения добавленной стоимости в ООО «СтройДорСервис», были определены основные проблемы, связанные с зачетом НДС в строительных организациях, а именно: поэтапный вычет НДС при проведении строительства; вычет НДС по строительным работам, которые велись до получения разрешения на строительство; вычет НДС при простое подрядчика; вычет НДС при осуществлении благоустройства территории.
Кроме того, освещены сложные моменты учета НДС при работе с «упрощенцами» и проблемы обложения НДС полученных авансов, что актуально для любых организаций на общей системе налогообложения.
В качестве решения вышеизложенных проблем в работе приведены «типовые» схемы оптимизации и минимизации налоговой нагрузки в части НДС, с точки зрения их эффективности и возникающих рисков.
Способы снижения налоговой нагрузки по НДС можно разделить на несколько групп:
1) применение налоговых льгот, предусмотренных законодательством, в том числе специальное создание условий для их применения;
2) дробление
бизнеса с целью вывода его
части на специальные
3) использование посреднических договоров (агентского, договора комиссии, договора поручения);
4) использование
займа вместо аванса и
5) вклад имущества в уставный капитал;
6) выгодное
для налогоплательщика
7) оптимизация
условий договоров для
8) регулирование сроков уплаты НДС в бюджет
Но стоит признать сразу же, что оптимизировать НДС законными средствами крайне сложно. Есть, конечно, и исключения из правила - отдельные ситуации, в которых легальная оптимизация НДС возможна. Но в большинстве случаев оптимизировать НДС нельзя. И приходится говорить, скорее, о «псевдооптимизации».
В работе рассмотрен наиболее популярный сейчас вариант такой «псевдооптимизации» НДС – работа с буферными компаниями, когда компания, по сути, не избавляется от однодневок, но прекращает работать с ними напрямую. Для этого создаются так называемые фирмы-прокладки, или "белые" буферные фирмы, и там, где раньше была одна однодневка, теперь появляется блок из нескольких компаний.
Считается, что применение буферных структур - оптимальный вариант налоговой "оптимизации", обеспечивающий достаточный уровень эффективности и безопасности и при этом не требующий серьезных затрат. На самом деле это далеко не так.
Начнем с того, что такая схема достаточно дорога. Поскольку каждая из буферных компаний должна быть похожа на "белую" компанию, на их содержание требуется немало денег. Кроме того, все они должны платить налоги, причем в таких суммах, чтобы это было похоже на правду. В результате эффективность схемы заметно снижается. Конечно, она все равно остается на более высоком уровне по сравнению с эффективностью легальных схем, но разрыв между ними заметно сокращается.
Что касается безопасности, то и здесь не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, нужно учитывать, что, как правило, компания не создает буферные структуры самостоятельно, а пользуется услугами профессиональных "оптимизаторов", которые предлагают ей готовые "белые" фирмы. Но проблема в том, что на самом деле, эти фирмы могут мало чем отличаться от обычных «однодневок». Еще сложнее обстоит дело со сроком жизни буферной компании. Ведь нужно, чтобы она не только не исчезла в процессе работы с ней, но и продолжала существовать еще как минимум 4 года после того, как фирма перестанет с ней работать. А никакой гарантии, что все будет именно так, нет. А самое главное - даже если вся схема построена идеально, все буферные компании качественные и не связаны ни между собой, ни с компанией, все равно нельзя быть уверенным в том, что у налоговиков не будет претензий. Если инспекторы окажутся достаточно настойчивыми, они смогут проследить весь путь движения товаров и, в конце концов, выйдут на «однодневку». Таким образом, буферные фирмы в какой-то степени способны защитить бизнес от налоговых претензий, связанных с использованием однодневок, но полной безопасности не гарантируют.
Для снижения налоговой нагрузки по части НДС, для ООО «СтройДорСервис», были предложено несколько вполне осуществимых мероприятий:
ООО «СДС» необходимо уделять внимание экономическому развитию своей компании, рассмотреть контакты с компаниями – поставщиками, компаниями – подрядчиками и заказчиками, сторонними организациями, выбрать наиболее выгодные условия работы, направлять средства в продвижение своих услуг, проводить активные рекламные мероприятия, скоординировать функции сотрудников с целью уменьшения затрат, в том числе налоговых.
С другой стороны, в работе подробно рассмотрены направления реформирования НДС, поскольку с точки зрения налогового администрирования, НДС является одним из наиболее "проблемных" налогов в российской налоговой системе.
Выделю следующие основные проблемы, вызывающие необходимость проведения дискуссии об изменении администрирования НДС в России:
- существование
фирм-однодневок и
- сохраняющийся риск недопоступления сумм налога, ожидаемых к получению в целом по стране;
- непрозрачность схемы начисления и уплаты налога;
- необходимость создания модели, позволяющей прогнозировать процесс взимания и возмещения НДС;
- отсутствие
статистики и понимания в
Основные моменты реформирования НДС:
Кроме того, уточнен порядок расчета пропорции для раздельного учета "входного" НДС по основным средствам.
Вместе с тем указанные поправки не решают и не могут решить всех накопившихся вопросов в администрировании НДС.
Нельзя не учитывать, что при администрировании НДС проблемы возникают не только у налогоплательщиков, но и у государства. Федеральный бюджет теряет сотни миллиардов рублей вследствие действий нечистоплотных налогоплательщиков, в результате которых поступления в бюджет по НДС на порядок ниже, чем это вытекает из существующей налоговой базы.
О путях и способах решения указанной проблемы ведутся широкие дискуссии как среди ученых, так и практиков.
Если обобщить высказывавшиеся на этот счет предложения, то можно выделить следующие основные идеи о реформировании налога на добавленную стоимость:
- отмена возмещения НДС из бюджета;
- переход к единой пониженной ставке НДС;
- введение
системы регистрации
- изменение методологии расчета НДС;
- отмена НДС и введение налога с продаж;
- введение специальных, так называемых НДС-счетов.
Каждая из этих идей, имеют свои очевидные достоинства и недостатки, поэтому реформирование налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, скорее всего, еще долго останется открытым вопросом.
10. Платонова Н.А. Налоговое планирование на
11. Фадеев Д.Е. Экономика. Налоги. Бизнес., - М.-: Налоговый вестник, 2011
12. Федотенко Ю., Котюсов А., Рубан С., Тарловская М.А. Комментарий к материалу С.В. Смирнова "Минимизация налогов в 2011 году - новые реалии в судах" // Клуб главных бухгалтеров. 2011. N 8. С. 15 - 38.
13. Юдин А. В. Все про «входной» НДС: вычеты, восстановление, оформление счетов-фактур, - М.: Главбух, 2011.
14. Белецкая Ю.А. Обособленные подразделения: оформление счетов-фактур // НДС: проблемы и решения. 2011. N 9. С. 41 - 50.
15. Демидов Г.И. Об основных направлениях налоговой политики на 2012 - 2014 годы // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. N 10. С. 47 - 61.
16. Ильинова Т. Строительство хозяйственным способом: типичные ошибки при исчислении НДС // Финансовая газета. 2011. N 42. С. 7 - 8.
17. Королева Е. Налоговые риски договора // ЭЖ-Юрист. 2011. N 39.
С. 13
18. Луговая Н.Н. Договор в у. е.: правила по НДС стали проще // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2011.
N 18. С. 41 - 47.
19. Лермонтов Ю. Изменения, внесенные Федеральным законом N 245-ФЗ, в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ // Финансовая газета. 2011. N 37. С. 8 - 9; N 38. С. 8; N 39. С. 10.
20. Лермонтов Ю.М. Изменение налоговых вычетов и порядка их применения // "Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации". 2011. N 10. С. 14 - 17.
21. Лермонтов Ю. Корректировочный счет-фактура // Аудит и налогообложение. 2011. N 10. С. 8 - 11.
22. Мартынюк Н.А. Зачитываем предоплату частями: как быть с авансовым НДС // Главная книга. 2011. N 19. С. 72 - 77.
23. Рабинович А. Некоторые вопросы исчисления НДС при расчетах векселями // Финансовая газета. 2011. N 41. С. 5 - 6.
24. Серова А.И. Изучаем летние изменения в расчетах по НДС // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. N 9. С. 54 - 63.
25. Шишкина Т. НДС с аванса: сложные моменты // Консультант ИП. 2011. N 9. С. 20 - 21.
26. www.consultant.ru
27. www.nalog.ru
28. www.1gl.ru