Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

Таким образом, низкие налоговые  ставки не всегда означают, что в  данной стране и низкое налоговое  бремя, поскольку величина последнего зависит также от налогооблагаемой базы и налоговых скидок.

По оценкам различных  международных организаций, налоговое  законодательство Республики Казахстан  является лучшим среди стран СНГ. У нас есть единый Налоговый Кодекс, электронная налоговая отчетность, да и сами ставки налогов небольшие: 10 процентов, к примеру составляет подоходный, а НДС  – 12 процентов. 

Проблемы, естественно, тоже имеются - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов, другие сложностью формулировок законодательных  актов по вопросам налогообложения, из – за чего происходят ошибки в  ходе уплаты и начисления налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию налоговой  системы ведется регулярно, изменения  происходят каждый год. Вот и сейчас в правительстве и парламенте Казахстана идет обсуждение новых поправок в некоторые законодательные  акты по вопросам налогообложения, которые  предполагают увеличение ставки налога на имущество и дорогостоящую  недвижимость. Законопроект содержит также поправки, ограничивающие внешние  заимствования и применения специального налогового режима [14, с.79].

В зарубежных странах наблюдается  тенденция к децентрализации  налоговой системы, в то время  как в РК – стремление к централизации:

Таблица 8 – Структура  налоговых поступлений в бюджет

Доля доходов бюджетов регионального уровня в Казахстане составляет 37,4 %, что выше, чем соответствующий  показатель, рассчитанный для Германии (33,9 %), России (36,3 %), и стран Европы, но ниже аналогичных показателей  для США (41,6 %) и Канады (54,9 %) [31, C.319]. 

Совершенствование системы  налогообложения заключается в  совершенствовании законодательной  базы, а также в совершенствовании  механизма обложения.

Отдавая должное содержанию налоговой и бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете  стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего совершенствования  и обеспечения стабильности основных принципов, заложенных в налоговое  законодательство, которое позволит обеспечить поступательное развитие экономики  государства, поможет создать достаточный  уровень жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой  реформы, умения предвидеть все, даже самые  отдаленные, ее социально-экономические  и политические последствия и  факторы, которые могут вызвать  какие-либо отклонения, способности  четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в  предварительные расчеты необходимых  поправок.

Законодательная база Республики Казахстан, необходимая для успешного  ведения своего бизнеса, в основном уже сформирована. Но, вместе с тем, практика показала, что абсолютное большинство проблем возникает  именно из-за несовершенства принятых законов и других документов республиканского уровня. Чтобы досконально разобраться  в налоговом законодательстве, нужны  специальные знания. Ведь на данный момент законодательная база состоит  из множества инструкций, писем, разъяснений, которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

Налоговая система Республики Казахстан в ее конечном виде рассчитана на очень законопослушных граждан. В настоящее время механизм исчисления подоходного налога с юридических  и физических лиц сталкивается с  препятствиями, приобретающими постепенный  государственный характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик — это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень  простым способом: при увеличении суммарной величины вычетов юридических  лиц, происходит уменьшение налогооблагаемого  дохода, что приводит к уменьшению суммы налога. Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии  изменить ситуацию. Во-вторых, у отечественных  хозяйствующих субъектов не в  полной мере сформировалось понятие  налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики  сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение  данной проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем распоряжении практически полностью убыточные  отрасли народно-хозяйственного комплекса.

Одним из главных условий  успешного осуществления налоговой  реформы является максимальное сближение, как правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов  и точек зрения всех, участвующих  в процессе налогообложения сторон (государства в лице налоговой администрации с одной стороны, и налогоплательщиков с другой стороны).

В свою очередь налогоплательщики, юридические и физические лица, должны быть полностью уверены, что налоговое  законодательство, во-первых, достаточно стабильно, чтобы гарантировать  хотя бы на ближайшую перспективу  законность совершаемых в соответствии с ним действий без риска невольно оказаться жертвой его очередного внезапного изменения; во-вторых, в  равной степени защищает интересы всех, участвующих в процессе налогообложения, сторон, и значит, при необходимости, можно рассчитывать на его реальную защиту; в-третьих, справедливо не только по своей форме, но и, по сути, не делая  ни для кого исключений и объективно отражая истинные потребности всего  общества; в четвертых, принято не задним числом, а гласно, после широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая налогоплательщиков.

Следующим критерием, отражающим привлекательность налоговой реформы  в социально-экономическом плане  для всех участников процесса налогообложения, является совокупное налоговое бремя, как сложноорганизованный комплекс совместно действующих отдельных  видов налогов.

Рисунок 16 – Критерии оценки налогового бремени страны

Исследования по налогам  на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя составляет при  нынешних экономических условиях более 50 процентов. Из истории становления  налоговых систем зарубежных государств с развитой рыночной экономикой известно, что если доля налоговых изъятий  в общей сумме валовых доходов  производителей (за вычетов сумм издержек) составляет более половины, это приводит к свертыванию производства, в  пределах 45-50% - обеспечивается процесс  простого воспроизводства, ну а для  обеспечения расширенного воспроизводства  необходимо, чтобы удельный вес налогов  в валовом доходе товаропроизводителей не превышал 30%.

Важно заметить также, что  лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения действующей  налоговой системы, возможно, разрешить  одну из злободневных проблем казахстанской  экономики - низкую собираемость налогов.

Всемирный банк, международная торговая корпорация и аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers проанализировали ситуацию по сбору  налогов в различных государствах и включили Казахстан в список государств с самыми низкими налогами. В странах Центральной Азии самый низкий уровень налогов в Казахстане – 28.6%. Эта страна в мировом списке занимает 17 место. Кыргызстан со ставкой 68.9% занял 169 место, Таджикистан со 85.9% – 174 место. Уровень в списке определялся от величины налога, сложности процедуры уплаты, количества оплат в году и тому подобное.

Одна из предпосылок нормального  функционирования системы налогообложения  – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики  и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи  с разработкой смежных законодательных  актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки [20, с.97]. Все это дестабилизирует  хозяйственную деятельность, усиливает  риски предпринимательства. Необходимо избегать изменения налогового законодательства, влияющего на распределение доходов  хозяйствующих субъектов в течение  финансового года. Все подобные изменения  должны доводиться до налогоплательщиков заблаговременно, с тем, чтобы они  могли реально прогнозировать результаты своей деятельности и учитывать  эти изменения в хозяйственных  договорах с контрагентами. Иначе, о какой налоговой дисциплине можно говорить, если налогоплательщик по причине постоянно изменяющихся нормативных актов, нередко противоречивых, по существу работает вслепую, точно  не представляя конечных результатов  труда.

В настоящее время экономистам  Казахстана, СНГ и зарубежными  экономистами обсуждается, идея единого  налога на доход. Идея справедливости в налогообложении впервые прозвучала в теории единого налога. Практический аспект теории единого налога был  связан с преобразованиями в налоговой  системе. Во все времена и эпохи  человеческий ум много изощрялся  над изобретением налогов и целых  податных систем. Как выразился один политический деятель: В основе теории единого налога лежит, безусловно, правильная мысль о том, что налоги уплачиваются из одного источника - доходов. Но если так, то единый налог представляется теоретически более целесообразным, простым и коротким путем, чем  множество отдельных налогов. Идея единого налога появилась еще  в средние века, когда в целях  привлечения к несению налогового бремени привилегированных слоев  общества, была создана теория единого  акциза.

Против единого налога в своё время выступал П. Прудон. По его мнению, все налоги несправедливы. Единый налог был бы сумой фискальных несправедливостей, идеально несправедливым налогом. При нем, считал он, будут  видны все негативные моменты, свойственные каждому налогу, но которые не так  заметны, поскольку они раздроблены. Неравномерность обложения при  едином налоге усилится, при этом недостатки одного налога не будут компенсироваться достоинствами другого. Против единого  налога выступал и Ф. Нитти, который считал, что введение его не позволит реализовать принципы равномерности и всеобщности [29, C.34].

В настоящее время данная тема широко обсуждается в экономической  литературе. Одни экономисты считают, что целесообразно ввести налог  на валовую выручку (НВВ) со вставкой 7%. При этом, из валовой выручки  при определении налогооблагаемой части исключать амортизационные  отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого (нейтрально-пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что  ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении таможенных платежей, государственной  пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального  налога. При этом предельная ставка не должна превышать 20%.

Часто предприниматели сталкиваются с такой проблемой, когда одно и то же положение по-разному трактуется в законодательных актах, например, в Гражданском кодексе и в  стандартах бухгалтерского учета говорится, что: если право собственности не передано и остается за продавцом  продукции, то нельзя считать, что произошла  реализация. В республике в налоговом  учете действует метод начисления, то есть, если вы продали продукцию  или услуги, но денег при этом не получили, процесс реализации все  равно произошел с очки зрения налогового законодательства и обязательства  по налогам возникли (подоходный налог  с юридических лиц и др.). Если данное положение не будет учтено, то бизнес юридического и физического  лица будет задушен штрафными  санкциями.

Помимо совершенствования  законодательной базы необходимо совершенствовать и механизм взимания. Ныне действующий  механизм подоходного налогообложения  юридических и физических лиц, не стимулирует увеличению объемов  выпускаемой продукции, снижению себестоимости, а наоборот способствует искусственному раздуваншо вычетов и уклонения  от налогов.

Для решения проблем, связанных  с подоходным налогообложением, выдвигаются  различные предложения, например, А.Алипов предлагает применить на практике налогообложение совокупного валового дохода (валовой выручки). Ее принципиальное отличие от действующего ныне механизма обложения заключается в том, что объектом обложения рекомендуется рассматривать сумму совокупного валового дохода за минусом налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость выпускаемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. С целью повышения заинтересованности предпринимателей в инвестировании производства предлагается пересмотреть состав затрат, относимых на вычеты, включив в него НДС по основным средствам и увеличив ставки амортизационных отчислений.

Единственным методом  налогового учета, применяемым в  настоящее время, остался метод  начисления, веденный с 01.02.97г., при котором  доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества, независимо от времени оплаты. Применение этого метода учета приводит к тому, что возникает в буквальном смысле парадокс: налог взимается с дохода, который поступит только в будущем, если он конечно вообще поступит. Нередки случаи, когда юридическое лицо не получив деньги за реализованные товары (работы, услуги) уплачивает налог.

На мой взгляд, был бы справедливым возврат к уплате налога текущими платежами, когда уплата налога производится по фактически полученному  доходу. В настоящее время данная тема широко обсуждается в экономической  литературе. Одни экономисты считают, что целесообразно ввести налог  на валовую выручку (НВВ) со вставкой 7%. При этом, из валовой выручки  при определении налогооблагаемой части исключать амортизационные  отчисления. Другими экономистами предлагается введение единого (нейтрально- пропорционального) налога со ставкой 19%. Третьи считают, что  ставка единого налога должна быть 10% от валовой выручки, но при сохранении таможенных платежей, государственной  пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, социального  налога. При этом предельная ставка не должна превышать 20% [31].

Во всем мире государственная  поддержка малого бизнеса, а также  стимулирование отечественных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом - это не простое  снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы стимулировать  развитие этих хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития