Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

С объектом налогообложения  связано «источник» налогообложения. В отдельных случаях оно может  совпадать с объектом налогообложения (налог на прибыль), но в большинстве  случаев объект узкий от источника. С объектом налогообложения связывается количество налогов. При выборе объектов налогообложения учитываются и экономические, и политические, и социальные факторы общества.

Источники уплаты налогов  зависят:

*с одной стороны - от  объектов налогообложения (что  облагается?);

*с другой стороны - от субъектов налогообложения,  то есть тех, кто платит налоги.

Так, у физических лиц  один источник уплаты налогов - доход, который они получили в результате своей деятельности. Причем это не зависит от того, какие налоги уплачиваются - прямые или косвенные (опосредованные).

Юридические лица имеют два  источника уплаты налогов - прибыль (доход) и издержки производства (себестоимость).

Налоговые ставки – определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога, то есть налоговые ставки устанавливаются  обычно в процентах к сумме  дохода (имущества) на основе прогрессивной  шкалы. По мере роста суммы дохода (имущества), подлежащего обложению  налогом, растет и его доля, изымаемая  в бюджет. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры налоговых  изъятий не соответствует целям  и задачам экономической стратегии  государства, по отношению к развитию экономики. Их изменения могут осуществляться в сторону повышения, если правительство  ставит целью увеличить приток средств  в государственную казну и  изъять средства у предприятий и  населения. Величина налоговых ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах поскольку их изменение  оказывает непосредственное влияние  на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные  интересы всех слоёв населения.

Тенденция к повышению  налогов характерна для сильных  централизованных государств, стремящихся  сконцентрировать в своих руках  как можно больший объём финансовых ресурсов с целью последующего воздействия  через бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода имеется государством в качестве налогов, тем меньше стимулов к её получению. Чрезмерно высокие налоговые  ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически  ведёт к падению доходов и  соответственно, к сокращению средств  поступающих в бюджет в качестве налогов.

Налоговая сетка – законодательно закрепляет долю дохода, выраженную в  процентах, подлежащих перечислению в  бюджет в зависимости от его величины. Необходимо особо подчеркнуть что  налоговая сетка устанавливается  на основе принципы прогрессивного обложения, когда больший доход обкладывается  по более высокой ставке. В результате по мере роста доходов в них  растёт доля, изымаемая в качестве налога. При прогрессивной системе  построения налоговых ставок с ростом доходов всё большая часть  их денежного выражения поглощается бюджетом. Предельным случаем является ситуация, когда весь доход, получаемый сверх какого – либо определённого уровня, может быть перечислен в бюджет. Если речь идёт о прибыли, то в итоге по мере роста доходности предприятия и достижения прибылью какого-либо предела, заинтересованность предприятия в повышении эффективности своей работы ослабляется, а затем и вовсе исчезает. Эта зависимость вынуждает тщательно разрабатывать прогрессивные ставки налогообложения для каждой категории доходов.

Во многих странах сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой [23, C.228]. В случае налогов на доходы её можно называть налогооблагаемым доходом (прибылью). Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Льготы позволяют вычитать из валового дохода определённые суммы, не подлежащие обложению налогом. В результате таких операций облагаемый доход (налоговая база) оказывается меньше валового дохода на величину налоговых льгот. Определение суммы облагаемого дохода позволяет подсчитать размеры налога. Для этого необходимо применить налоговую ставку к облагаемому доходу. Исчислить налог, значит применить налоговую ставку к облагаемому доходу (налоговой базе). Уменьшение налоговых поступлений в бюджет происходит не только за счёт официальных налоговых льгот, но и в результате прямого уклонения от уплаты налогов. Это стремление характерно как для крупного, так и для мелкого бизнеса. Серьёзную проблему для властей представляет сокрытие факта предпринимательской деятельности значительной частью мелких и средних предприятий, представляющих собой так называемую «скрытую экономику». В результате того, что многие деловые операции не регистрируются, недоплачивается значительная часть соответствующего налога.

И наконец, органы налоговой  службы - состоят из налоговых органов  и органов налоговой полиции. В свою очередь, они подразделяются на уполномоченных государственных  органов и территориальных. К  территориальным налоговым органам  относятся налоговые комитеты по областям, районам, городам и районам  в городах. К территориальным  органам налоговой полиции относятся  управления налоговой полиции по областям, городам Астана и Алматы, межрайонные (региональные) отделы налоговой  полиции или отделы налоговой  полиции по районам, городам и  районам в городах.

Территориальные органы налоговой  службы подчиняются непосредственно  по вертикали вышестоящему органу налоговой  службы и не относятся к местным  исполнительным органам.

На налоговые органы возлагается  задача по обеспечению полноты поступления  налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности  перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению  налогового контроля за исполнением  налогоплательщиком налоговых обязательств. На органы налоговой полиции возлагается задача по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, с целью сокрытия или занижения доходов, уклонения от исполнения налоговых обязательств в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Конечно, основной задачей налоговой службы на всех уровнях является обеспечение доходной части бюджета. Однако нельзя развивать экономический и в частности, налоговый инструментарий с позиций одного дня.

В условиях рыночных отношений  возникает постоянная потребность  изменений структуры областных  налоговых комитетов. В настоящее  время в каждом областном комитете без налоговой полиции числится в среднем от 70 до 100 человек. При  этом под их непосредственным контролем, как правило, находится незначительное количество налогоплательщиков. В этом аспекте возникает потребность  переноса центра тяжести в работе комитета на районный уровень. Поэтому  происходит бесконечное сокращение штатов, растет неуверенность работников в завтрашнем дне. В структуре  областного аппарата налогового комитета необходимо не более 40-50 человек, максимально  использовать компьютерные возможности. И, наоборот, значительно увеличить  численность районных подразделений, где сосредоточен основной объем  работы с конкретными людьми и  где приходится отвечать на вопросы, на которые никакой компьютер  ответить пока не в состоянии. По мере просвещения налогоплательщиков и  на этом уровне станет возможным замена архаичных расчетных функций  теми же компьютерными программами, что в целом и наблюдалось  в странах развитого рынка. 
Областной аппарат налогового комитета не должен заниматься частой проверкой низовых комитетов. Основным, приоритетным направлением в его работе должно стать оказание консультационно-методической и практической помощи низовым звеньям по законному применению налогового законодательства.  Исключения могут быть лишь при проведении комплексных проверок организации контрольно-экономической работы, осуществляемой один раз в два года. Районные же подразделения налогового комитета не должны отвлекаться от выполнения своих основных функций.

Оценка эффективности  деятельности контролирующих органов  становится важнейшим критерием, по которому позволяет получить сравнение  и эффективное развитие всей экономики  на долговременной основе. Исходя из этого  предлагается ориентировочная система  такой оценки и стимулирования контролирующих органов для усиления партнерства с налогоплательщиками.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 – Оценка эффективности  деятельности контролирующего органа на основе партнерства с налогоплательщиками

Реалии современного экономического развития Республики Казахстан, а также  роль и место налоговых отношений  в общей системе социально-экономических  отношений обусловливают необходимость  рассматривать налоговую политику как механизм согласования экономических  интересов различных субъектов  налоговой политики: республиканского уровня, регионального (местного), а  также хозяйствующих субъектов.

Графически распределение  объективно необходимого экономического инструментария реализации налоговой  политики представлено на рисунке 10.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 10 - Распределение экономического инструментария реализации налоговой политики (соотношения условные)

(Примечание - составлено  автором)

ГЛАВА 2 Реформирование структуры налогов

2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе

С момента введения ныне действующей  налоговой системы прошло более  трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли  огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс  перехода экономики Казахстана к  рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая  система пока не стала действенным  инструментом повышения эффективности  экономики Казахстана.

Принятая Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах [24, C.16]. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости  по-новому подойти к проблеме анализа  и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Анализ показывает, что действующая  налоговая система обладает целым  рядом существенных недостатков. Она  с самого начала не соответствовала  экономической обстановке в стране.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой  системы не выполняются вообще. Высокий  уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для  законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют  абсолютно разрушительную роль. В  самом начале перестройки экономической  и налоговой политики были введены  завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая  ставка.

Завышенная совокупная налоговая  ставка приведет к негативным последствия:

  • спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
  • тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
  • утечке капиталов за рубеж;
  • криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

Другими словами, налоговая система  требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии  коренного изменения курса экономических  реформ.

В Казахстане в настоящее время  введена упрощенная система определения  налоговой базы и введения налогового учета.

Мной был проведен анализ изменений в части налоговых ставок в налоговом законодательстве с 2002 по 2014 годы. Данные таблицы 2 характеризуют поэтапное снижение налоговых ставок.

 

Таблица 2 - Изменения налоговых  ставок основных видов налогов

 

периоды

КПН

НДС

ИПН

Социальный  налог

Налог на имущество

2002

30%

16%

по  прогрессивной шкале  с 5 %  до 20%

по  регрессивной  шкале  с 20% до 7%;

за  иностранных специалистов с 11% до 5%. 

1%

2003

30%

16%

по  прогрессивной шкале  с 5 %  до 20%

по  регрессивной  шкале  с 20% до 7%;

за иностранных специалистов с 11% до 5%. 

1%

2004

30%

15%

по  прогрессивной шкале  с 5 %  до 20%

по  регрессивной  шкале  с 20% до 7%;

за иностранных специалистов с 11% до 5%. 

1%

2005

30%

15%

по  прогрессивной шкале  с 5 %  до 20%

по  регрессивной  шкале  с 20% до 7%; за иностранных специалистов с 11% до 5%. 

1%

2006

30%

15%

по  прогрессивной шкале  с 5 %  до 20%

по  регрессивной  шкале  с 20% до 7%;

за иностранных специалистов с 11% до 5%. 

1%

2007

30%

14%

10%

по  регрессивной  шкале  с 20% до 7%;

за иностранных специалистов с 11% до 5%.

1%

2008

30%

13%

10%

по  прогрессивной шкале с 13% до 5%.

1%

2009

20%

12%

10%

11%

1,5%*

2010

20%

12%

10%

11%

1,5%*

2013

17,5%

12%

10%

11%

1,5%*

2014

15%

12%

10%

11%

1,5%*

Примечание - Составлено автором

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития