Налоговые проверки в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы актуальна так как, в наши дни значительная часть уплаченных денежных средств по налогам и сборам, идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства. Налоги и сборы взимаются как с физических, так и юридических лиц, но не редко встречается случаи уклонения налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций от уплаты налогов, сокрытием имущества и предоставлением неточной информации о доходах.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.docx

— 175.12 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы актуальна так как, в наши дни значительная часть уплаченных денежных средств по налогам и сборам, идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства. Налоги и сборы взимаются как с физических, так и юридических лиц, но не редко встречается случаи уклонения налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций от уплаты налогов, сокрытием имущества и предоставлением неточной информации о доходах. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейших институтов налогового законодательства – налоговый контроль.

Согласно ст.6 закона "О налоговых органах Российской Федерации" № 943-1 от 21 марта 1991 г. главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Следовательно, перед налоговыми органами встает серьезная проблема, связанная с контролем за правильностью и полнотой взимания налогов.

Исходя из вышеизложенного тема курсовой работы является актуальной и интересной для исследования.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении механизма применения действующих форм, видов и методов налогового контроля и выявлении путей совершенствования налогового контроля в РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть понятие налогового контроля и его отличие от других форм государственного контроля;

• изучить цели, задачи, формы, виды и методы налогового контроля;

• рассмотреть государственные органы, осуществляющие налоговый контроль;

• изучить государственный налоговый учет, как форму налогового контроля;

• рассмотреть налоговые проверки как форму налогового контроля;

• проанализировать результаты контрольной работы налоговых органов в РФ;

• изучить организацию и порядок работы отделов ИФНС России.

Объект исследования – общественные  отношения,     возникающие  в

процессе осуществления налогового контроля.

Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы.

В данной курсовой использованы различные источники, в которых затрагивалась тема налоговый контроль, это: Налоговый кодекс, Федеральные законы, учебные пособия, учебники для студентов ВУЗов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы налогового контроля в РФ

    1. Понятие налогового контроля и его отличие от других форм государственного контроля

 

Налогоплательщик, обладая имуществом на праве собственности или другом вещном праве, всегда стремится защитить свой частный имущественный интерес от налоговых изъятий. Естественное желание налогоплательщика уменьшить размер налоговых платежей затрагивает имущественный интерес другой стороны налоговых правоотношений – государства. В такой ситуации государство, защищая публичные интересы в налоговых отношениях, вынуждено выработать специальный механизм взаимодействия с каждым конкретным налогоплательщиком, который в конечном счете обеспечил бы+ надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.

Налоговый контроль — система обязательных процедур, регламентируемых гл. 14 (ст. 82—105) НК, проводимых должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Налоговый контроль осуществляется посредством:

— налоговых проверок;

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

— в других формах, предусмотренных НК.[16 c. 457]

Налоговый контроль направлен на обеспечение налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов  исполнения законодательства в части постановки на налоговый учет, представления налоговой и бухгалтерской отчетности, уплаты налогов и сборов в установленные сроки, правильности определения объектов налогообложения, налоговой базы, ставок налога, порядка открытия счетов, исполнения банками решений налоговых органов по взысканию налогов и сборов и приостановлению операций по счетам. [5 с.125]

Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сборов налогов.

Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. 

Государственная налоговая служба РФ относится к центральным органам федеральной исполнительной власти. Она руководит налоговой сферой управления и является межотраслевым - функциональным органом управления, наделена властными полномочиями и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства.

Налоговый контроль осуществляется на всех этапах налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений. При этом различается налоговый контроль в широком и узком смысле.

Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческие процедуры представительных органов по рассмотрению налоговых законопроектов, подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести в предварительному налоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованием бюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов – за надлежащим исполнением кредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательства в свойственных им  формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы.

Налоговый контроль в узком смысле – это властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности  исчисления, удерживания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. [2 c. 234]

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах. [7 ст.82]

Государственный налоговый контроль представляет собой не только контроль за налогоплательщиками, но деятельность органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых потоков в экономике. Государственный налоговый контроль обеспечивает формирование доходной базы бюджетов всех уровней, финансовые ресурсы которых направляются на реализацию социальных, экономических и других реформ.

 Эффективная система налогового контроля является залогом формирования устойчивой и стабильной экономики. Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных и местных органов власти, направленных на организацию и становление рыночных отношений. В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и объектом, оно носит характер прямой и обратной связи. Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует о степени его воздействия на объект. Свойство прямой связи активно используется в практике налогового администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения эффективности использования экономических ресурсов и, во-вторых, организационной направленности - в части совершенствования деятельности налоговых органов. Таким образом, налоговый контроль имеет цель обнаружения нарушений и отклонений от принятых норм, правил и стандартов в сфере налогов и сборов, принятие необходимых корректирующих мер, привлечение виновных к ответственности и возмещение причиненного государству ущерба, а также предотвращение или сокращение совершения таких правонарушений в дальнейшем. 

Содержание налогового контроля включает:

1) проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;

2) проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

3) проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;

4) проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов;

5) проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;

6) проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;

7) предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

8) выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;

9) выявление проблемных категорий налогоплательщиков;

10) принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами своих налоговых обязанностей. [5 с.124]

Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременность и эффективность выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Организация налогового контроля является в значительной степени определяющим фактором повышения уровня налоговых поступлений в бюджетную систему государства. Эффективно организованный налоговый контроль позволяет уменьшать:

  1. Размер сумм налогов, не уплаченных в результате сокрытия налоговой базы;
  2. Размер сумм налогов, не уплаченных из-за сокрытия денежных средств и имущества, на которое должно быть обращено взыскание;
  3. Масштаб не уплаты налогов в результате неправильного применения налогового законодательства.

Следует отметить, что эффективность налогового контроля характеризуется не только уровнем поступления налогов и сборов в бюджетную систему, но и полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, снижением недоимок и задолженности по налогам, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия налоговых и других органов. [5 с.125]

Под налоговым контролем следует понимать одно из важнейших направлений государственного финансового контроля (рис.1).

Рис. 1 Виды государственного финансового контроля

Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других форм государственного контроля налоговый контроль отличается по своему объекту, содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

Что касается налогового надзора, то он фактически осуществляется органами прокуратуры. Во всяком случае, в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 11 февраля 2003 года N 9 "О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах" признано необходимым выработать систему надзора, обеспечивающую своевременное и результативное реагирование на нарушения законодательства в сфере налогообложения.

В науке уже давно предпринимаются попытки разграничения таких понятий, как контроль и надзор, однако к единой точке зрения ученые пока не пришли. Сложность разграничения таких понятий заключается в том, что некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями.

Отличие налогового контроля от прокурорского надзора заключается в том, что прокуратура является самостоятельным органом, не входящим ни в какую из ветвей государственной власти. Надзор прокуратуры распространяется практически на все сферы общественных отношений (экономические, политические, социальные). Напротив, органы, осуществляющие налоговый контроль, специализируются в определенных областях общественных отношений, что обуславливает многообразием и сложностью задач управления, множественностью субъектов государственного управления, в отношении которых осуществляется контроль.

Информация о работе Налоговые проверки в РФ