Налогообложение имущества организаций: порядок исчисления и оптимизация налоговых обязательств (На примере финансово-хозяйственной деят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование системы налогообложения имущества организаций в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
– исследовать теоретические основы налогообложения имущества организаций, выявить экономическую сущность имущественных налогов;
– проанализировать практику налогообложения налогом на имущество организаций для оценки возможности ее адаптации в России;
– исследовать современное состояние налогообложения имущества организаций на примере Омутнинского лесхоза – филиала КОГУП «Кировлес», обозначить необходимость оптимизации налогообложения;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...8
Обзор научно-экономической и литературной информации…………………...….11
1 Теоретические основы налогообложения имущества организаций……………..14
2 Организационно – экономическая характеристика Омутнинского лесхоза – филиала КОГУП «Кировлес»…………………………………….…………………..18
3 Оценка финансового состояния Омутнинского лесхоза – филиала КОГУП «Кировлес»……………………………………………………………………………22
3.1 Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………………22
3.2 Анализ платежеспособности и ликвидности………………………………..36
3.3 Анализ деловой активности…………………………………………………43
4 Налогообложение имущества организаций на примере Омутнинского лесхоза – филиала КОГУП «Кировлес»………………………………………………………49
4.1 Анализ налоговой политики, оценка налоговой нагрузки……………....49
4.2 Оценка налоговых рисков…………………………………………………..51
4.3 Порядок исчисления и уплаты имущественных налогов…………………60
4.3.1 Порядок формирования налоговой базы, исчисление и уплата налога на имущество организаций………………………………………………………….60
4.3.2 Порядок формирования налоговой базы, исчисление и уплата транспортного налога………………………………………………………………63
4.3.3 Порядок формирования налоговой базы, исчисление и уплата земельного налога…………………………………………………………………..65
4.4 Налоговые льготы……………………………………………………………67
4.5 Отчетность организации по имущественным налогам……………………73
4.6 Анализ налообложения имущества предприятия на примере Омутнинского лесхоза – филиала КОГУП «Кировлес»……………………………………………79
5 Перспективы развития налогообложения имущества организаций, оптимизация налоговых обязательств……………………………………………………………..79
Заключение……………………………………………………………………………84
Библиографический список источников информации……………………………88
Приложения

Файлы: 1 файл

ВКdР.docx

— 413.92 Кб (Скачать файл)

 

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1.Общая сумма начисленных налогов  и сборов

9692281

5013453

6630026

2. Выручка от реализации (без НДС)

31202160

22115106

22163021

3. Показатель относительной налоговой  нагрузки

0,31

0,23

0,3


 

Анализ  показал, что налоговая нагрузка уменьшилась не значительно на 0,01 п.п. На предприятии достаточно велика доля затрат. Наибольшую долю налоговой нагрузки составляет НДС в 2011 по отношению к 2009 он увеличился на 9,47 % и составил 67,47%. Так же значительную влияет величина взносов в ГВБФ в 2011 году составила 30,42%, что на 8,98% меньше чем в 2009 году. Остальные налоги не значительно влияют на налоговую нагрузку.

 

4.2 Оценка  налоговых рисков

 

Как известно, целью любой налоговой проверки является контроль соблюдения налогоплательщиком законодательства. Но для достижения этой цели сотрудники налоговых органов  не проверяют без разбора всех налогоплательщиков. Для этого используется специальная Концепция по отбору налогоплательщиков, чтобы проверять  только организации, попадающие в зону риска и не беспокоить законопослушных  налогоплательщиков.

В 2007 году налоговая служба определила 11 критериев  самостоятельной оценки рисков для  налогоплательщиков, тем самым озвучив, по какому принципу осуществляется отбор  для проведения выездных проверок. В приказе от 14 октября 2008 г. №  ММ-3-2/467@ ФНС идет дальше: утверждает еще один, 12-й критерий и раскрывает типичные схемы ухода от налогообложения. К предложенным критериям следует  относиться внимательно, так как  в противном случае налогоплательщик рискует попасть под налоговые  санкции, и свою добросовестность ему  придется доказывать в суде, что  в новых условиях будет сделать  проблематично.

Основная  идея Концепции заключается в  том, чтобы разделить налогоплательщиков на тех, кто требует повышенного  налогового контроля, и тех, для кого достаточно текущего мониторинга. Если у организации нет признаков  уклонения от налогообложения, а  у налоговых органов нет претензий  к отчетности, то, скорее всего, выездная проверка проводиться не будет. Главным  новшеством этой концепции является выработка общедоступных критериев  самостоятельной оценки рисков для  налогоплательщиков. Эти критерии были опубликованы на сайте ФНС России www.nalog.ru. С помощью приведенных  критериев руководитель может сам  просчитать, насколько велика для  него вероятность попасть под  пристальное наблюдение налоговых  органов.

Критерии - это, прежде всего, определенные сигналы  как для налогового инспектора, так  и для плательщика. То есть деятельность фирмы или предпринимателя, а  также их налоговые обязательства  могут вызвать вопросы и, соответственно, они попадут в зону особого  внимания налоговых органов. Налогоплательщик, соответствующий данным критериям, с большой долей вероятности  будет включен в план выездных налоговых проверок.

Кроме того, критерии являются попыткой стимулировать  плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов. Речь идет о попытке сформулировать и донести до них "правила игры", соблюдая которые, они смогут получить зону налоговой стабильности и снизить  налоговые риски. Однако, если у налогового органа появится информация о том, что  благополучная, с точки зрения критериев, организация не отражает свои хозяйственные  операции в учете, сдает многочисленные уточненные декларации к уменьшению налога и т.п., контрольные мероприятия  в отношении этой фирмы будут  проведены в полном объеме.

Таким образом, цель разработанной Концепции и  опубликованных критериев – сосредоточить  основное внимание на потенциальных  нарушителях налогового законодательства, а не проверять всех без разбора. Именно такой способ и поможет  налоговикам при проверках попадать точно в цель, не беспокоя при  этом законопослушных налогоплательщиков. А предприятию становится выгодно  систематически анализировать свою деятельность на основе предложенных критериев и принимать меры к  улучшению показателей, значение которых  выходит за пределы допустимых.

Новый 12-й  критерий звучит так: «Ведение финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском». Информация о способах такого рискованного ведения деятельности размещается на официальном сайте  ФНС России в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков». Сейчас в этом разделе уже вывешены 4 схемы ухода бизнесменов от уплаты налогов, планируется также его постоянное обновление. Налогоплательщикам, которые увидят сходство своих хозяйственных операций с размещенными на сайте ФНС способами ведения деятельности с высоким налоговым риском, рекомендуется произвести перерасчет своих налоговых обязательств. К уточненным налоговым декларациям нужно приложить пояснительную записку.

Критерии  оценки рисков для налогоплательщиков

1. Налоговая  нагрузка у данного налогоплательщика  ниже ее среднего уровня по  хозяйствующим субъектам в конкретной  отрасли (виду экономической деятельности)

Данный  критерий применяется только для  организаций, использующих общий режим  налогообложения. Нагрузка определяется в процентах, как соотношение  суммы уплаченных налогов к выручке  организаций.

2. Осуществление  организацией финансово-хозяйственной  деятельности с убытком в течение  2-х и более календарных лет.

В соответствии с гражданским законодательством  целью деятельности коммерческих организаций  определено получение прибыли - не просто дохода, а прироста имущества в  результате деятельности.

По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение  нескольких календарных лет тенденций  к его погашению или уменьшению - это наиболее вероятный признак  искажения показателей деятельности, и, чаще всего, с целью неполного  отражения в отчетности результатов  коммерческой деятельности.

3. Доля  вычетов по НДС от суммы  начисленного налога равна либо  превышает 89 % за 12 месяцев.

Рассчитывается  как отношение показателя «Общая сумма НДС, подлежащая вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6)» к показателю «Всего исчислено (раздел 3 стр. 180 гр. 6 Декларации по НДС)».

4. Опережающий  темп роста расходов над темпом  роста доходов от реализации  товаров (работ, услуг).

Дословная формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с  темпом роста доходов по данным налоговой  отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

Темп  роста рассчитывается как отношение  текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и  расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

5. Выплата  среднемесячной заработной платы  на одного работника ниже среднего  уровня по виду экономической  деятельности в субъекте Российской  Федерации.

Информацию  о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической  деятельности в городе, районе или  в целом по субъекту Российской Федерации  предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов  МНС РФ.

Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета  авансовых платежей по страховым  взносам в ПФ, т. к. она сдается  всеми организациями (и на УСН, и  на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются  ежеквартально. Из этого отчета берется  налоговая база. А среднесписочная  численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в  ПФ содержится просто количество работающих человек.

6. Неоднократное  приближение к предельному значению  установленных НК РФ величин  показателей, предоставляющих право  применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД).

В части  специальных налоговых режимов  принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, влияющих на исчисление налога для  налогоплательщиков, применяющих специальные  налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

Для ЕСХН – доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. Данные о сельскохозяйственной выручке берутся из декларации по ЕСХН, об общей выручке – из отчета о прибылях и убытках.

Для УСН:

-доля участия других организаций составляет не более 25 процентов (проверяется по реестру юридических лиц);

-средняя численность работников за налоговый (отчетный) период составляет не более 100 человек (проверяется по форме 4-ФСС). При приближении к этому критерию возможна проверка, в ходе которой чиновники будут искать недочеты в кадровых документах, особенно связанных с увольнением (возможное искажение численности персонала);

-остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составляет не более 100 млн. рублей (по сдаваемой отчетности проверку выполнить невозможно, в декларациях по УСН нет такого показателя, а баланс не сдается); налоговая может потребовать инвентарную ведомость основных средств;

-предельный размер доходов по итогам года не более 24,8 млн. рублей (проверяется по декларации УСН).

Для ЕНВД:

-площадь торгового зала магазина или павильона по каждому объекту организации розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;

-площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общественного питания составляет не более 150 кв. метров;

-количество имеющихся автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;

-общая площадь спальных помещений в каждом объекте, используемом для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.

Проверка  производится по данным представленной декларации, дополнительно могут  быть потребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учета путевых  листов и другие документы).

7. НДФЛ: Отражение индивидуальным предпринимателем  суммы расхода, максимально приближенной  к сумме его дохода, полученного  за год. 

При этом доля профессиональных налоговых вычетов (вычетов, связанных с профессиональной деятельностью) в общей сумме  их доходов превышает 83 %.

Достаточно  спорное соотношение: если для организаций  критерием риска налогового правонарушения является неоднократное получение  убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная  прибыль по итогам календарного года.

8. Построение  финансово-хозяйственной деятельности  на основе заключения договоров  с контрагентами-перекупщиками или  посредниками («цепочки контрагентов»)  без наличия разумных экономических  или иных причин (деловой цели).

В этом критерии налоговые органы ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В соответствии с этим Постановлением:

-налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции, проведенные не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

-налоговая выгода не может быть признана обоснованной и в случаях, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной деятельности.

9. Непредставление  налогоплательщиком пояснений на  уведомление налогового органа  о выявлении несоответствия показателей  деятельности.

Если  без уважительных причин вызванный в ИФНС налогоплательщик не даст своих пояснений о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках в своей налоговой декларации или о противоречивых, не соответствующих действительности и друг другу сведениях в документах, а также если он не внесет необходимые поправки в документы, этот факт очень насторожит налоговые органы.

10. Неоднократная  (2 и более раза) «миграция» между  налоговыми органами.

Уточнение: имеется в виду не смена адресов  вообще, а только случаи, когда юридическое  лицо как минимум дважды с момента  своей государственной регистрации  меняло адрес места нахождения в  момент проведения выездной налоговой  проверки, если смена адреса влекла изменение места постановки на учет (т. е. налогоплательщик становился на учет в другой ИФНС по своему новому адресу).

11. Отклонение  как минимум на 10 % уровня рентабельности  по данным бухгалтерского учета  от уровня рентабельности для  данной сферы деятельности по  данным статистики.

Информация о работе Налогообложение имущества организаций: порядок исчисления и оптимизация налоговых обязательств (На примере финансово-хозяйственной деят