Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

В ходе налоговой реформы были приняты  прямо противоположные меры.

Противоречивость  налоговой реформы была вынужденной, она диктовалась созданной кризисом экономической ситуацией и противоречивостью  задач, которые приходилось решать.

Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную  активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для  становления и развития рынка  ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного  хозяйства регулируемого типа.

Необходимо  произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что  позволит предприятиям осуществить  грамотное акционирование и создать  хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным  будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.

Пока  не преодолены кризисные явления  в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного  налога посредством банковского  обслуживания. Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения  субъектов хозяйствования негосударственных  форм собственности, показало ее недостаточные  эффективность и мобильность. За это время участились случаи уклонения  от выплаты налогов.

В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять  положение о статусе налоговых  инспекторов.   Например, налог  на добавленную стоимость. В Республике Казахстан он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной  стоимости, (какая часть стоимости  является добавленной: прибыль или  заработная плата, стоимость сырья  и т.д.).  Во всех развитых странах  в понятие добавленной стоимости  входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость  продукции плюс средняя прибыль.

Исходя  из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие  основные задачи:

    • устойчивость и сбалансированность бюджета;
    • формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;
    • обеспечение широкомасштабных инвестиций;
    • всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

В межгосударственных двухсторонних экономических связях часто возникает проблема двойного налогообложения, затрагивающая в  первую очередь интересы тех физических и юридических лиц, которые получили доходы не только на территории своей  страны, но и за рубежом. В мировой  практике для смягчения двойного налогообложения налогоплательщику  часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое  бремя. В частности в США налогоплательщику  могут разрешить вычет выплаченных  им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать  как налоговый кардит. Наряду с  этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами  США, может быть исключен из американского  налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика  из налогообложения его страны) [21, C.238].

Для Республики Казахстан в современных  условиях реформирования и модернизации экономики сложилась необходимость  привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий. Но иностранные  компаньоны опасаются двойного налогообложения. Поэтому Республика Казахстан имеет  с рядом стран соглашения об избежании (устранения) двойного налогообложения  доходов и имущества иностранных  инвесторов.

По  этим соглашениям иностранные инвесторы  освобождаются или платят налоги на доходы, полученные в Республике Казахстан по уменьшенным ставкам. Нестабильность наших налогов, постоянный  пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную  роль,  особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема реформы  налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.

Экономисты выводили всякого рода таблицы и графики, демонстрирующие  пределы, за которыми рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные).

Рисунок 15 – Кривая Лаффера

При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория "платежные возможности" граждан  с тремя рекомендациями:

  1. в отношении субъекта налога – налога должен охватывать всех граждан;
  2. в отношении объекта налогообложения – необходимо в качестве налогообложения избирать такой объект, который раскрывает платежные возможности граждан, в качестве чего наилучшим объектом является общий доход, потому что он теснейшим образом связан с платежными возможностями граждан;
  3. в отношении ставки налога – налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объектов обложения, размер объектов обложения – все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки.

Что касается юридической стороны  проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые  бы ограничивали государственные устремления  по введению налогов, не существует и  существовать не может, поскольку все  это будет самоограничениями  самого государства, от которых оно  в любой момент может отречься. В соответствии со статьей 154 Закона о налогах в случае неуплаты налогов  в сроки, установленные налоговым  законодательством Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право  взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности. При этом согласием налогоплательщика  считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности  по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам. Сумма налога или другого обязательного  платежа, не внесенная в установленный срок, в налоговой практике именуется недоимкой.

В разных странах применяются разные способы  взимания недоимок: в одних это  производится в судебном порядке (путем  предъявления налоговыми и другими  уполномоченными органами иска о  взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном  порядке на основе распоряжения налогового органа.

В соответствии с ранее действовавшим Законом  Республики Казахстан от 24 декабря 2001 г. "О налоговой системе Республики Казахстан" взыскание недоимки с  юридических лиц осуществлялось в первоочередном и бесспорном порядке, а с граждан – в судебном. Понятно, что предоставление налоговым  органом права взыскания недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном  административном) порядке значительно  упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые правонарушения более  оперативным, разгружает судебную систему  от огромного количества дел. Однако этот порядок несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением  административного произвола и  нарушением прав налогоплательщиков.

Существенное  снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных  расходов, и они будут стабильно  зафиксированы хотя бы на сегодняшнем  достаточно высоком уровне при динамично  возрастающем объеме валового национального  продукта.

Анализ  реформаторских идей в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой  системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений  же о принципиально иной  налоговой  системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это  не случайно, ибо оптимальную  налоговую  систему можно развернуть только на серьезной теоретической  основе, коей у нас в Казахстане еще  нет.

2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы

 

При подготовке и проведении налоговых реформ, следует непременно использовать опыт зарубежных стран, где  создан и успешно действует целый  комплекс специальных превентивных контрмер. Сравнительный анализ налоговых  инструментов воздействия государства  на экономику, применяемые в развитых странах, определил, что общие принципы построения налоговых систем находят  конкретное выражение в общих  элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу  обложения, ставку, льготы и налоговый  оклад. Для современного Казахстана особо важное значение имеет отработка принципов построения   налоговых систем применительно к особенностям развития государства унитарного типа.

По структуре налогообложения  большинство развитых стран подразделяются на две группы: страны, где наибольшую долю составляет прямое налогообложение (США и др.), и государства преимущественно  с косвенным налогообложением (страны ЕС и др.)

Для налоговой системы  США характерно параллельное использование  основных видов налогов федеральным  правительством, правительствами штатов и местными органами власти. Основными  в налоговой системе федерального правительства США является подоходный налог, в налоговых системах штатов - универсальные и специфические  акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. В настоящее  время в прямых налогах более 40% приходится на федеральный подоходный налог, являющийся самым крупным  источником пополнения бюджета [30, C.345].

Объектом налогообложения  подоходным налогом с физических лиц является личный доход от некорпоративного бизнеса, из которого при налогообложении  вычитаются "деловые издержки", связанные с его получением (расходы  на ведение предпринимательской  деятельности, на транспорт, на спецодежду и др.). Обложению подоходным налогом  подлежат все доходы физических лиц - заработная плата работающих по найму, доходы лиц свободных профессий, гонорары, поступления от индивидуальной предпринимательской деятельности. При начислении данного налога учитываются  некоторые особенности налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья и т. д. Подоходный налог взимается по прогрессивным  ставкам, т. е. увеличивается по мере роста дохода. Однако при превышении доходом определенного уровня начитает действовать регрессивная шкала  налогообложения.

Альтернативой налоговой  системе США является налоговая  система стран - членов ЕС. Доля подоходного  налога в странах ЕС меньше доли налогов на потребление.

Значительный интерес  представляет система налогообложения  ФРГ, основанная на принципе множественности  налогов (их около 50 видов) и имеющая  федеративное устройство. По каждому  виду налогов приняты специальные  законы.

Важнейшим налогом на потребление  в ФРГ является налог на добавленную  стоимость (НДС). Наряду со стандартной  ставкой действует льготная, которая  распространяется на некоторые сельскохозяйственные товары, продовольствие, медицинское  обслуживание, печатные издания, пассажирский транспорт и другие услуги общественного  назначения. Не облагаются налогом  поставки товаров на экспорт, для  морского флота и гражданской  авиации, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами.

Япония не относится к  указанным двум основным группам, так  как доли подоходного налога и  налогов на потребление равны. Значительные средства правительство Японии получает от отчислений во внебюджетные фонды. К этим отчислениям относятся  взносы на социальное страхование и  обеспечение лиц наемного труда. В части, уплачиваемой лицами наемного труда с заработной платы, такие  взносы относятся к прямым налогам, а в части дополнительных сборов, включаемых в цену производимых товаров  и услуг и перекладываемых  на потребителя - к косвенным.

Таблица 7 – Доля налоговых  постулений к ВВП в развитых странах  мира

 

Источником финансирования социального обеспечения являются фонды государственного социального  страхования, средства государственного и местного бюджетов, пенсионные фонды  предприятий. Фонды государственного социального страхования создаются  за счет взносов трудящихся (прямых вычетов из доходов) и дотаций  из государственного бюджета. Ресурсы  этих фондов дополняются доходами, полученными от их инвестиционной деятельности. Взносы на социальное страхование являются обязательными и представляют собой  форму налогового платежа.

В последние годы правительства  большинства развитых стран приступили к реформированию национальных систем налогообложения, что способствовало снижению ставок некоторых видов  налогов.

В числе важных причин снижения ставок налогов - поддержка деятельности местных компаний и стимулирование притока иностранных инвестиций в страну. Примером может служить  Ирландия, где низкий "потолок" корпоративного налога обеспечивает увеличение притока капиталовложений из-за рубежа. В то же время в Германии, например, несмотря на высокопрофессиональную рабочую  силу, хорошо развитую инфраструктуру и другие привлекательные для иностранных инвесторов факторы, высокие налоги часто препятствуют увеличению капиталовложений.

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития