Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы
Более конструктивным определением налоговой системы, на мой взгляд, является определение, предложенное С.Г. Пепеляевым, по мнению которого налоговая система - это совокупность установленных в государстве существующих условий налогообложения. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов - только элемент налоговой системы. В своем определении С.Г. Пепеляев указывает на взаимосвязь налоговой системы с системой налогообложения [8, C.43].
Таким образом, налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами [9, C.14]. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.
Сущность налоговой системы проявляется в ее функциях. В числе налоговых функций ученые называют:
Рисунок 3 – Функции налоговой системы
Исторически первой является
фискальная функция, обеспечивающая поступление
средств государственный
Перераспределительная функция
налогов состоит в
Посредством регулирующей функции
формируются противовесы
Таким образом, обе налоговые
функции позволяют
Третья функция налогов
- регулирующая - возникает с расширением
экономической деятельности государства.
Оно целенаправленно
Как и финансам в целом,
налогам свойственна также
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
Существуют два вида налоговой системы:
- шедулярная налоговая
система — весь доход,
- глобальная налоговая
система — все доходы
Рисунок 4 – Виды налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
Налоговая система Республики Казахстан представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.
Рисунок 5– Позитивные и негативные стороны функционирования налоговой системы
Современная налоговая система
была введена в Казахстане в начале
90-х годов. Необходимость быстрого
и коренного изменения
Теоретически при
Переход к рынку любой
ценой потребовал принятия законодательства
о новой налоговой системе, правил
и инструкции, регламентирующих ее
деятельность, дающих возможность управлять
этой системой, а также создания
надлежащего налогового механизма.
Для казахстанских условий
Первые годы процесса преобразований происходили на фоне общей либерализации общественной жизни, в ходе которого деформировались и исчезали интересы и стимулы, заставлявшие работать административную систему управления. В результате в стране наблюдалось нарастание материально-финансовых диспропорций, связанных с воспроизводством дефицита продукции и ресурсов, ускорением роста инфляции и обесцениванием доходов населения. В то же время откладывание радикальных преобразований с каждым месяцем увеличивало социальную напряженность и придавало будущим масштабным преобразованиям потенциально все более болезненный характер.
В целях предотвращения негативных
последствий командно-
В Республике Казахстан работа над совершенствованием налоговой системы началась с 1992 года, и в своем развитии прошла 4 этапа:
Таблица 1 – Этапы становления налоговой системы в РК
Периоды |
Эволюционные тренд реформирования налоговой системы |
Цель и задачи |
Первый период 1992-1995 гг |
Формирование налоговой системы |
Разработка налогового законодательства, его исправление на основе полученных результатов и опыта в условиях транзитной экономики |
Второй период 1995-1998 гг. |
Начало налоговой реформы |
Формирования налоговой системы приспособленной к функционированию в условиях развивающейся системы рыночных отношении |
Третий период 1998-2009 гг. |
Становление и развитие налоговой системы |
Качественные преобразования, внесенных изменений в налоговую систему |
Четвертый период с 2009 года |
Концептуальная проработка налогового законодательства |
Последовательные шаги по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, рационализация налоговой политики, систематизация налогообложения и интеграция налоговой системы Республики Казахстан в мировую экономическую систему |
Примечание - Составлено автором. |
Первый этап (с 1992 года по июнь 1995 года) -
из-за отсутствия собственного опыта в
создании налоговой системы Казахстан
в основе использован опыт соседних государств,
и, прежде всего, в Российской Федерации.
Практически Закон «О налоговой системе
в Республике Казахстан», принятый 24 декабря
1991 года, являлся скопированным вариантом
законодательства России [14, C.167]. В результате
в Казахстане была построена трехзвенная
налоговая система, присущая федеративному
государству.
Она включала в себя три группы налогов:
1. общегосударственные;
2. общеобязательные местные налоги и сборы;
3. местные налоги и сборы.
Большое количество налогов
(43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных
налогов и сборов, 17 местных налогов
и сборов), нестабильность законодательства,
наличие множества платежей расчетной
базой, для которых является себестоимость,
применение большого количества льгот
сделало налоговую систему
Так, в подоходном налогообложении физических
лиц впервые был осуществлен переход от
идедулярного налогообложения, применявшегося
достаточно длительное время в республиках
бывшего СССР, к глобальному обложению
доходов физических лиц на основе определения
совокупного годового дохода.
В части юридических лиц изменения коснулись
следующих аспектов: отмена дифференциация
ставок налога на прибыль и утверждены
две ставки: 30% - для всех юридических лиц
и 45% - для банков и страховых компаний.
Впервые к числу налогоплательщиков стали
относиться бюджетные организации в части
доходов, полученных от предпринимательской
деятельности; были упорядочены льготы
(вместо действовавших ранее 30 осталось
6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших
в налоговой системе Республики Казахстан
в 1994 году, позволяют сделать вывод об
их преимущественно фискальном характере.
Между тем, несмотря на столь решительные
меры, удельный вес налоговых поступлений
в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8%
в 1993 году [15, C.274].
Исходя, из того в качестве основных целей
налоговой реформы в Республике Казахстан
в последующие этапы были выдвинуты:
1. Стимулирование рыночных отношений, а именно:
- активная поддержка
- стимулирование индивидуальных
налогоплательщиков вкладывать
получаемые доходы в
- подведение широкой
- создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.
Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития