Налоговая система в РК: этапы становления и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Сущность налоговой системы и ее организация
1.1 Понятие налоговой системы
1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
2 Перспективы развития налоговой системы РК
2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

— 726.35 Кб (Скачать файл)

Более конструктивным определением налоговой системы, на мой взгляд, является определение, предложенное С.Г. Пепеляевым, по мнению которого налоговая система - это совокупность установленных в государстве существующих условий налогообложения. Понятие «налоговая система» характеризует налоговый правопорядок в целом, а система налогов - только элемент налоговой системы. В своем определении С.Г. Пепеляев указывает на взаимосвязь налоговой системы с системой налогообложения [8, C.43].

Таким образом, налоговая система  - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами [9, C.14]. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Сущность налоговой системы  проявляется в ее функциях. В числе  налоговых функций ученые называют:

Рисунок 3 – Функции налоговой  системы

 

Исторически первой является фискальная функция, обеспечивающая поступление  средств государственный бюджет. По мере развития товарно – денежных отношений эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики [10, C.385].

Перераспределительная функция  налогов состоит в перераспределении  части доходов различных субъектов  хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия в этой функции  определяются долей налогов в  валовом национальном продукте; она  показывает степень огосударствления национального дохода.

Посредством регулирующей функции  формируются противовесы излишнему  фискальному гнету, т.е. создаются  специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных  экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования –  обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов  бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда  денежных средств.

Таким образом, обе налоговые  функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения  из абстрактно воспринимаемой ее способности  воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением  экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства  в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции  общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Регулирующая функция – это роль налогов  и налоговой политики в системе  факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и  предложения, темпов роста и занятости. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется  их недостаточной собираемостью  уклонением от налогообложения.

Как и финансам в целом, налогам свойственна также контрольная  функция, позволяющая обеспечить проверку правильности и своевременности  внесения налогоплательщиком налоговых  платежей в бюджет посредством количественного  отображения финансовых показателей. Контрольная функция налогов  выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства  и предприятий, реализацию и действенность  силы государственной власти. Без  контрольной функции другие функции  налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей  основе .

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная  функция налогов проявляется  в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора  налоговых платежей и действенности  и эффективности штрафных санкций  и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед  государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой  системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность  других функций. Следовательно, если контрольная  функция налогов ослаблена, то это  соответственно снижает эффективность  налоговой системы в целом.

Существуют два вида налоговой  системы:

- шедулярная налоговая  система — весь доход, получаемый  налогоплательщиком, делится на  части, или шедулы. Каждая из  этих частей облагается налогом  особым образом. Для разных  шедул могут быть установлены  различные ставки, льготы и другие  элементы налога, перечисленные  выше;

-   глобальная налоговая  система — все доходы физических  и юридических лиц облагаются  одинаково. Такая система облегчает  расчет налогов и упрощает  планирование финансового результата  для предпринимателей. Эта система  широко применяется в западных  государствах [11, C.548]. Другая классификация по различным основаниям дана на рисунке 5.

 

Рисунок 4 – Виды налоговой  системы

 

 

1.2 Этапы  формирования  налоговой системы РК

 

Налоговая система Республики Казахстан представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих  на данный момент налогов, с указанием  их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и  сроки выплаты, методологии расчета  и учета, а также соответствующих  административных положений.

Рисунок 5– Позитивные и  негативные стороны функционирования налоговой системы

Современная налоговая система  была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей  системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием  рыночных отношений в казахстанской  экономике. С обретением независимости в 1991 году Казахстан встал на путь серьезных изменений в политико-экономическом устройстве государства. При этом  не было никаких сомнений по поводу того, что применение традиционных инструментов управления хозяйством, в числе которых были плановые задания предприятиям по выпуску продукции и эффективности ее производства, централизованно устанавливаемые цены, фонды и лимиты на поставки продукции и приобретение ресурсов, резко утратили свою действенность.

Теоретически при осуществлении  перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые системы  стран Западной Европы сложились  в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике [12, C.449]. Такой экономической ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании западного опыта, пригодного для высокоразвитой системы рыночных отношений и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися.

Переход к рынку любой  ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять  этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начало 90-х годов была избрана налоговая  система по американскому образцу [13, C,51]. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране. Существенно изменилась экономическая суть многих ранее действовавших налогов.

Первые годы процесса преобразований происходили на фоне общей либерализации  общественной жизни, в ходе которого деформировались и исчезали интересы и стимулы, заставлявшие работать административную систему управления. В результате в стране наблюдалось нарастание материально-финансовых диспропорций, связанных с воспроизводством дефицита продукции и ресурсов, ускорением роста инфляции и обесцениванием доходов населения. В то же время  откладывание радикальных преобразований с каждым месяцем увеличивало  социальную напряженность и придавало  будущим масштабным преобразованиям  потенциально все более болезненный  характер.

В целях предотвращения негативных последствий командно-административной системы управления народным хозяйством и перехода к рыночным отношениям правительство республики начало осуществлять комплекс мер по реформированию всего  социально-экономического устройства, в том числе и налогового.

В Республике Казахстан работа над совершенствованием налоговой  системы началась с 1992 года, и в  своем развитии прошла 4 этапа:

Таблица 1 – Этапы становления  налоговой системы в РК

Периоды

Эволюционные тренд  реформирования налоговой системы

Цель и задачи

Первый период

1992-1995 гг

Формирование налоговой системы

Разработка налогового законодательства, его исправление на основе полученных результатов и опыта в условиях  транзитной экономики

Второй период

1995-1998 гг.

Начало налоговой реформы

Формирования налоговой системы приспособленной к функционированию в условиях развивающейся системы рыночных отношении

Третий период

1998-2009 гг.

Становление  и развитие налоговой системы

Качественные преобразования, внесенных изменений в налоговую систему

Четвертый период

с 2009 года

Концептуальная проработка налогового законодательства

Последовательные шаги по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, рационализация налоговой политики, систематизация налогообложения и интеграция налоговой системы Республики Казахстан в мировую экономическую систему

Примечание - Составлено автором.


 

Первый этап (с 1992 года по июнь 1995 года) - из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России [14, C.167]. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству. 
Она включала в себя три группы налогов:

1. общегосударственные;

2. общеобязательные местные  налоги и сборы;

3. местные налоги и  сборы.

Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов  и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной  базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот  сделало налоговую систему практически  неуправляемой и совершенно неэффективной. В истории развития налоговой  системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой  системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов. 
Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода. 
В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических лиц и 45% - для банков и страховых компаний. 
Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году [15, C.274]. 
Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:

1. Стимулирование рыночных  отношений, а именно:

- активная поддержка предпринимательства;

- стимулирование индивидуальных  налогоплательщиков вкладывать  получаемые доходы в предпринимательскую  деятельность;

- подведение широкой законодательной  базы под налогообложение;

- создание механизма защиты  доходов от двойного, тройного  налогообложения.

Информация о работе Налоговая система в РК: этапы становления и развития