Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы
Для наглядного примера на рисунке 1 представлено влияние снижения налоговых ставок на поступление налог на добавленную стоимость в доходы государственного бюджета. Ставки НДС наиболее часто изменялись в сторону снижения, так в 2002-2003 годах его ставка составляла 16%, в 2004-2006 годах – 15%, в 2007 году – 14%, в 2008 года – 13%, с 2009 года – 12%, данная ставка будет сохранена и дальше.
Рисунок 11– Влияние изменений ставок НДС на объемы поступлений в государственный бюджет за 2007-2013 гг.
(Примечание – составлено автором)
На основании произведенных
расчетов влияния снижения ставки НДС
на объемы налоговых поступлений, сделан
вывод, что вносимые изменения в
налоговое законодательство, создают
сохранение сбалансированного бюджета
для государства и
В условиях активизации процессов
интернационализации и
Мировая экономика в настоящее
время находится на качественно
новом этапе развития регионализации,
интернационализации и
Анализ структуры доходной части государственного бюджета и его основных показателей позволил выделить взаимосвязь между общей суммой доходов и налогами, влияющими на рост или снижение доходных поступлений.
Таблица 3- Доходы государственного бюджета (без учета трансфертов), млрд. тенге
2011 год |
2012 год |
2013 (прогноз) год | |
Доходы (без учета трансфертов) |
3 984,7 |
4 309,2 |
4 664,1 |
налоговые поступления |
3 881,0 |
4 204,9 |
4 566,0 |
неналоговые поступления |
60,4 |
64,7 |
67,8 |
доходы от операций с капиталом |
43,3 |
39,6 |
30,3 |
Основными источниками формирования доходов государственного бюджета за последний ряд лет в Республике Казахстан являются налоговые поступления. В доходах республиканского бюджета 2012 года удельный вес налоговых поступлений составляет 97,3 % [24, C.48].
Таблица 4 - Исполнение государственного бюджета за 2009-2012 годы, млн. тенге
Вид налога |
В 2009 году |
В 2010 году |
В 2011 году |
В 2012 году |
Зачисление |
Зачисление в Фонд в 2012 году |
Корпоративный подоходный налог (КПН) |
542,977 |
808,939 |
1,161,465 |
1,163,001 |
1,188,378 | |
Hалог на добавленную
стоимость на товары |
37,377 |
27,742 |
49,584 |
53,645 |
||
Индивидуальный подоходный налог (ИПН) |
18,946 |
18,716 |
21,311 |
20,482 |
20,482 |
|
Социальный налог |
18,237 |
22,198 |
25,443 |
27,192 |
27,192 |
|
Налог на имущество |
28,637 |
29,187 |
28,877 |
24,738 |
24,738 |
|
Земельный налог |
138 |
155 |
102 |
112 |
112 |
|
Налог на транспортные средства |
99 |
134 |
123 |
153 |
153 |
|
Акцизы на товары внутреннего производства (Акцизы на ТВП) |
14 |
70 |
6 |
7 |
||
Налог на сверхприбыль (НСП) |
211,667 |
99,106 |
85,375 |
124,273 |
146,863 | |
Бонусы |
2,456 |
1,084 |
904 |
12,472 |
30,665 | |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)** |
293,455 |
733,829 |
934,420 |
951,911 |
1,019,253 | |
Прочие платежи |
223,375 |
484,426 |
868,765 |
848,950 |
807,048 | |
Прочие поступления (Плата за пользование земельными участками, Плата за лесные пользования и т.д.) |
48,921 |
25,289 |
13,720 |
17,975 |
17,975 |
|
Всего, млн тенге |
1,351,547 |
2,195,253 |
3,090,927 |
3,137,605 |
90,651 |
3,192,207 |
Всего, |
9.01 |
14.64 |
20.61 |
20.92 |
0.60 |
21.28 |
Всего местный
бюджет, |
0.77 |
0.64 |
0.60 |
0.60 |
- | |
Всего республиканский
бюджет, |
8.24 |
14.00 |
20.01 |
20.31 |
- |
Рисунок 12 – Динамика поступлений налогов в республиканский бюджет за 2012 год
Из этой суммы в налоговых поступлениях 2012 года значительная доля приходится на корпоративные подоходные налоги (37,5%) и налоги на добавленную стоимость (30,3 %).
Структуру исходных данных составляют
налоговые поступления в
Рисунок 13 – Структура налоговых поступлений в бюджет за 2012 г
Разделение налогов на местные и республиканские бюджеты.
По проведенному анализу, от нефтяных налогов в местные бюджеты перепадало 8 процентов в 2009 году и этот показатель скатился до 3 в 2011-2012 годах [26, C.37]. Таким образом, в государстве поддерживается централизованная власть и регионы зависят от дотаций из центра.
Отрицательный НДС
На возникший вопрос обывателя про НДС с минусом, можно объяснить так: эти компании, в основном, экспортеры нефти и, соответственно, они имеют право возместить НДС на товары , купленные в Казахстане, поэтому для них НДС это не налог, а благо, которое они с удовольствием забирают из бюджета.
Исходя, из классификации инструментов торговой политики рассмотрим внутренние налоги, как скрытые методы протекционизма регулирования торговли Казахстана в рамках Таможенного союза, которые представлены акцизами и налогом на добавленную стоимость. Большая часть скрытых методов торговой политики плохо поддается количественной оценке и, следовательно, экономической интерпретации. Рассмотрим экономический эффект от внутренних налогов, на примере акцизов. В таблице 9 представлены базовые ставки косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Таблица 5 - Базовые ставки отдельных налогов в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2013 г.)
Базовые ставки |
Беларусь |
Казахстан |
Россия |
НДС, % |
20 |
12 |
18 |
Акцизы: водка (тенге/литр 100% спирта) пиво (тенге/литр) сигареты с фильтром (тенге/1000 штук) бензин (тенге/тонна) |
1036 от 12 до 33** от 366 до 1548***
от 47553 до 67612**** |
250/800* 13/60* 800/950*
5000/4500* |
985 от 15 до 50** 774 + 6% от максимальной розничной цены от 13710 до 18725**** |
Примечание: Составлено автором по налоговым законодательствам |
Допустим, что предложение на подакцизный товар в Республике Казахстан составляет SРК, а спрос - DРК. Предложение товара Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях свободы торговли составляет SРБ и SРФ по цене с учетом ставки акциза РТРБ и РТРФ соответственно.
DРК SРБ
РT РБ
РТ РФ
РТ РК1
РТ РК
QРБ QРФ QРК1 QРК Q
Рисунок 14 - Экономический эффект внутренних налогов (на примере акцизов)
Поскольку себестоимость производства внутри Казахстана ниже, чем в России и Беларуси, постольку акциз по отдельным видам подакцизной продукции для производителей РК в несколько раз (водка – 3,4 раза, пиво – 6 раз, сигареты – от 1,25 раз) ниже, чем для импортеров, следовательно, отечественные производители находятся в благоприятных условиях для развития бизнеса.
По
данным мониторинга крупных
Таблица 6 - Сравнительная динамика поступлений от крупных налогоплательщиков, подлежащих республиканскому и региональному мониторингу за 6 месяцев 2011/2012г.г. в млн.тенге
Наименование |
6 месяцев 2011г |
6 месяцев 2012г |
Отклонение | |
Абс. |
% | |||
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих республиканскому мониторингу |
130 338,2 |
196 753,7 |
66415,5 |
150,9% |
Сумма поступлений от предприятий, подлежащих региональному мониторингу |
13 777,5 |
16 111,5 |
2334,0 |
116,9% |
Итого поступлений от предприятий, находящихся на мониторинге |
144 115,7 |
212 865,2 |
68749,5 |
147,7% |
В разрезе
отраслей экономики наибольшая доля
налоговых поступлений (без учета
таможенных платежей) по предприятиям
республиканского уровня приходится на
отрасль добычи сырой нефти и
природного газа (58,7%), транспорта и
связи (14,6%), металлургической промышленности
(10,5%). В отраслевой структуре поступлений
налогов от крупных налогоплательщиков
регионального уровня наибольшая доля
приходится на отрасль производства
и распределения
Сравнение поступлений в Республиканский бюджет и поступлений в Национальный фонд Республики Казахстан Последняя графа таблицы 4 - это анализ поступлений налогов в Национальный фонд Республики Казахстан (Фонд) за 2012 год. Для примечания, Фонд был создан в 2000 году, куда мы откладываем доходы от нефтегазовой отрасли. Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан. Фонд формируется за счет зачислений в превышения определенных поступлений от организаций сырьевого сектора над утвержденными в республиканском и местных бюджетах. Фонд расходуется на две основные цели: гарантированные трансферты в республиканский бюджет на реализацию бюджетных программ развития и целевые трансферты, передаваемых из бюджета на цели, определяемые Президентом. Согласно бюджетного закона в 2012 году из Фонда было переведено в Республиканский бюджет 1 316 694 598 тысяч тенге, это почти 9 миллиардов долларов США.
Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития