Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 17:05, курсовая работа
Тема данной курсовой работы актуальна так как, в наши дни значительная часть уплаченных денежных средств по налогам и сборам, идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства. Налоги и сборы взимаются как с физических, так и юридических лиц, но не редко встречается случаи уклонения налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций от уплаты налогов, сокрытием имущества и предоставлением неточной информации о доходах.
- соотношение числа жалоб, рассмотренных
в досудебном порядке, и числа
судебных исков
- доля решений налоговых
- снижение задолженности по
- доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов;
- доля налогоплательщиков, имеющих
возможность доступа по
В настоящее время можно выделить приоритетные критерии, хорошей работы налоговых органов:
- собираемость налогов;
- снижение недоимки;
- количество выигранных
- результативность налоговых
Безусловно, совершенствование контрольной работы налоговых органов не совершенно и следует рассматривать как приоритетный вопрос при определении новаций в законодательстве о налогах и сборах.
2.3 Сравнительный анализ налогового контроля в РФ и зарубежных странах
Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже - по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным - около 40%. Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов.
Идентификация налогоплательщиков в зарубежных странах. Налоговые ведомства располагают одним национальным номером идентификации налогоплательщиков:
-
Испания и Швеция: единственный
национальный номер
- Канада - Нидерланды - Италия: номер, специфический для частных лиц и другой номер для юридических лиц;
-
США: использует номер, изначально
созданный в общественных
- Франция: так же, как и в США, номер для частных лиц и номер, специфический для юридических лиц.
Определение номера важно для налоговых ведомств, так как оно позволит с одной стороны благоприятствовать эффективности услуг, предназначенных для потребителей и, таким образом, улучшить отношения между администрацией и налогоплательщиками. С другой стороны, способствовать тому, чтобы улучшать налоговую проверку только по документам налогоплательщика, для подъема неплатежеспособных, для управления информацией по проверке сведений;
Почти во всех европейских странах применяются методы взимания налога у источника дохода (в основном на доходы с заработной платы и на вложение капитала), так же как механизмы периодических платежей или предварительной выплаты. Эти методы гарантируют большую долю налоговых сборов. Таким образом, в Германии они представляют 34% налоговых сборов, 32% - в Ирландии, 42% - в Великобритании. Это также упрощает обязанности потребителей и освобождает налоговое ведомство от некоторого контроля на уровне получателей, перенося его в платежные ведомства, которые обязывают осуществлять более частое и более цельное наблюдение за декларантами.
Организация контроля в зарубежных странах:
1) административная
2) политика программирования
Деятельность планирования контроля остается широко централизованной в странах юга (Италия, Испания), так же как в Японии. Она рассредоточена больше в других странах, которые работают с группами налогоплательщиков, таких, как США, Великобритания, Швеция, Нидерланды;
3) осуществление контроля. Обобщенно,
контроль осуществляется
Полномочия органов контроля:
1) право на получение информации. Налоговая администрация может потребовать от любого лица, чтобы она ему предоставила любую справку
или подготовила любой документ, относящийся к налоговому законодательству. Сведения, собранные в этом случае могут быть использованы для налогообложения и проверки любых услуг либо физического или юридического лица, или третьей стороной этого лица. Использование права на получение информации не должно позволить никоим образом осуществлять критический анализ бухгалтерского учета. Операции сбора информации должны иметь точечный характер и ограничиваться выпиской бухгалтерских бумаг или копией с документов. Такое определение права часто не эквивалентно в различных странах. В Германии, Испании, Великобритании использование этого права ограничено.
2) право проверки. Право проверки можно определить как возможность для администрации проверять существование и точность заявленных элементов, начиная с бухгалтерских данных и уточняющих документов, хранящихся налогоплательщиком. Между тем способы, распространение, срок, момент, даже цель контроля имеют различную практику:
-
процедура, специфичная для контроля
физических лиц не обобщена, даже
если методы контроля над
- некоторые страны не применяют контроля на месте (Великобритания);
-
одно из главных различий
-
большинство стран
-
отсутствует ограничение срока
контроля на месте для
- срок оговаривается в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке;
3) право визита и конфискации.
Эта процедура является
Повышенное внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.
Согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. В результате 83% причитающихся налогов в США уплачивается добровольно. Не стоит также забывать, что указанные результаты были достигнуты в результате 15-летней работы по модернизации налоговой структуры. Последняя концепция в качестве стратегических целей на первое место ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе - улучшение персонифицированного обслуживания и на третье - повышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства).
По мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:
- отлаженного аппарата контроля,
характеризующегося
- доверия налогоплательщиков, уверенных
в хорошей работе налоговой
системы и исполнении
- введения доступных для
В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.
Таким образом, как видно из представленного обзора, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений на основе указанных выше принципов позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и в конечном счете на налоговые поступления.
Кроме того, уровень добровольного соблюдения налогового законодательства растет за счет работы над правовой грамотностью и информированностью общества, внедрения на уровне гражданского долга в сознание граждан исполнения налоговых обязательств.
Система налогообложения должна выполнять многообразные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд, с другой стороны. Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов.
В Германии ответственность контролирующих органов предусматривается Уголовным кодексом Германии. Так, параграф 353 УК предусматривает ответственность за незаконное взимание непредусмотренных сборов и уменьшение платежа. Параграф 355 устанавливает ответственность за нарушение налоговой тайны в виде лишения свободы на срок до двух лет или денежного штрафа. Российским Уголовным кодексом предусмотрена уголовная ответственность за разглашения налоговой тайны в том случае, если разглашенные сведения являются коммерческой тайной или банковской тайной.
В немецкой судебной практике в делах по расследованию фактов уклонения от налогов различают следующие стадии правонарушений:
• уклонение от налогов – завершенное действие;
• попытка уклонения;
• подготовительные действия к уклонению от налогов.
Опыт Франции представляет значительный интерес для России. Так, действующий во Франции Налоговый кодекс широко использовался при подготовке Налогового кодекса Российской Федерации. Особенностью налогового контроля Франции является то, что в отличие от российского, французский налогоплательщик должен быть предупрежден о налоговой проверке, как минимум, за 8 дней. Без предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов. Длительность процедуры зависит от размера предприятия: для мелких предприятий – не более трех месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Срок проверки частных лиц не может превышать 12 месяцев. В российским законодательством предусмотрено проведение выездной налоговой проверки не чаще одного раза в год в течение не более двух месяцев может быть продлен до 4 месяцев,а в исключительных до 6 мес., Практика проверок крупных предприятий показала, что за такой срок их документы физически невозможно не только проанализировать, но и порой просто просмотреть, что существенно снижает качество документальной проверки. Часто раскрытие замысловатых схем ухода от налогов требует больших интеллектуальных и временных затрат, поэтому ограничение по срокам проверки экономически не оправдано.