Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:05, курсовая работа
Тема данной курсовой работы актуальна так как, в наши дни значительная часть уплаченных денежных средств по налогам и сборам, идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства. Налоги и сборы взимаются как с физических, так и юридических лиц, но не редко встречается случаи уклонения налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций от уплаты налогов, сокрытием имущества и предоставлением неточной информации о доходах.
Опыт зарубежных стран лишний раз подтверждает необходимость создания информационной базы данных, которая при сопоставлении с данными налоговой декларации способствовала бы выявлению незадекларированных доходов.
Совокупность мероприятий, связанных с совершенствованием контрольной функции на основе зарубежного опыта, позволит существенно увеличить результативность налогового контроля.
2.4 Проблемы налогового контроля в РФ и направления его совершенствования
В системе налогового контроля РФ существуют такие проблемы как:
1) уклонение налогоплательщиков
от выполнения обязанности по
уплате налогов. Одна из причин
уклонения от налогов –
2) высокая загруженность
3) низкая эффективность
4) низкая эффективность выездной налоговой проверки.
Повышение эффективности камеральных проверок может быть достигнуто в результате проведения следующих мероприятий:
1) разработки методов проведения
по отраслям анализа
2) разработки эффективных
3) создания базы данных
Повышения результативности налоговых проверок можно добиться за счет снижения риска в процедурах отбора налогоплательщиков –; создание информационных ресурсов для накопления данных о нарушениях законодательства о налогах и сборах и их анализа для использования в последующих выездных проверках, использование углубленной камеральной проверки. Отметим, что создание и внедрение высокоэффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок является одним из направлений совершенствования системы налогового контроля. Эта система должна функционировать на основе сбора и логической обработки внутренних и внешних источников информации о налогоплательщике.
В настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями, что является одной из проблемой налогового контроля. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.
Одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.
Одной из главных проблем налогового контроля является выявления налогоплательщиков уклоняющихся от уплаты налога различными способами, для это нужно наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей.
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.
Так же практика налоговых органов показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.
Проблема повышения эффективности налогового контроля и совершенствования контрольной работы налоговых органов для РФ всегда актуальна. Улучшение качества налогового контроля возможно как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет использования международного опыта. Зарубежная практика налогового контроля применяет различные способы его осуществления. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик налогового контроля в российской действительности должно привести к повышению эффективности контрольной деятельности.
При анализе системы налогового контроля в зарубежных странах в первую очередь необходимо отметить особое внимание, уделяемое теоретико-идеологическим вопросам, в том числе концепции налогового контроля и налоговой дисциплины.
Говоря о концепции налогового контроля, необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепляемых государством в основах налоговой системы. В числе таковых:
1. Построение отношений между
налогоплательщиком и
2. Соответствие средств
3. Неотвратимость наказания. Любые
попытки обмана государства со
стороны налогоплательщика
4. Презумпция невиновности
Одной из распространенных форм налогового контроля в иностранных налоговых системах является институт предварительного налогового регулирования. Его смысл заключается в согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме:
- заключения налоговых соглашений;
- получения индивидуальных консультаций.
Согласно положениям Свода фискальных процедур Франции фискальный рескрипт дает налогоплательщику право направить в фискальный орган запрос о правомерности планируемой операции. Таким образом, он использует право получить налоговую консультацию до заключения контракта. Принятое налоговое решение является обязательным как для налоговых органов, так и для налогоплательщика, и изменению не подлежит. В случае отсутствия ответа в предусмотренные сроки налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности, при этом в будущем налоговые органы не вправе рассматривать данную сделку как правонарушение.
Аналогичная процедура имеется в США.
В Швеции фискальный рескрипт представляет собой выдачу Комиссией по налоговому праву предварительного заключения о налоговых последствиях той или иной сделки.
Такое подписание налогового соглашения исключает применение в будущем к налогоплательщику не только налоговых санкций, но и взимание самого налога, а также избавит стороны налоговых правоотношений от дорогостоящих и длительных судебных процедур.
Безусловно, российским налоговым органам при введении института предварительного налогового регулирования придется разрабатывать собственный механизм реализации указанной формы налогового контроля.
Если налоговым органам совместно с налогоплательщиком удастся построить процедуру заключения налоговых соглашений конструктивно, то это может послужить толчком к эффективному обмену информацией и более глубокому пониманию налоговыми органами экономической составляющей деятельности компании, что, безусловно, является преимуществом.
Значительные усилия в зарубежных странах направлены на упрощение условий налогообложения физических лиц. Работа направлена на избавление граждан от сбора и представления информации о самих себе в налоговые органы и передачу этой функции в ведение налоговых органов, а именно - осуществление сбора информации налоговыми органами за счет своих сил и средств. Налогоплательщикам остается только уплатить налоги в случае согласия с предъявленной суммой налога. При этом налоговые ведомства освобождаются от некоторого контроля на уровне получателей доходов. Данный способ воплощается в виде системы удержания налога у источника выплаты, которая уже давно и успешно применяется практически во всех европейских странах.
Например, в Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы налога и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация, банк и т.д.), а от самого налогоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в налоговые органы. Налогоплательщик может принять на себя отчетно-информационные обязанности в добровольном порядке, если, по его мнению, налог с него удержан в повышенном размере или если он имеет право на льготное налогообложение.
В Финляндии налогоплательщик может выбрать одну из двух схем начисления налоговых удержаний, которые указываются в его налоговой карточке. Каждый работник должен получить в налоговой инспекции свою налоговую карточку и представить ее работодателю. Граждане вправе внести изменения в схему удержания налогов либо по телефону, либо через Интернет. Для осуществления окончательного расчета по налогам налоговые органы рассылают физическим лицам уже заполненные декларации по подоходному налогу. В случае согласия с представленными расчетами налогоплательщику останется только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Возврат осуществляется электронным перечислением автоматически, если налогоплательщик укажет номер банковского счета.
Нельзя не сказать о важности развития информационных технологий. Автоматизация форм налогового контроля позволяет:
- сократить
трудоемкость аналитической
- повысить
результативность проводимых
- снизить
количество налоговых
- создать
информационные ресурсы для
Кроме того, внедрение новых информационных технологий способствует экономии финансовых и временных затрат в налоговом процессе.
Для того что бы применить аспекты улучшения налогового контроля, которые активно используют зарубежные страны, нужно провести глубокий анализ практики применения, выявление преимуществ и недостатков, разработать модели внедрения зарубежного опыта в российскую налоговую систему. Необходимо понимать, что использование иностранных инструментов налогового контроля на практике без учета российской специфики может как улучшить систему налогового контроля, так и произвести нейтральный эффект, а в худшем случае - привести к усилению существующих проблем налогового контроля.
Таким образом, основными направлениями совершенствования налогового контроля в РФ являются:
создание системы автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок;
упрощение условий налогообложения физических лиц;
создания базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках;
создание системы рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок;