Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

2. Достижения определенной  справедливости в налогообложении,  а именно:

- обеспечение социальной  защиты малоимущих;

- создание единой шкалы  налогообложения независимо от  источника получения дохода;

- учет национальных и  территориальных интересов государства;

- стремление к творческому  использованию мирового опыта  построения системы налогообложения.

В соответствии с этими  целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым  стандартам.

Второй этап становления налоговой системы - с июля 1995 года по 1998 год. Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. 
В этот период количество налогов сократилось до 11 [16, C.45]. Они были подразделены на общегосударственные и местные налоги. С 1996 года внесены более 30 изменении дополнения в Закон «О налогах и других обязательных платежах бюджет». 

Введением в действие Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»  был сделан первый важный шаг к созданию действительно  цивилизованной и эффективной налоговой  системы. Так, вместо действовавших  в Республике Казахстан 45 видов налогов  и сборов и еще 6 видов отчислений в, так называемые целевые фонды, осталось 19 видов налогов и сборов.

Во избежание уклонения  от налогов при применении предприятиями  трансфертных цен был введен механизм корректировки облагаемого дохода налогоплательщика на разницу в  этих ценах. Для стимулирования процессов  акционирования предприятий было установлено  окончательное налогообложение  у источника выплаты дивидендов по единой льготной ставке 15 процентов, а их сумма учитывалась как  в составе совокупного дохода предприятия, так и в составе  вычетов [17, C.65]. В целях повышения инвестиционных стимулов, заинтересованности в обновлении парка основных средств и совершенствовании производства было предусмотрено увеличение норм амортизации и сокращение затрат, упрощенный порядок их расчета.

Казахстан первым из стран  СНГ разработал и ввел прогрессивное  налоговое законодательство [18, C.418]. Важным отличительным нововведением стала отмена с июля 1997 года кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений. Данный переход был обусловлен тем, что существовавший кассовый метод приводил к искажению данных в налоговом учете и, соответственно, к искажению налогооблагаемой базы, так как доходы исчислялись по кассовому методу, а вычеты формировались по методу начислений. Введение метода начислений способствовало усилению финансовой дисциплины и созданию условий для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем – и для отказа от них. Так, если в 1997 году доля неденежных расчетов с бюджетом по налоговым и неналоговым поступлениям составляла 8,43%, в 1998 году – уже 0,16 %, то, начиная с 1999 года, все расчеты с бюджетом в республике производятся «живыми деньгами».

Третий этап (с 1998 года по 2009 год): разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, является достаточно оптимальной.

Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших  частей:

1. Общая

2. Особенная

3. Налоговое администрирование

Общая часть – «конституция»  налогового законодательства. В ней  четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены  жесткие принципы, в соответствии, с которыми любые изменения в  законодательстве могут допускаться  только с принятием бюджета, а  вводиться в действие с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка. Данные принципиальные положения должны стать основной налогового законодательства в общей части, которая не должна претерпевать никаких существенных изменений в последующие годы. 
Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности, и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения. В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы. Очень сложно говорить на сегодняшний день о четкой формулировке всех положений и требований по данному разделу, так как назревает второй этап правовой реформы.

Многие аспекты Гражданского кодекса, его Особенной части, других законов, регулирующих отдельные сферы  хозяйственной жизни нашего общества, в ближайшие 2-3 года не могут не претерпевать существенных изменений. Это, несомненно, найдет отражение и в процессуальных взаимоотношениях между налогоплательщиками  и государством, особенно в процесс  апелляции.

И, наконец четвертый этап (с 2009 г по наши дни), характеризующийся введением систематических периодических  изменений, внедрением автоматизации в систему налогообложения. Четвертый этап, начало которого можно датировать 2002 г., связан с введением подготовленного проекта нового Налогового кодекса, имеющего следующие черты:

-ясное и непротиворечивое  экономическое определение и  юридическое оформление социально  – экономических проблем и  налоговых инструментов для их  использования;

-четкое представление  источников бюджетных средств  и их использования;

-определение направления  и оценка эффективности финансирования  социально – экономических программ;

-организация рационального  использования имеющихся в распоряжении  налоговых служб инструментов;

-растущий профессионализм  представителей законодательной  и исполнительной власти.

В целом, четвертый этап налоговой реформы существенно приближает налоговую систему Казахстана к мировой практике, несет в себе больший инвестиционный потенциал, позволяющий построить транспарентную систему налогового администрирования.

    1. Принципы организации налоговой системы и ее элементы

В основе налоговой системы  лежит налогообложение, при установлении и осуществлении которого государственные  органы должны руководствоваться общепризнанными  принципами, обеспечивающими реализацию и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Сформулированные еще А.Смитом 4 основных принципа построения налоговой системы, определенным образом модернизированные, используются до настоящего времени [20, C.290]. Это: принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику; принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика; принцип экономичности, заключающийся в минимизации издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Рисунок 6 – Основные принципы налоговой системы

 

Все эти принципы могут  быть классифицированы в 3 группы [21, C.365]:

Рисунок 7 – Классификация  принципов налоговой системы

 

По Налоговому Кодексу  РК  принципы налоговой системы  следующие:

  • публичность налогообложения;
  • справедливость налогообложения;
  • равенство налогоплательщиков;
  • единство налоговой системы Республики;
  • законодательная форма установления налогов;
  • определенность налога.

Принцип справедливости - основной принцип Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который  рассматривается в двух аспектах. Первый из них – достижение так  называемого «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях. Второй – соблюдение «вертикального равенства» перед законом обязательств налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся  в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Практически это означает, что в настоящее время обложение  доходов физических лиц производится с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале [22, C.184]. Принцип справедливости предполагает всеобщность и равное налогообложение, так как статья 35 Конституции РК, которая установила обязанность каждого платить налоги, распространяется на всех лиц на территории страны, являющихся налогоплательщиками. При этом недопустимо установление дополнительных или превышающих ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождение налогоплательщика и иных неправовых оснований.

Следующими по значимости основополагающими принципами реформирования налоговой системы являются ее максимальная простота, экономическая нейтральность  налогообложения, минимизация и  сопоставимость налоговых ставок.

Принцип законодательной  формы установления налогов предполагает установление их законом, принятым законодательным  органом в соответствии с Конституцией и общими принципами налогообложения. Недопустимы дополнительные местные  налоги и сборы, не предусмотренные  законом. Один и тот же объект не может облагаться налогом одного вида более одного раза за определенный период времени.

Принцип определенности налога имеет важное значение в целях  предотвращения нарушения равенства  граждан перед законом в части  налоговых отношений. Налоговый  закон должен быть конкретным, содержать  существующие элементы налоговых обязательств, его нормы должны быть действительно  нормами прямого действия. Ясность  формулировок, не допускающая двусмысленного толкования нормы налогового закона, является гарантией охраны прав налогоплательщиков.

Как и любая другая система, налоговая система - это целостное  явление, состоящее из отдельных  частей, элементов. Они объединены общими сущностными признаками, целями и  задачами, а также находятся в  определенной соподчиненности между  собой. Важнейшим элементом налоговой  системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых  государством с юридических и  физических лиц различных видов  налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система - более сложное явление. Организация  налоговых отношений есть результат  действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных  органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным  элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью  исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных  актах государства. Они устанавливают  конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. В РК согласно Закону «О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет» к ним относятся:

Рисунок 8 – Элементы налоговой  системы РК

 

Субъект налогообложения  является одним из важных элементов  системы налогообложения, так как  при организации налоговой работы прежде всего должен быть установлен налогоплательщик. Это значит, что  нужно точно знать, кто и какой  налог должен вносить, то есть какие  обязательства каждый субъект налогообложения  должен выполнять перед государством. Следовательно, без установления субъектов  налогообложения невозможны ни сбор налогов, ни контроль за их поступлением в бюджет. Поэтому субъектом налогообложения считается физическое или юридическое лицо, на которое согласно законодательству возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи.

Субъект налогообложения  тесно связан с понятием налогоплательщик. Однако по экономической сути эти  понятия не идентичны. Понятие субъект  налогообложения и плательщик налога совпадают только для физических лиц. Для юридических лиц эти  понятия не идентичны, так как  субъект налогообложения - это тот, кто платит налоги, тогда как налогоплательщик - это лицо, которое реально несет  на себе налог (потребитель).

В правовом отношении субъекты налогообложения делятся на резидентов и нерезидентов. Такое разделение осуществляется по критерию места жительства (нахождения) субъектов налогообложения.

Субъекты налогообложения  представляют налоговую базу. При  прочих равных условиях, чем шире налоговая  база, тем больше налоговых поступлений. Поэтому каждое государство старается  иметь максимально широкую базу налогообложения, то есть пытается добиться того, чтобы налоги платили все.

Основной обязанностью субъектов  налогообложения является своевременная  уплата в установленных размерах налогов и налоговых платежей. Через субъектов налогообложения  в практическом плане реализуется  налоговая политика. Поэтому юридическое  оформление налоговой системы и  налогового механизма осуществляется из расчета на субъектов, на их восприятие.

Объекты налогообложении - то, что  подлежит налогообложению тем  или иным налогом. При внедрении  объекта налогообложения, они должны отвечать определенным требованиям, то есть:

- быть стабильными,

- поддаваться четкому  измерению и учету,

- иметь непосредственное  отношение к плательщику,

- отражать максимальной  степени именно его влияние  на данный объект.

Согласно этому объектом налогообложения могут быть:

  • лица,
  • предметы потребления,
  • общий доход,
  • отдельные источники доходов,
  • имущество плательщика,
  • моменты перехода имущества.

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития