Налоговые проверки в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы актуальна так как, в наши дни значительная часть уплаченных денежных средств по налогам и сборам, идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства. Налоги и сборы взимаются как с физических, так и юридических лиц, но не редко встречается случаи уклонения налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций от уплаты налогов, сокрытием имущества и предоставлением неточной информации о доходах.

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.docx

— 175.12 Кб (Скачать файл)

Источник: составлено автором на основании ст. 116, 119, 120 Налогового Кодекса РФ

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций.

В практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т. п.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т. п.).

Проверки непосредственно на предприятиях, как правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков. Вместе с тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.

В этих условиях всеобъемлющий контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей и по каждому плетельщику, это позволяет вести учет за полнотой и своевременностью уплаты налогов.[17 c. 47]

 

1.5.Налоговые  проверки, как основная форма  налогового контроля

 

Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности. [2 c. 209]

Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также налоговых агентов (которыми являются организации, индивидуальные предприниматели). При этом целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения фискально обязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетности, представления фискально значимой информации и т.д.

Налоговые проверки могут проводиться налоговые органами, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов. [9 с.255]

 Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Вместе с тем лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.

Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.

В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов.

   По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

В зависимости от включения в план проведения проверок бывают плановые и внеплановые налоговые проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

При всем многообразии форм налоговые проверки являются основной формой налогового контроля. В соответствии со ст.87 НК РФ определены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. [5 с.138]

Камеральная и выездная налоговые проверки различаются между собой прежде всего методом их проведения. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, выездная налоговая проверка – по месту нахождения налогоплательщика (при отсутствии у налогоплательщика помещения возможно ее проверка по месту нахождения налогового органа). [5 с.139]

Таблица 2

Сравнительная характеристика камеральной и

выездной налоговых проверок

Показатели

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

  1. Место проведения проверки

По месту нахождения налогового органа

По месту нахождения налогоплательщика

  1. снование для проведения проверки

Без какого-либо специального решения руководителя налогового органа

На основании письменного решения руководителя налогового органа

  1. Срок проведения проверки

В течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета)

Не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев

  1. Процедуры, применяемые при проведении проверки:

истребование документов;

 

допрос свидетеля;

осмотр помещений и территорий объектов налогоплательщика;

осмотр документов и предметов;

 

 

 

 

выемка документов;

назначение экспертизы;

привлечение специалиста;

инвентаризация имущества

 

 

 

Проводится только в случаях, предусмотренных п. 6-9 ст. 88 НК РФ

Проводится

Не проводится

 

 

Проводится, при условии что они получены в результате ранее проведенных мероприятий налогового контроля или при согласии владельца

Не проводится

Проводится

 

Проводится

 

Не проводится

 

 

 

Проводится

 

 

Проводится

Проводится

 

 

Проводится

 

 

 

 

 

Проводится

Проводится

 

Проводится

 

Проводится


 

Продолжение таблицы 2

 

  1. Порядок оформления результатов

Путем отражения результатов в программном комплексе, а при наличии налоговых правонарушений – составляется акт камеральной налоговой проверки

Составляется акт выездной налоговой проверки

  1. Срок оформления результатов проверки

В течении 10 дней после окончания камеральной проверки

Не позднее двух месяцев с даты окончания проверки (составления справки об окончании проверки)


Источник: 4 с.139

Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться: 1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа; 2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Если при  проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Это в налоговой практике называется встречной проверкой. [8 с. 195]

Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Инвентаризация имущества может проводиться в организациях и у индивидуальных предпринимателей в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, кредиторской задолженности.

Цель инвентаризации состоит в следующем:  
• выявить фактическое наличие имущества и неучтенные объекты, подлежащие налогообложению; 
• сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета;

• проверить полноту отражения в учете обязательств.

Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика, месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, в котором определяется состав инвентаризационной комиссии, перечень проверяемого имущества. 
       Как и при обычной инвентаризации, в данном случае проверка должна проводиться в присутствии должностных лиц, материально-ответственных лиц, работников бухгалтерии налогоплательщика.

К началу проведения инвентаризации налогоплательщик обязан сдать последние приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально-ответственные и подотчетные лица дают расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. 
     Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Если материальные ценности хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, то обязательная проверка путем пересчета, применяется выборочно, лишь в части ценностей. 
     Сведения о фактическом наличии имущества заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации по наименованиям ценностей и объектов в единицах измерения, принятых в учете.  

В целях предупреждения подлогов в инвентаризационных описях должны соблюдаться определенные правила их заполнения:  
     • не допускается оставлять незаполненные строки;  

  •  на каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях (независимо от единиц измерения);  
     • заполнять четко и ясно, без помарок и подчисток; 
       • исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами; 
      • наличие подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально - ответственных лиц;  
      • в конце описи расписка материально-ответственного лица об отсутствии претензий к членам комиссии;  
          • не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально - ответственных лиц без проверки фактического наличия.  
       Наряду с общими, есть особые правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, незавершенного производства, животных, денежных средств, расчетов.  
      Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.

Проверку применения контрольно - кассовой техники осуществляют налоговые органы, которые:

Информация о работе Налоговые проверки в РФ