Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

На мой взгляд, применение налоговых льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога. Необходимо применять для рентабельных и  сверхрентабельных предприятий  понижающий коэффициент ставки налога-

10% и 25% соответственно. Практика  показала, что большинство посреднических  и торговых предприятий в этих  льготах не нуждаются.

В мировой практике в качестве льготы применяется налоговый инвестиционный кредит, он был рассмотрен выше, т.е. вычет из налога на прибыль части  инвестиционных расходов компании (часто  с условием использования этого  кредита для последующих инвестиций).

Применительно к практике налогообложения подоходным налогом  в Республике Казахстан хорошо известны налоговые кредиты (хотя их так не называют) по налогу на добавленную  стоимость. К примеру, обороты по реализации товаров, готовой продукции  за пределы СНГ облагаются по нулевой  ставке, в то же время по материалам и другим затратам на производство разрешен зачет на НДС, следовательно, через бюджет Республики - эти налогоплательщики  финансируют свою деятельность. Даже при условиях невозвратности НДС  из бюджета денежными средствами, такое состояние расчетов с бюджетом наиболее выгодное для налогоплательщика, т.е. он освобождает себя от авансовых  платежей по НДС, использует данную задолженность бюджета в будущем. Кроме того, в этой ситуации НДС не восстанавливается и его можно квалифицировать как невозвратный налоговый кредит.

В нашем случае, я предлагаю  для стимулирования развития предприятий, производителей товаров, предприятий  малого и среднего бизнеса, занимающихся производством товаров разрешить  использовать до 50% подоходного налога с юридических лиц или до 10% единого совокупного налога для  заранее оговоренных законом  инвестиции. Это позволило бы в  течение 5 лет поднять предприятия-производителей, которые в последующем компенсировали бы потери бюджета от отданной льготы сполна [18, с.40].

Среди налоговых льгот, используемых во многих странах - полное освобождение от налогов или отсрочка их оплаты (что при длительной отсрочке в  условиях роста цен может быть равнозначно полному или хотя бы частичному освобождению от налога).

Мировая практика привлечения  иностранных вложений свидетельствует  о том, что в отдельных случаях  налоговые рычаги могут служить  не только важным, но и решающим побудительным  мотивом для инвесторов. Речь идет об установлении специальных режимов  инвестиционной деятельности на отдельных  территориях, которым предоставляется  статус специальных экономических  зон (территорий приоритетного развития) [28, C.155].

 

Таблица 9  – Льготы, предоставляемые  иностранным инвесторам по странам  мира

 

Налоговые инструменты являются существенным фактором при принятии инвестиционных решений. Налоговое  стимулирование имеет важное значение, прежде всего для стран, нуждающихся  в значительных капитальных вложениях (например, реализующих программу модернизации экономики или ускоренного развития отдельных отраслей промышленности), но при этом не располагающих значительным объемом внутренних свободных финансовых ресурсов. В развитых странах имеется опыт регулирования промышленного цикла с помощью налогов. Например, в Швеции в годы подъема взимался особый налог на инвестиции для сдерживания их роста. В периоды экономического спада он снижался или отменялся в целях поощрения роста капиталовложений. Кроме этого, применялась система инвестиционных резервов, когда предприятиям разрешалось откладывать в инвестиционные резервы до 40 % их доходов, не подлежащих налогообложению. В периоды же спадов эти резервы привлекались для расширения инвестиций. В США при слиянии компаний новая компания освобождается от уплаты налогов на год, если хотя бы одна из слившихся компаний была убыточной. Во Франции для сливающихся или реорганизующихся компаний дается отсрочка по уплате налогов.

Применение налоговых  льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога. Необходимо применять для рентабельных и  сверх рентабельных предприятий  понижающий коэффициент ставки налога - 10% и 25% соответственно. Практика показала, что большинство посреднических и торговых предприятий в этих льготах не нуждаются.

Нестабильность налогового законодательства, внесение в него изменений, корректировок, не лучший путь в финансовой сфере. Для стабильности в налогообложении считаю, необходимым  законодательно закрепить недопустимость любых изменений в течение  налогового года, а также установить нормы ограничения на внесение поправок, влияющих на усиление налогового бремени.

Построение налоговой  системы в Казахстане зависит  в первую очередь, от того как в  конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими органами. Однако меры социального  налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно  встраиваться в общую налоговую  систему и строится в зависимости  от выбранных приоритетов политики республики. Однако, несмотря на определенные достижения налоговую систему еще  долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые  изменения.

Налоговая система является важным рычагом мобилизации доходов  в бюджет государства и одновременно тонким регулятором социально –  экономических процессов, и совершенствование  налоговой системы это объективный  процесс, требующий воздействия  на систему налоговых правонарушений с учетом состояния экономической  системы региона и экономической  ситуации в стране. [30, с. 99].

 

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие налоговой  системы, принципы ее организации, становление  налоговой системы РК, виды налогов, налоговая система на современном  этапе, а также основные проблемы налоговой системы и пути их решения. И в заключении несколько выводов  для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменения  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

 В современном цивилизованном  обществе налоги - основной источник  доходов государства. Помимо этого,  налоги используются для экономического  воздействия государства на общественное  производство, его динамику и  структуру, на развитие научно-технического  прогресса.

Изменения в экономике  страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктуют необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения  в стране, и разработки налогового Кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости  законодательной регламентации  взаимоотношений налоговых органов  и налогоплательщиков с целью  взаимной защиты прав и усиления ответственности.

Налоговый кодекс должен способствовать решению следующих проблем:

  • создание равных условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов
  • снижение налоговой нагрузки одновременной отменой налоговых льгот
  • объединение всех положений и норм налогового законодательства в рамках одного кодифицированного закона прямого действия
  • стабильность налогового законодательства.

Совершенствование налоговой  системы Республики Казахстан обеспечивает повышение регулирующей и контролирующей роли государства в укреплении его  экономической безопасности. Государство, проводя налоговую политику, действует  в двух направлениях: собирая налоги и осуществляя расходы – перераспределяя  полученные средства в соответствии со стратегией развития страны. Для  нормального функционирования этой схемы недостаточно только контроля за сбором налогов. Необходима строгая  подотчетность, прозрачность и эффективность  системы доходов. Лишь гармоничное  сочетание этих систем позволяет  считать государство и институты  государственного управления достойными доверия своего народа.

Подводя итоги деятельности органов налоговой службы со дня  ее образования, следует отметить, что  весь процесс реформирования налоговой  политики нашего государства был  направлен на постоянное совершенствование налогового законодательства, гармонизации взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Все это в полной мере заложено в Налоговом кодексе  Республики Казахстан, в котором  сохранена преемственность предшествующего, но в тоже время данный документ является более всеобъемлющим и  системным, где полностью регламентированы взаимоотношения между бюджетом и налогоплательщиками.

Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан обозначил  приоритеты, которые верно определяют основные направления реформирования системы налогообложения, стимулирующей  развитие экономического базиса и обеспечивающей оптимальный уровень поступлений  в бюджет. Все это необходимо для  решения главной задачи общества – обеспечения роста экономического (в том числе налогового) потенциала и богатства общества.

И наша главная роль состоит  в реализации данных направлений  и, в конечном счете, в обеспечении  поступлений в доходную часть  бюджета, от которых в значительной мере зависит социально-экономическое  положений страны. Также, в целях  дальнейшего совершенствования  налогового законодательства в 2014 году предполагается выполнение следующих задач:

-  совершенствование вычетов по фиксированным активам хозяйствующих субъектов: амортизационных отчислений и расходов на ремонт в целях стимулирования роста инвестиций в основные средства, их воспроизводства и обновления;

-  совершенствование налогообложения оборотов переработчиков сельскохозяйственного сырья, закупаемого у физических лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость;

- улучшение налогового  администрирования и трансфертного  ценообразования недропользователей, и разработку комплекса мер  по их совершенствованию. При  этом особое внимание в рамках  приоритетов Стратегии индустриально-инновационного  развития должно быть уделено  выработке конкретных предложений  для направления инвестиций от  предприятий-недропользователей в  обрабатывающую промышленность;

- дальнейшее развитие  и применение информационных  технологий (в качестве основы  налогового администрирования будут  применяться новые методы дистанционного  и информационного сервиса для  налогоплательщиков);

- обеспечение своевременности  возврата сумм НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке. Территориальным органам Министерства  финансов необходимо обеспечить  тесное взаимодействие с правоохранительными  органами по вопросу законности  возврата из бюджета сумм НДС  по оборотам, облагаемым по нулевой  ставке;

- повышение налоговой  культуры путем разъяснения положений  и норм налогового законодательства, в том числе через прессу

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 года № 2235 (с и изменениями и дополнениями на 1.01.2013г).
  2. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона “О налогах и др. обязательных платежах в бюджет”.
  3. Закон РК от 18 июля 1996 г. "Об обязательном страховании".
  4. Абдулкадыров Шамиль. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября - 2009 г.
  5. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-№6  
  6. Раимбаев А.К. «Классификации налогов» // Финансы Казахстана-1999 г.-№10-11.
  7. Оспанов М.Г. Гармонизация налоговых отношений. – Алматы // Факсинфо, 2007 г.
  8. www.minfin.kz
  9. Указ Президента Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г., № 2235.
  10. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004 г.
  11. Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1996 г.
  12. www.salyk.kz
  13. Алипов А. Налогообложение малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании // Каржы-Каражат – Финансы Казахстана. –2005 г. - № 1
  14. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000 г. – 384с.
  15. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г.
  16. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000 г. – 520с.
  17. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 2006 - № 4.
  18. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 2011 - 9 июля.
  19. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь - 2005 - №3-4.
  20. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 2006 -№3-4.
  21. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.
  22. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.
  23. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: "Каржы Каражат", 2008 г.
  24. "Налоги" по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.
  25. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 1995 №1.
  26. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г.
  27. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать? [Проект] // Экспресс - 2009 - 28 марта.
  28. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.
  29. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.
  30. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г.
  31. Вестник МГД Республики Казахстан № 5 2000 г.
  32. Основы государства и права Республики Казахстан . 2010год.
  33. Журнал " Финансы и кредит" № 11 2007 год.
  34. www.stat.kz

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития