Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Проследить историю развития взглядов экономистов на экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц и выделить основные принципы налогообложения, действующие на настоящий момент времени, изучить историю возникновения и развития системы налогов с физических лиц в Российской Федерации
Дать общую характеристику и произвести классификацию налогов взимаемых с населения, охарактеризовать порядок исчисления и уплаты налогов на доходы и на имущество и их значение в доходах бюджетной системы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования системы налогов с населения 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию процедур взимания налогов с физических лиц 63
Заключение 80
Список используемой литературы 84
Приложения 87
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к налогообложению физических лиц 6
1.1 Экономическое содержание и принципы взимания налогов с физических лиц. 6
1.2 Развитие системы налогов в Российской Федерации 20
Глава 2. Практические аспекты исчисления и уплаты налогов с физических лиц 29
2.1 Система налогов взимаемых с физических лиц и их классификация. 29
2.2 Правила исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц 45
2.3 Организация исчисления и уплаты имущественных налогов 54
Глава 3. Основные направления развития
и совершенствования системы
налогов с населения
3.1 Мероприятия по совершенствованию
процедур взимания налогов с физических
лиц
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Актуальность темы данной работы определяется
важной ролью налогов в жизни
государства. Переход к рыночной
экономике и перестройка
В целях
регулирования негативного
Налоги
прочно вошли в нашу жизнь с
переходом экономики на рыночные
отношения. С тех пор процесс
совершенствования механизма
Несмотря на ряд положительных моментов в проводимой налоговой реформе, она далека от завершения. В частности ещё не принята глава Налогового Кодекса РФ о налоге на имущество физических лиц. Ежегодно вносятся многочисленные поправки, носящие принципиальный характер.
Указанные недостатки, а так же учитывая важную роль системы налогов с населения в доходах местного бюджета, поступления в бюджет г. Таганрога данной группы налогов в 2007 году составили 51868 тыс. руб., что на 21794 тыс. руб. больше чем в 2006 году или прирост составил 172%, предопределяют важность исследования данного вопроса и поиск путей решения накопившихся проблем.
Целью данной работы является изучение теории, практики и исторического опыта, а так же поиск возможных путей решения проблем налогообложения физических лиц, возникающих в ходе проводимой реформы и определение роли налогов с населения в доходах бюджетной системы.
В процессе изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:
Теоретическими основами работы явились
труды таких ученных как
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней систематизированы основные положения проводимой в России политики налогообложения доходов, имущества и деятельности физических лиц, организации системы налоговых отношений с учетом обеспечения базовых принципов налогообложения, что позволило сформулировать ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства в свете реформы, предполагаемой Налоговым Кодексом в области налогов с физических лиц.
Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы и предложения, по мнению автора, позволят обеспечить согласование государственных интересов и экономических интересов налогоплательщиков-физических лиц. Достижение данного результата будет способствовать наиболее полной реализации основных принципов осуществления политики налогообложения населения.
Структура работы представлена: введением, тремя главами, списком литературы, приложениями и заключением.
В ведении обоснована актуальность работы, обозначены основные цели и конкретные задачи проводимого исследования, указаны материалы, используемые при написании работы, а так же раскрыта структура работы.
В первой главе описаны основы теории налогообложения физических лиц, показан исторический опыт.
Во второй главе дано описание системы налогов с населения, а так же порядок исчисления и уплаты наиболее значимых.
Третья глава раскрывает проблемы теории и практики налогообложения физических лиц и возможные пути их решения.
В заключении сформулированы основные выводы по работе.
«Что облагать налогом: валовой или чистый доход?» Так ставила вопрос финансовая практика, когда пришла пора взимать налоги. «Государства руководствовались правилом: с чего бы не брать, только бы брать, и не задавались вопросом, берется ли налог с имущества или с дохода»1. Это было характерно для того времени, когда налоги в доходах казны носили второстепенный, даже чрезвычайный характер, благодаря слабости государственной власти, господству натурального хозяйства и неразвитости денежного обращения, наконец, вследствие малого развития потребностей государства, которые удовлетворялись доходами с доменов и регалий.
Финансовая наука была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения. Поэтому государство взимало налоги произвольно, руководствуясь лишь потребностями казны. Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения.
Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов, которые рекомендовали государству как можно меньше обременять плательщика и с помощью налогов удовлетворять только потребности казны, не вмешиваясь в хозяйственные процессы, что означало приоритет интересов плательщика налогов.
Меркантилисты не ставили проблемы непосредственной разработки принципов налогообложения, тем не менее, они уже в XVII в. высказали свое отношение к главному принципу - принципу равномерности. А.И. Буковецкий отмечает, что «в период меркантилизма в английской литературе был сформулирован ряд интересных положений, долго сохранявшихся в финансовой науке. С Т. Гоббса начинается характерная для всего XVII в. усердная защита косвенного обложения. Он критикует обложение имущества и рядом аргументов доказывает, что косвенное обложение - самое равномерное и самое справедливое»2.
Основные положения налоговых воззрений физиократов состоят в том, что всякое обложение должно отвечать трем принципам: во-первых, оно должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов; во-вторых, оно должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами; в-третьих, оно не должно быть слишком обременено издержками взимания
Физиократическая школа ответила на вопрос: с чего брать налоги - с валового или чистого дохода, отдав предпочтение последнему. Решив этот вопрос, физиократы предложили налог, который позволил бы эффективно уловить чистый доход, что обеспечило бы равномерность распределения налогового бремени. Поскольку все налоги платятся из чистого дохода, то теоретически все существующие налоги можно заменить единым налогом, падающим на этот единственный источник, - налогом на чистый доход граждан.
Таким образом, заслуга физиократов состоит в том, что они первыми поставили вопрос о принципах налогообложения.
Вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что он - автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика» и «декларацией прав плательщика», «максимами обложения».
Ниже приведены принципы налогообложения А. Смита в изложении А.И. Буковецкого. «В области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения:
1) подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т.е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства… Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения;
2) налог,
который должен уплачивать
3) каждый
налог должен взиматься в
4) каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства»3.
По оценке М. Фридмана, «первый принцип носит этический характер, остальные три могут быть отнесены к отделу техники взимания или организации обложения». Таким образом, в конструкции А. Смита главный принцип налогообложения - равномерность, а, следовательно, справедливость по отношению к налогоплательщику.
В учении о налогах А. Смит стремился поставить его в связь с установленными им законами народного хозяйства. В своих максимах (принципах) он исходит из положения, что нужно щадить народное и частное имущество. В соответствии с учением о непроизводительности услуг, в том числе и услуг государства, он устанавливает налоговые принципы, исходя из интересов не государства, а плательщика, почему принципы эти и получили название «декларации прав плательщика».
Эти четыре правила, превратившиеся в аксиомы, уже во времена А. Смита не являлись новшеством. И француз О. Мирабо (1761), и немец Ф. Юсти (1766), и итальянец П. Верри (1771) требовали равномерности обложения, точного определения налогов законом, удобства для плательщика, возможно меньших расходов взимания, прибавляя к этому, что налоги не должны чрезмерно обременять подданных, не должны задерживать роста населения, торговли и промыслов, не должны наказывать за успехи в области промышленности. Заслуга А. Смита заключалась не в приоритетном открытии этих принципов, а в яркой и точной формулировке и обосновании их.
Тем не менее, эти принципы для своего времени носили чисто теоретический характер. Нужна была упорная и продолжительная борьба с укоренившимися и в государстве и в обществе мнениями и представлениями, с заинтересованными сословиями и классами, прежде чем эти требования были признаны аксиомами и стали претворяться в действительность. Самый смысл их понимался различно в те времена и в последующие эпохи, с изменениями жизни и они меняли свое содержание.
В дискуссии об источниках налогообложения А. Смит в соответствии с его взглядами на непроизводительный характер государственных расходов выступал против привлечения капиталов в качестве налогового источника. Последователь А. Смита, Ж. Сисмонди писал: «В каждом доходе всегда есть часть, которая должна оставаться неприкосновенной, которую фиск не может затронуть без того, чтобы не сохранить объекты обложения и лишиться в будущем своих ресурсов»4.
Обобщая
взгляды А. Смита и его, последователей,
И.Х. Озеров писал: «Это воззрение считало,
что облагать капитал, значит его уничтожить,
- это убивать курицу, несущую золотые
яйца»5.