Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:05, курсовая работа
Тема данной курсовой работы актуальна так как, в наши дни значительная часть уплаченных денежных средств по налогам и сборам, идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства. Налоги и сборы взимаются как с физических, так и юридических лиц, но не редко встречается случаи уклонения налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций от уплаты налогов, сокрытием имущества и предоставлением неточной информации о доходах.
Источник: составлено автором на основании ст. 116, 119, 120 Налогового Кодекса РФ
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.
На налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций.
В практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых денежных средств на своих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, несвоевременной сдачи в банки документов на уплату платежей в бюджет, уклонения от их уплаты и т. п.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты исчисленных налогов и других обязательных платежей осуществляется как в ходе проверок непосредственно на предприятиях, так и на основе поступающих в налоговые органы банковских документов (копий платежных поручений, подтверждающих уплату налогов, выписок банков и т. п.).
Проверки непосредственно на предприятиях, как правило, высокоэффективны, способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков. Вместе с тем такой контроль не может быть всеобъемлющим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число предприятий, состоящих на учете в качестве налогоплательщиков.
В этих условиях всеобъемлющий контроль за предприятиями достигается посредством ведения в налоговых органах оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей и по каждому плетельщику, это позволяет вести учет за полнотой и своевременностью уплаты налогов.[17 c. 47]
1.5.Налоговые проверки, как основная форма налогового контроля
Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности. [2 c. 209]
Налоговые проверки проводятся в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов (организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также налоговых агентов (которыми являются организации, индивидуальные предприниматели). При этом целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения фискально обязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетности, представления фискально значимой информации и т.д.
Налоговые проверки могут проводиться налоговые органами, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов. [9 с.255]
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
Вместе с тем лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.
Налоговая проверка – это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления отчетных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.
В зависимости от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок.
В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, они делятся на документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).
В зависимости от объема налоговой проверки и решаемых в ходе нее задач различают тематические и комплексные налоговые проверки. Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля. Налоговые проверки могут быть комплексными и в силу состава контролирующих органов, принимающих в них участие. Обычно такие проверки проводятся группами, в состав которых входят специалисты различных уполномоченных органов.
По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период, и выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.
В зависимости от включения в план проведения
проверок бывают плановые и внеплановые
налоговые проверки (проверки, которые
проводятся при ликвидации или реорганизации
организаций-
При всем многообразии форм налоговые проверки являются основной формой налогового контроля. В соответствии со ст.87 НК РФ определены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. [5 с.138]
Камеральная и выездная налоговые проверки различаются между собой прежде всего методом их проведения. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, выездная налоговая проверка – по месту нахождения налогоплательщика (при отсутствии у налогоплательщика помещения возможно ее проверка по месту нахождения налогового органа). [5 с.139]
Таблица 2
Сравнительная характеристика камеральной и
выездной налоговых проверок
Показатели |
Камеральная налоговая проверка |
Выездная налоговая проверка |
|
По месту нахождения налогового органа |
По месту нахождения налогоплательщика |
|
Без какого-либо специального решения руководителя налогового органа |
На основании письменного решения руководителя налогового органа |
|
В течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета) |
Не более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев |
истребование документов;
допрос свидетеля; осмотр помещений и территорий объектов налогоплательщика; осмотр документов и предметов;
выемка документов; назначение экспертизы; привлечение специалиста; инвентаризация имущества |
Проводится только в случаях, предусмотренных п. 6-9 ст. 88 НК РФ Проводится Не проводится
Проводится, при условии что они получены в результате ранее проведенных мероприятий налогового контроля или при согласии владельца Не проводится Проводится
Проводится
Не проводится |
Проводится
Проводится Проводится
Проводится
Проводится Проводится
Проводится
Проводится |
Продолжение таблицы 2
|
Путем отражения результатов в программном комплексе, а при наличии налоговых правонарушений – составляется акт камеральной налоговой проверки |
Составляется акт выездной налоговой проверки |
|
В течении 10 дней после окончания камеральной проверки |
Не позднее двух месяцев с даты окончания проверки (составления справки об окончании проверки) |
Источник: 4 с.139
Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться: 1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа; 2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Это в налоговой практике называется встречной проверкой. [8 с. 195]
Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
Инвентаризация имущества может проводиться в организациях и у индивидуальных предпринимателей в отношении основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств, кредиторской задолженности.
Цель инвентаризации
состоит в следующем:
• выявить
фактическое наличие имущества и неучтенные
объекты, подлежащие налогообложению;
• сопоставить
фактическое наличие имущества с данными
бухгалтерского учета;
• проверить полноту отражения в учете обязательств.
Основанием
для проведения инвентаризации является
распоряжение руководителя (его заместителя)
налогового органа по месту нахождения
налогоплательщика, месту нахождения
принадлежащего ему недвижимого имущества
и транспортных средств, в котором определяется
состав инвентаризационной комиссии,
перечень проверяемого имущества.
Как и при
обычной инвентаризации, в данном случае
проверка должна проводиться в присутствии
должностных лиц, материально-ответственных
лиц, работников бухгалтерии налогоплательщика.
К началу
проведения инвентаризации налогоплательщик
обязан сдать последние приходные и расходные
документы или отчеты о движении материальных
ценностей и денежных средств. Материально-ответственные
и подотчетные лица дают расписку о том,
что к началу инвентаризации все расходные
и приходные документы на имущество сданы
в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских
регистрах и все ценности, поступившие
на их ответственность, оприходованы,
а выбывшие - списаны в расход.
Фактическое
наличие имущества при инвентаризации
определяется путем обязательного подсчета,
взвешивания, обмера. Если материальные
ценности хранятся в неповрежденной упаковке
поставщика, то обязательная проверка
путем пересчета, применяется выборочно,
лишь в части ценностей.
Сведения
о фактическом наличии имущества заносятся
в инвентаризационные описи или акты инвентаризации
по наименованиям ценностей и объектов
в единицах измерения, принятых в учете.
В целях
предупреждения подлогов в инвентаризационных
описях должны соблюдаться определенные
правила их заполнения:
• не допускается оставлять незаполненные
строки;
• на каждой странице
описи указывается прописью число порядковых
номеров материальных ценностей и общий
итог количества в натуральных показателях
(независимо от единиц измерения);
• заполнять четко
и ясно, без помарок и подчисток;
• исправления
должны быть оговорены и подписаны всеми
членами инвентаризационной комиссии
и материально-ответственными лицами;
• наличие подписи
всех членов инвентаризационной комиссии
и материально - ответственных лиц;
• в
конце описи расписка материально-ответственного
лица об отсутствии претензий к членам
комиссии;
• не
допускается вносить в описи данные об
остатках ценностей со слов материально
- ответственных лиц без проверки фактического
наличия.
Наряду с
общими, есть особые правила проведения
инвентаризации отдельных видов имущества:
основных средств, нематериальных активов,
финансовых вложений, незавершенного
производства, животных, денежных средств,
расчетов.
Все полученные
в ходе инвентаризации результаты заносятся
в инвентаризационные
описи. Составленные инвентаризационные описи
подписывают все члены инвентаризационной
комиссии, материально ответственные
лица. В конце описи материально ответственные
лица дают расписку, подтверждающую проверку
комиссией имущества в их присутствии
и отсутствие у них каких-либо претензий
к членам комиссии.
Проверку применения контрольно - кассовой техники осуществляют налоговые органы, которые: