Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

Таким образом, 21 миллиард поступлений и 9 миллиардов изъятий в пользу бюджета. В тоже время активы Фонда размещаются в зарубежные финансовые инструменты (только в 2012 году - 12  миллиардов долларов США). Это значит главные налоговые поступления проходят сквозь нашей экономики и оседают, наверно, в облигациях США (пока самые надежные с мире).  Самое неприятное, что хотя это и относительно надежно, но это чужая экономика, а наша экономика загибается от высоких ставок фондирования.

Главный вывод: В Казахстане два основных направления налоговых поступлений: бюджет и Фонд. Общий плановый доход бюджета в 30 миллиардов долларов США.  Из этих 30 миллиардов в бюджет 9 миллиардов датируется из Фонда, остальные 21 миллиарда сформированы из налоговых поступлений других гораздо более мелких нефтяных, нефтесервисных, просто сервисных компаний, квазигосударственных банков и компаний в сфере развлечений.  Только 15 крупных нефтяных компаний (список данных компаний показан в приложении 3), можно сказать, приносят 21 миллиард долларов США и идут в Фонд.  Затем, из Фонда они датируют 30 процентов бюджета (а если провести детальный анализ и проверить налогообложение нефтесервисных компаний, которые работают на этих гигантов, то, возможно, все 50-60% бюджета) [28, C.57].

Таким образом, очевидно, что наш  Фонд и половина бюджета - это только благодаря нефти.  Фонд – это наша хоть какая-то подушка  безопасности при кризисе.  Однако, следовало бы провести независимый аудит данного Фонда, чтобы не оказалось, что это пшик. В результате, очевидно, что нефть – это наше все, за счет этого мы все с вами живем в Казахстане относительно успешно в сравнении с Таджикистаном или Киргизией.

Увеличение поступлений по итогам 1-го полугодия 2003 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года в разрезе отраслей по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, наблюдается по следующим отраслям:

·добыча сырой нефти и  природного газа – на 124%;

·производство пищевых продуктов  – на 25,2%;

·производство табачных изделий  – на 2,7%;

·производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов – на 24%;

·металлургическая промышленность и производство готовых металлических  изделий – на 25,6%;

·производство и распределение  электроэнергии, газа и воды – на 4%.

В разрезе видов налогов  увеличение поступлений наблюдается  по:

·  корпоративному подоходному налогу – на 67,4%;

·  бонусам – на 69%;

·  акцизам – на 8,4%;

Снижение поступлений  наблюдается по индивидуальному  подоходному налогу - 1%.

2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК

 

Для экономики развивающихся стран  при проведении в них налоговых  реформ немаловажным является и вопрос достижения оптимального баланса фискально-распределительной  и стимулирующей функций вводимых ими налоговых систем. Вот здесь  как раз в разрезе рассматриваемой  нами темы и возникает больше всего  сложных проблем.

Одной из первостепенных среди них является проблема налогового регулирования  доходов для стимулирования роста  сбережений населения, с одной стороны, и инвестиции, - с другой (в той  степени как первые по мере накопления являются источником вторых). Ведь это  не только взаимосвязано между собой (между указанными показателями существует прямая зависимость), но и ведет к  более высокому соотношению капитала и активов, капитала к труду, повышению  дохода на душу населения.

Важнейшей отраслью экономики и источником пополнения государственной казны  служат розничная торговля и общественное питание. Как отмечалось выше, розничный  товарооборот несколько снизился. Его  динамика определяется уменьшением  платежеспособного спроса населения. Вследствие финансового кризиса  снизились реальные располагаемые  доходы граждан. Начала улучшаться и  его структура, что выразилось в  уменьшении удельного веса продовольственных  товаров. Позитивно сказываются  и меры, предпринимаемые по борьбе с теневой экономикой в сфере  оптовой и розничной продукции.

Примерно  такая же картина, как в торговле, только в меньших масштабах наблюдается  на рынке услуг. Снижение платежеспособного  спроса сразу после кризиса и  постепенное оживление, которому в  этой сфере весьма способствует наличие  реальной конкуренции. Более трети  услуг в настоящее время оказывается  населению предприятиями различных  негосударственных форм собственности  и более четверти услуг оказывается  частными индивидуальными предпринимателями.

Серьезные проблемы остаются в финансовой среде. Несмотря на, то что увеличилась  прибыльность предприятий, о том  безусловно свидетельствуют суммы  налоговых поступлений в бюджетную  систему страны, взаимная задолженность, не снижается. Растут и недоимки перед  бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Вследствие низкой расчетной дисциплины предприятия  и организации не могут в полной мере восстановить свои оборотные фонды, утраченные в период обострение кризиса. По этим же причинам остается чрезвычайно  низкой инвестиционная активность. Отсутствие финансовых ресурсов предприятий приводит к увеличению доли бартерных операции, к выплате заработной платы работникам не деньгами, а продукцией предприятий. В итоге снижается прибыль, недопоступают  в бюджет налоги на прибыль предприятий  и организации и подоходный с физических лиц. Все это приводит к нарушению ритмичного производственного процесса.

Одним из основных критериев состояния  социально-экономического развития государства  являются реальное поступление налогов  и сборов бюджет, дополненное неналоговыми источниками доходов.

В настоящее  время перед страной стоит  задача закрепить и развить позитивные тенденции, проявившиеся в экономике. Особая роль принадлежит налоговой  системе, где должны быть найдены  оптимальные пропорции прямых и  косвенных налогов,  налогов с  юридических и с физических лиц, налогов на прибыль и на капитал, федеральных и местных налогов.

С помощью  налоговой системы можно проводить  протекционистскую экономическую  политику или обеспечить политику фритредерства, то есть свободы товарному рынку. Путем определения государственных  приоритетов можно, используя дифференцированные налоговые ставки и налоговые  льготы, придавать производству желаемое направление. Наконец, налоги создают  основную часть государственных  доходов, а также доходов региональных и местных бюджетов, обеспечивая  тем самым возможность воздействовать на экономику через расходную  часть бюджета.

Налоговое воздействие на развитие экономики  может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Подобная необходимость  порой возникает для регулирования  развития местностей с высокой концентрацией  производства и населения. Чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности и населения может привести к  резкому обострению проблем сохранения окружающей природной среды, энерго – и вообще ресурсообеспечения и  т.д.

В основе ограничивающих мер лежит дополнительное налогообложение, отмена налоговых  льгот и лицензирование предпринимательской  деятельности. Проблемы экологии и  сохранения ландшафта во всех странах  решаются обычно через налоги.

- Основные  нововведения кодекса вытекают  из приоритетов, обозначенных  в Послании главы государства  и базируются на трех главных  целевых критериях:

снижение  налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики 

снижение  административных барьеров 

повышение эффективности налогового администрирования.   

Снижение нагрузки. В связи с этим при разработке Налогового кодекса важно было решить такие задачи, как максимальное включение в него основных положений действующих нормативных правовых актов и документов разъяснительного характера по налогообложению, а также упрощение налоговых процедур.

Так, с целью снижения общей налоговой  нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение трех лет, снижение ставки корпоративного подоходного налога до 15 процентов.

Ставка  налога на добавленную стоимость  с 2009 года равна 12 процентам. Это сделало  казахстанскую ставку НДС одной  из самых низких в мире среди стандартных  ставок этого налога. При этом начиная  с 2009 года предусматривается поэтапный  переход на возврат всего превышения суммы НДС.

В новом  Налоговом кодексе предусмотрен переходный период по унификации ставок на алкогольные виды продукции отечественного производства и импортируемые с 2012 года, а на табачную продукцию - начиная  с 2011 года [29, C.23].

В рамках реформирования социального налога предусмотрен переход от действующей  регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале  со ставкой 11 процентов.

Также предусмотрено реформирование блока  имущественных налогов, а именно - налогов на имущество и транспортные средства.

Для оптимизации форм налоговой отчетности (ФНО) Налоговым кодексом установлены  требования к содержанию таковой  по основным видам налогов - корпоративному и индивидуальному подоходным налогам, социальному налогу и НДС. 

Сокращение форм отчетности. При этом значительно сокращена налоговая отчетность за счет исключения дополнительных форм к декларациям и расчетам. Исключаемые из форм налоговой отчетности сведения будут содержаться в налоговых регистрах, которые налогоплательщик составит самостоятельно с целью обобщения и систематизации информации. Налоговые регистры будут предъявляться по требованию налогового органа только при проведении налоговой проверки.

Наряду  с сокращением форм налоговой  отчетности предусмотрены продление  и унификация сроков ее представления  и уплаты налогов. В частности, введен единый срок представления налоговой  отчетности - не позднее 15-го числа второго  месяца после окончания налогового периода. То же касается и уплаты налогов - в течение десяти календарных  дней с установленного срока для  представления налоговой отчетности, то есть 25-го числа (за исключением акциза - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным).

Все налогоплательщики имеют право  не представлять налоговую отчетность в период приостановления своей  деятельности, кроме отчетности по налогам на имущество, транспортные средства, земельному налогу и плате  за пользование земельными участками.

Кроме того, в новом Налоговом кодексе  детально регламентирован порядок  исполнения налогового обязательства  при реорганизации и ликвидации юридических лиц, их структурных  подразделений, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, постоянного учреждения юридического лица-нерезидента. Важной новацией является то, что реорганизуемое юридическое  лицо подлежит налоговой проверке только в случае реорганизации путем разделения, в отношении других видов реорганизации налоговые проверки исключаются. Также введен упрощенный порядок ликвидации индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты с бюджетом в специальных налоговых режимах на основе патента и упрощенной декларации. Думается, предприниматели в новом году почувствуют выгоду от реализации названных пунктов нового Налогового кодекса. 

Процедура регистрации упрощена. Среди основных мер по упрощению налоговых процедур можно отметить следующие нововведения.

Во-первых, упрощается процедура регистрации  налогоплательщиков путем исключения подачи заявления об изменении данных, которые могут быть получены от других государственных органов (изменение  наименования, Ф. И. О., адреса и прочее).

Во-вторых, упрощается порядок исчисления и  уплаты корпоративного подоходного  налога путем отмены требования по исчислению авансовых платежей и  их уплате для малого и среднего бизнеса, поскольку данной категории  налогоплательщиков труднее спрогнозировать  результаты своей деятельности.

В части  международного налогообложения упрощены административные процедуры по применению положений Налоговых конвенций. В частности, налоговым агентам  предоставлено право самостоятельного применения положений Налоговых  конвенций, то есть применять сниженные  ставки подоходного налога в соответствии с международными договорами на основании  документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента. Параллельно  сохраняется действующий порядок  возврата из бюджета или с условного  банковского вклада в случае непредставления  нерезидентом документа, подтверждающего  резидентство. При этом перечень документов, прилагаемых нерезидентом к заявлению, максимально сокращен. Также увеличены  сроки создания "постоянного учреждения" (вместо двух месяцев до шести месяцев  по многим видам деятельности), за исключением  разведки и добычи природных ресурсов и строительства, которые приводят к образованию постоянного учреждения с начала деятельности. 

Укрепление налоговой дисциплины. Несмотря на данные меры, направленные на упрощение налоговых процедур, не следует забывать об укреплении налоговой дисциплины. Так, эффективности налогового администрирования послужит запрет на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей лиц, признанных недееспособными, безвестно отсутствующими, бездействующими, находящимися в розыске или в местах лишения свободы; упорядочение перечня плательщиков НДС; запрет на внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность обжалуемого налогового периода; запрет на открытие банками новых банковских счетов бездействующим налогоплательщикам, а также клиентам банка при наличии открытого банковского счета, на который налоговыми органами выставлены инкассовые распоряжения или распоряжения о приостановлении расходных операций.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что фискальная политика государства, в том числе  снижение налоговых ставок, направленная на поддержку развития предпринимательства  в Республике Казахстан, должна стать  толчком для внедрения новых  технологий, расширения бизнес-пространства и на увеличение фонда оплаты труда  работников, а также на усиление конкурентоспособности налоговой  системы Казахстана, и создание благоприятной  почвы для выработки новых  прогрессивных подходов в налогообложении, что в совокупности будет способствовать модернизации экономики и укреплению мощи государства в целом.

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития