Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

 

Для наглядного примера на рисунке 1 представлено влияние снижения налоговых  ставок на  поступление налог  на добавленную стоимость в доходы государственного бюджета. Ставки НДС  наиболее часто изменялись в сторону  снижения, так в 2002-2003 годах его  ставка составляла 16%,  в 2004-2006 годах  – 15%, в 2007 году – 14%, в 2008 года – 13%, с 2009 года – 12%, данная ставка будет сохранена и дальше.

 

 

Рисунок 11– Влияние изменений ставок НДС на объемы поступлений в государственный бюджет за 2007-2013 гг.

(Примечание  – составлено автором)

На основании произведенных  расчетов влияния снижения ставки НДС  на объемы налоговых поступлений, сделан вывод, что вносимые изменения в  налоговое законодательство, создают  сохранение сбалансированного бюджета  для государства и дополнительных источников финансирования для приобретения и модернизации основных средств  для предпринимателей, что в свою очередь позволяет расширить  их инвестиционные возможности [24, C.18].

В условиях активизации процессов  интернационализации и интеграции мировой экономики, с одной стороны, происходит все большая глобализация национальных хозяйств, что должно вести к уменьшению государственного воздействия на экономику, с другой, - возникают новые формы организации  мирового хозяйства, где государственное  регулирование должно приспосабливаться к новым условиям. В последние два десятилетия дуалистический характер роли государства в регулировании экономики особенно прослеживается на примере налогового регулирования.

Мировая экономика в настоящее  время находится на качественно  новом этапе развития регионализации, интернационализации и интеграции всех аспектов хозяйственной жизни, происходит процесс прогрессирующей глобализации международных отношений. В условиях интеграции происходит определенная гармонизация налоговых систем и налоговой политики, наблюдается тенденция унификации налоговых систем различных стран, включающая в себя: унификацию косвенного и прямого налогообложения, в том числе путем заключения различных двусторонних и многосторонних соглашений об устранении двойного налогообложения; гармонизацию основ налоговых систем путем принятия различных региональных документов (в частности по гармонизации налоговых законодательств государств - участников Евразийского экономического сообщества); создание различных международных организаций, занимающихся вопросами налогообложения; совместную борьбу с отмыванием преступных доходов [25, C.209].

Анализ структуры доходной части  государственного бюджета и его  основных показателей позволил выделить взаимосвязь между общей суммой доходов и налогами, влияющими  на рост или снижение доходных поступлений.

 

Таблица 3- Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов), млрд. тенге

 

2011 год

2012 год

2013 (прогноз) год

Доходы (без учета трансфертов)

3 984,7

4 309,2

4 664,1

налоговые поступления

3 881,0

4 204,9

4 566,0

неналоговые поступления

60,4

64,7

67,8

доходы от операций с капиталом

43,3

39,6

30,3


 

Основными источниками формирования доходов государственного бюджета  за последний ряд лет в  Республике Казахстан являются налоговые поступления. В доходах республиканского бюджета 2012 года удельный вес налоговых поступлений составляет 97,3 % [24, C.48].

 

Таблица 4 - Исполнение государственного бюджета за 2009-2012 годы, млн. тенге

Вид налога

В 2009 году

В 2010 году

В 2011 году

В 2012 году

Зачисление 
в местные бюджеты в 2012 году

Зачисление в  Фонд в 2012 году

Корпоративный подоходный налог (КПН)

542,977

808,939

1,161,465

1,163,001

 

1,188,378

Hалог на добавленную  стоимость на товары внутреннего  производства (НДС на ТВП)

37,377

27,742

49,584

53,645

   

Индивидуальный подоходный налог (ИПН)

18,946

18,716

21,311

20,482

20,482

 

Социальный налог

18,237

22,198

25,443

27,192

27,192

 

Налог на имущество

28,637

29,187

28,877

24,738

24,738

 

Земельный налог

138

155

102

112

112

 

Налог на транспортные средства

99

134

123

153

153

 

Акцизы на товары внутреннего  производства (Акцизы на ТВП)

14

70

6

7

   

Налог на сверхприбыль (НСП)

211,667

99,106

85,375

124,273

 

146,863

Бонусы

2,456

1,084

904

12,472

 

30,665

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)**

293,455

733,829

934,420

951,911

 

1,019,253

Прочие платежи недропользователей (за исключением НСП, Бонусов, НДПИ**)

223,375

484,426

868,765

848,950

 

807,048

Прочие поступления (Плата  за пользование земельными участками, Плата за лесные пользования и  т.д.)

48,921

25,289

13,720

17,975

17,975

 

Всего, млн тенге

1,351,547

2,195,253

3,090,927

3,137,605

90,651

3,192,207

Всего,  
млрд долларов США

9.01

14.64

20.61

20.92

0.60

21.28

Всего местный  бюджет,  
млрд долларов США

0.77

0.64

0.60

0.60

 

-

Всего республиканский  бюджет, 
млрд долларов США

8.24

14.00

20.01

20.31

 

-


 

Рисунок 12 – Динамика поступлений налогов  в республиканский бюджет за 2012 год

 

Из этой суммы в налоговых  поступлениях 2012 года значительная доля приходится на корпоративные подоходные налоги (37,5%) и налоги на добавленную  стоимость (30,3 %).

Структуру исходных данных составляют налоговые поступления в государственный  бюджет Республики Казахстан, такие  как: корпоративный подоходный налог, индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы.

 

Рисунок 13 – Структура налоговых  поступлений в бюджет за 2012 г

 

Разделение налогов  на местные и республиканские  бюджеты.

По проведенному анализу, от нефтяных налогов в местные бюджеты перепадало 8 процентов в 2009 году и этот показатель скатился до 3 в 2011-2012 годах [26, C.37].  Таким образом, в государстве поддерживается централизованная власть и регионы зависят от дотаций из центра.

Отрицательный НДС

На возникший вопрос обывателя  про НДС с минусом, можно объяснить  так: эти компании, в основном, экспортеры нефти и, соответственно, они имеют  право возместить НДС на товары , купленные в Казахстане, поэтому  для них НДС это не налог, а  благо, которое они с удовольствием  забирают из бюджета.

Исходя, из классификации инструментов торговой политики рассмотрим внутренние налоги, как скрытые методы протекционизма регулирования торговли Казахстана в рамках Таможенного союза, которые  представлены акцизами и налогом  на добавленную стоимость. Большая  часть скрытых методов торговой политики плохо поддается количественной оценке и, следовательно, экономической  интерпретации. Рассмотрим  экономический  эффект от внутренних налогов, на примере  акцизов.  В таблице 9 представлены базовые ставки косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

 

Таблица 5 -  Базовые ставки отдельных налогов в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2013 г.)

Базовые ставки

Беларусь

Казахстан

Россия

НДС, %

20

12

18

Акцизы:

водка (тенге/литр 100% спирта)

пиво  (тенге/литр)

сигареты  с фильтром

(тенге/1000 штук)

бензин (тенге/тонна)

 

     1036

от 12 до 33**

от 366 до 1548***

 

от 47553 до 67612****

 

250/800*

13/60*

800/950*

 

5000/4500*

 

985

от 15 до 50**

774 + 6% от максимальной розничной цены

от 13710 до 18725****

Примечание: Составлено автором по налоговым  законодательствам


 

Допустим, что предложение на подакцизный  товар в Республике Казахстан  составляет SРК, а спрос - DРК. Предложение товара Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях свободы торговли составляет SРБ и SРФ по цене с учетом ставки акциза РТРБ  и  РТРФ соответственно.

 

 


                    DРК               SРБ


                                                                SРФ



РT РБ                                                                                                          S рк1


РТ РФ                                                                         


                                                                          А                                          

РТ РК1


 

РТ РК                                                                              SРК


                                                                              


 

 

 

 

                        QРБ   QРФ QРК1     QРК              Q


 

 

Рисунок 14 - Экономический эффект внутренних налогов (на примере акцизов)

 

Поскольку себестоимость производства внутри Казахстана ниже, чем в России и Беларуси, постольку акциз по отдельным видам подакцизной продукции для производителей РК в несколько раз (водка – 3,4 раза, пиво – 6 раз, сигареты – от 1,25 раз) ниже, чем для импортеров, следовательно, отечественные производители находятся в благоприятных условиях для развития бизнеса.

По  данным мониторинга крупных налогоплательщиков республиканского и регионального уровней за 6 месяцев 2012 года уплачено всего налогов и платежей (без учета таможенных платежей) на сумму 212 865,2 млн. тенге, что составляет 42,6% от доходов, входящих в компетенцию Налогового комитета Министерства финансов РК. В том числе поступления от предприятий республиканского уровня составили 196 753,7 млн. тг., от предприятий регионального уровня- 16 111,5 млн. тг. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, соответствующие результаты которого были на уровне 144 115,7 млн. тенге или 39,1% от доходов НК МФ РК, объем поступлений налогов и других платежей от крупных налогоплательщиков республиканского и регионального мониторинга вырос на 68749,5 млн. тенге или темп роста составил 147,7 % (Таблица 6).

 

Таблица 6 - Сравнительная динамика поступлений от крупных налогоплательщиков, подлежащих республиканскому и региональному мониторингу за 6 месяцев 2011/2012г.г. в млн.тенге

Наименование

6 месяцев 2011г

6 месяцев 2012г

Отклонение

Абс.

%

Сумма поступлений от предприятий, подлежащих республиканскому мониторингу

130 338,2

196 753,7

66415,5

150,9%

Сумма поступлений от предприятий, подлежащих региональному мониторингу

13 777,5

16 111,5

2334,0

116,9%

Итого поступлений от предприятий, находящихся на мониторинге

144 115,7

212 865,2

68749,5

147,7%


 

В разрезе  отраслей экономики наибольшая доля налоговых поступлений (без учета  таможенных платежей) по предприятиям республиканского уровня приходится на отрасль добычи сырой нефти и  природного газа (58,7%), транспорта и  связи (14,6%), металлургической промышленности (10,5%). В отраслевой структуре поступлений  налогов от крупных налогоплательщиков регионального уровня наибольшая доля приходится на отрасль производства и распределения электроэнергии, газа и воды (19,3%), транспорта и связи (17,6%), строительство (13,2%), производство пищевых продуктов, включая производство табака (10,6%), осуществление посреднических операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг  потребителям (8,7%) [24, C.45].

Сравнение поступлений в Республиканский бюджет и поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан Последняя графа таблицы 4 - это анализ поступлений налогов в Национальный фонд Республики Казахстан (Фонд) за 2012 год.  Для примечания, Фонд был создан в 2000 году, куда мы откладываем доходы от нефтегазовой отрасли.  Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан.  Фонд формируется за счет зачислений в превышения определенных поступлений от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах.  Фонд расходуется на две основные цели: гарантированные трансферты в республиканский бюджет на реализацию бюджетных программ развития и целевые трансферты, передаваемых из бюджета на цели, определяемые Президентом.  Согласно бюджетного закона в 2012 году из Фонда было переведено в Республиканский бюджет 1 316 694 598 тысяч тенге, это почти 9 миллиардов долларов США.

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития