Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки 

Республики  Казахстан

 

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Л.Н.ГУМИЛЕВА

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Налоговая система в РК: этапы становления и развития»

студента 2 курса, группы Ф-22 

NN

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

д.н, профессор

NN

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2013

Содержание

Введение

1 Сущность налоговой  системы и ее организация

    1. Понятие налоговой системы
    2. Этапы  формирования налоговой системы РК
    3. Принципы организации налоговой системы и ее элементы

2 Перспективы развития  налоговой системы РК

2.1 Оценка состояния НС  РК на современном этапе

2.2 Основные направления  в реформировании налоговой системы  РК

2.3 Возможность использования  опыта зарубежных стран в совершенствовании  налоговой системы

 

Заключение 

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

           На  Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

           С  другой стороны, правильное использование  предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью  налогов государство получает в  свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

           В  условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

          Именно  налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным  предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

           Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

  Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически  заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

Неуклонное  повышение роли налогов в социально-экономическом  развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени  зависит от решения все более  острых и чрезвычайно сложных  бюджетных проблем. Ведь главным  инструментом здесь во все времена  являлись и сегодня являются именно налоги.

Отсюда, столь пристальное неослабевающее внимание ученых-налоговедов и специалистов-аналитиков к вопросам дальнейшего совершенствования  теории и практики налогообложения.

Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное  изменение налоговых отношений  в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой  системы с одновременным преобразованием  прежнего механизма – системы  управления налогами, представляет собой  тоже систему, причем особую – экономическую.

Цель  курсовой работы состоит в том, чтобы  рассмотреть реформу налоговой  системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы  развития налогового обложения.

Объект  исследования – налоговая реформа  в Республике Казахстан.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-определить  экономическую сущность налогов  и их классификацию;

-рассмотреть  понятие и задачи налоговой  системы Республики Казахстан,  изучить роль и функции налоговой  системы государства в экономической  системе общества;

-провести  анализ налоговой системы Республики  Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;

-рассмотреть  основные проблемы и недостатки  налоговой системы Республики  Казахстан;

-рассмотреть  перспективы развития и пути  совершенствования налоговой системы  Республики Казахстан.

 

Глава 1 Сущность налоговой системы и ее организация

1.1 Понятие налоговой  системы

 

Любое государство может  существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще  говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций [1, C.177].

 

Рисунок 1 – Сущность налогов

 

Между тем, деньги являются продуктом сферы материального  производства, к которому государственная  деятельность, будучи по своей природе  разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как  и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно  общественно-полезный характер, не создают  того продукта, выразителем стоимости  которого выступают деньги.

В силу этого государство  вынуждено искать их где-то на стороне. Добывание государством денег составляет содержание такого элемента по финансовой деятельности, который принято именовать  «мобилизация денежных средств, необходимых  для обеспечения функционирования государства и создание денежных фондов государства».

Добывает себе государство  денежные средства различными способами: в одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве классического  примера которого выступают государственные  займы (как внутренние, так и внешние); в других случаях добывание денег  происходит путем их принудительного  изъятия, где не менее классическим примерам выступают налоги [1, C.189]

Налоги (в старину их называли "подати"), наряду с военной  добычей и пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания  государством себе денег. Известный  дореволюционный финансист П.П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания» [2, C.67]

Современный ученый  М.Т. Оспанов правильно, на мой взгляд, усматривает в «канонизированной почти на два тысячелетия христианской и мусульманской религиями достославной десятине» зородышную форму современного налогообложения, отмечая при этом, что в «условиях, когда государство в совершенном виде еще не существовало и зачаточные формы государственной организации проявились у одних народов в виде патриархально организованных объединений (германские племена), у других управляющихся олигархиями городов-государств (греческий мир и Аппенинский полуостров), у третьих теократических династий (Египет и Передний полуостров), об общегосударственных законах здесь говорить не приходится: их вполне заменяли тогда неписаные, но от этого не менее строгие, законы религиозных общин» [3, C.13].

Налоги являются основным источником существования государства  и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует  свою налоговую систему, которая  включает в себя совокупность налогов  различного вида.

Понятие «налоговая система» относится к наиболее сложным  проблемам юридической и экономической  наук. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного  понятия, до сих пор, отсутствует  единое научно обоснованное понимание  ее сущности.

Рисунок 2 – Основные (базовые) элементы, включенные в понятие налоговой  системы

В экономической литературе встречаются различные определения  налоговой системы, которые собственно различаются между собой только лишь полнотой включения ее отдельно составных частей. Существует мнение, что налоговая система определяется как совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм методов их построения.

Известный экономист М.Г. Оспанов [3, C.13] дал свое определение налоговой системы: «Законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием плательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета, а также составляющих в совокупности систему управления налогами соответствующих положений»

Ученый-юрист, доктор юридических наук Н.И Химичева приходит к выводу, что удачнее было бы вместо условного термина «налоговая система применение выражения "система налогов и сборов". В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах и, во-вторых, о различающихся между собой платежах» [4, C.85] .

Другой ученый-экономист Кучерявенко Н.П является одним из первых ученых, предложивших рассматривать налоговую систему, как понятие более широкое по сравнению с ее легальным (законодательно утвержденным)  определением. В своей работе, посвященной налоговому праву, он отмечал: «Налоговая система является наиболее емкой и включает: а) налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; б) налоговые органы... осуществляющие налоговый контроль; в) налоговых представителей, которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитать, удержать и перечислить в бюджет налоги с дохода; г) налоговую полицию, обеспечивающую экономическую безопасность государства; теоретические положения ученых и практиков в сфере налогообложения» [5, C.42].

Известный специалист в области  налогового права и налогообложения, кандидат юридических наук  А.В. Брызгалин определяет налоговую систему как взаимосвязанную «совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер» [6, C.58].

В рассматриваемом плане  интересное определение налоговой  системы предложил  И.И. Кучеров, по мнению которого «в широком смысле налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы включаются не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых возникают указанные отношения, но также налогооблагающие субъекты, т.е. лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и некоторые др. Все эти элементы пребывают в постоянной и неразрывной взаимосвязи» [7, C.82]. 

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития