Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы
С объектом налогообложения связано «источник» налогообложения. В отдельных случаях оно может совпадать с объектом налогообложения (налог на прибыль), но в большинстве случаев объект узкий от источника. С объектом налогообложения связывается количество налогов. При выборе объектов налогообложения учитываются и экономические, и политические, и социальные факторы общества.
Источники уплаты налогов зависят:
*с одной стороны - от объектов налогообложения (что облагается?);
*с другой стороны -
от субъектов налогообложения,
то есть тех, кто платит
Так, у физических лиц один источник уплаты налогов - доход, который они получили в результате своей деятельности. Причем это не зависит от того, какие налоги уплачиваются - прямые или косвенные (опосредованные).
Юридические лица имеют два источника уплаты налогов - прибыль (доход) и издержки производства (себестоимость).
Налоговые ставки – определенная
доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая
перечислению в бюджет в виде налога,
то есть налоговые ставки устанавливаются
обычно в процентах к сумме
дохода (имущества) на основе прогрессивной
шкалы. По мере роста суммы дохода
(имущества), подлежащего обложению
налогом, растет и его доля, изымаемая
в бюджет. Величина налоговых ставок
может быть пересмотрена правительством
в случае, если размеры налоговых
изъятий не соответствует целям
и задачам экономической
Тенденция к повышению
налогов характерна для сильных
централизованных государств, стремящихся
сконцентрировать в своих руках
как можно больший объём
Налоговая сетка – законодательно
закрепляет долю дохода, выраженную в
процентах, подлежащих перечислению в
бюджет в зависимости от его величины.
Необходимо особо подчеркнуть что
налоговая сетка
Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой [23, C.228]. В случае налогов на доходы её можно называть налогооблагаемым доходом (прибылью). Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Льготы позволяют вычитать из валового дохода определённые суммы, не подлежащие обложению налогом. В результате таких операций облагаемый доход (налоговая база) оказывается меньше валового дохода на величину налоговых льгот. Определение суммы облагаемого дохода позволяет подсчитать размеры налога. Для этого необходимо применить налоговую ставку к облагаемому доходу. Исчислить налог, значит применить налоговую ставку к облагаемому доходу (налоговой базе). Уменьшение налоговых поступлений в бюджет происходит не только за счёт официальных налоговых льгот, но и в результате прямого уклонения от уплаты налогов. Это стремление характерно как для крупного, так и для мелкого бизнеса. Серьёзную проблему для властей представляет сокрытие факта предпринимательской деятельности значительной частью мелких и средних предприятий, представляющих собой так называемую «скрытую экономику». В результате того, что многие деловые операции не регистрируются, недоплачивается значительная часть соответствующего налога.
И наконец, органы налоговой
службы - состоят из налоговых органов
и органов налоговой полиции.
В свою очередь, они подразделяются
на уполномоченных государственных
органов и территориальных. К
территориальным налоговым
Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.
На налоговые органы возлагается
задача по обеспечению полноты
В условиях рыночных отношений
возникает постоянная потребность
изменений структуры областных
налоговых комитетов. В настоящее
время в каждом областном комитете
без налоговой полиции числится
в среднем от 70 до 100 человек. При
этом под их непосредственным контролем,
как правило, находится незначительное
количество налогоплательщиков. В этом
аспекте возникает потребность
переноса центра тяжести в работе
комитета на районный уровень. Поэтому
происходит бесконечное сокращение
штатов, растет неуверенность работников
в завтрашнем дне. В структуре
областного аппарата налогового комитета
необходимо не более 40-50 человек, максимально
использовать компьютерные возможности.
И, наоборот, значительно увеличить
численность районных подразделений,
где сосредоточен основной объем
работы с конкретными людьми и
где приходится отвечать на вопросы,
на которые никакой компьютер
ответить пока не в состоянии. По мере
просвещения налогоплательщиков и
на этом уровне станет возможным замена
архаичных расчетных функций
теми же компьютерными программами,
что в целом и наблюдалось
в странах развитого рынка.
Областной аппарат налогового комитета
не должен заниматься частой проверкой
низовых комитетов. Основным, приоритетным
направлением в его работе должно стать
оказание консультационно-методической
и практической помощи низовым звеньям
по законному применению налогового законодательства.
Исключения могут быть лишь при проведении
комплексных проверок организации контрольно-экономической
работы, осуществляемой один раз в два
года. Районные же подразделения налогового
комитета не должны отвлекаться от выполнения
своих основных функций.
Оценка эффективности деятельности контролирующих органов становится важнейшим критерием, по которому позволяет получить сравнение и эффективное развитие всей экономики на долговременной основе. Исходя из этого предлагается ориентировочная система такой оценки и стимулирования контролирующих органов для усиления партнерства с налогоплательщиками.
Рисунок 9 – Оценка эффективности
деятельности контролирующего органа
на основе партнерства с
Реалии современного экономического
развития Республики Казахстан, а также
роль и место налоговых отношений
в общей системе социально-
Графически распределение объективно необходимого экономического инструментария реализации налоговой политики представлено на рисунке 10.
Рисунок 10 - Распределение экономического инструментария реализации налоговой политики (соотношения условные)
(Примечание - составлено автором)
ГЛАВА 2 Реформирование структуры налогов
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.
Принятая Конституция
Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.
Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.
Самым крупным недостатком нынешней
налоговой системы является чрезмерное
преобладание в ней фискальной направленности.
Все другие функции налоговой
системы не выполняются вообще. Высокий
уровень налогового давления на налогоплательщика,
чрезмерность налогового пресса для
законопослушных
Завышенная совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:
Другими словами, налоговая система
требует коренного
В Казахстане в настоящее время введена упрощенная система определения налоговой базы и введения налогового учета.
Мной был проведен анализ изменений в части налоговых ставок в налоговом законодательстве с 2002 по 2014 годы. Данные таблицы 2 характеризуют поэтапное снижение налоговых ставок.
Таблица 2 - Изменения налоговых ставок основных видов налогов
периоды |
КПН |
НДС |
ИПН |
Социальный налог |
Налог на имущество |
2002 |
30% |
16% |
по прогрессивной шкале с 5 % до 20% |
по регрессивной шкале с 20% до 7%; за иностранных специалистов с 11% до 5%. |
1% |
2003 |
30% |
16% |
по прогрессивной шкале с 5 % до 20% |
по регрессивной шкале с 20% до 7%; за иностранных специалистов с 11% до 5%. |
1% |
2004 |
30% |
15% |
по прогрессивной шкале с 5 % до 20% |
по регрессивной шкале с 20% до 7%; за иностранных специалистов с 11% до 5%. |
1% |
2005 |
30% |
15% |
по прогрессивной шкале с 5 % до 20% |
по регрессивной шкале с 20% до 7%; за иностранных специалистов с 11% до 5%. |
1% |
2006 |
30% |
15% |
по прогрессивной шкале с 5 % до 20% |
по регрессивной шкале с 20% до 7%; за иностранных специалистов с 11% до 5%. |
1% |
2007 |
30% |
14% |
10% |
по регрессивной шкале с 20% до 7%; за иностранных специалистов с 11% до 5%. |
1% |
2008 |
30% |
13% |
10% |
по прогрессивной шкале с 13% до 5%. |
1% |
2009 |
20% |
12% |
10% |
11% |
1,5%* |
2010 |
20% |
12% |
10% |
11% |
1,5%* |
2013 |
17,5% |
12% |
10% |
11% |
1,5%* |
2014 |
15% |
12% |
10% |
11% |
1,5%* |
Примечание - Составлено автором |
Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития