Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому оно крайне заинтересовано в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Касается это не только налогоплательщиков, но и других лиц участвующих в организации и осуществлению налогообложения. Государство, существующее в первую очередь за счет налоговых поступлений, заинтересованно в полноте и своевременности поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления. В итоге налоговый контроль является одним из хорошо организованных видов государственного контроля.

Файлы: 1 файл

налогов.контроль.docx

— 155.41 Кб (Скачать файл)

Введение. Налоговый контроль.

 

 Налоги представляют  собой основной источник существования  государства и поэтому оно  крайне заинтересовано в том,  чтобы все его предписания,  заложенные в соответствующих  актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом.  Касается это не только налогоплательщиков, но и других лиц участвующих  в организации и осуществлению  налогообложения. Государство, существующее  в первую очередь за счет  налоговых поступлений, заинтересованно  в полноте и своевременности  поступления денежных средств в бюджет. Для выполнения этой задачи необходимо постоянно осуществлять государственный контроль, через существующие механизмы управления. В итоге налоговый контроль является одним из хорошо организованных видов государственного контроля.

 

 Налоговый контроль  характеризуется следующими признаками :

 

 

Налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим  контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен  этим государством определенными односторонне-властными  полномочиями, дающими возможность  реализовать указанную функцию.

 

 

Налоговый контроль выступает  видом финансового контроля. В  процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов

 

 

Налоговый контроль относится  к специализированным видам государственного контроля, т.е. налоговый контроль осуществляют только те органы которые специально уполномочены на это.

 

Налоговый контроль состоит  из следующих элементов:

 

 

что проверяют, обозначает субъект  контроля;

 

 

кого проверяют – объект контроля;

 

 

что проверяется – предмет  контроля;

 

 

для чего проверяется –  цель контроля;

 

 

как проверяется – методы контроля

 

Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, которые пользуются исключительным правом на проведение налоговых проверок.

 

Объектами налогового контроля являются лица, на которые налоговым  законодательством возложены юридические  обязанности.

 

Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым  лицом обязанностей, возложенных  на него налоговым законодательством.

 

Целью налогового контроля является :

 

 

выявление фактов нарушения  налогового законодательства или некачественного  исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;

 

 

выявление виновных и привлечение  их к установленной юридической  ответственности;

 

 

устранение нарушений  налогового законодательства;

 

 

защита материальных интересов  государства в виде принятия мер  по взысканию недоимки;

 

 

предупреждение нарушений  налогового законодательства.

 

Под методами налогового контроля понимаются конкретные приемы и способы  его осуществления .

 

Налоговый контроль можно  классифицировать по различным основаниям:

 

 

По форме своего осуществления  налоговый контроль подразделяется на :

 

 

непосредственный контроль;

 

 

опосредованный контроль .

 

Непосредственный налоговый  контроль характеризуется тем, что  проверка ведется на самом объекте  контроля и проверяющие изучают и анализируют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету.

Опосредованный налоговый  контроль характеризуется тем, что  субъект контроля и объект контроля не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер и проверяющие лица имеют дело с отчетной документацией.

 

 

По времени своего осуществления  налоговый контроль подразделяется на :

 

 

предварительный;

 

 

текущий;

 

 

последующий.

 

Предварительный налоговый  контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным. Задача предварительного налогового контроля состоит в том, чтобы  не допустить нарушений налоговой  дисциплины.

 

Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, является ли производимая операция законной. Задача текущего контроля состоит в том, чтобы пресечь нарушение налоговой  дисциплины.

 

Последующий налоговый контроль  осуществляется после истечения  срока, предоставленного для исполнения той или иной налоговой обязанности. В ходе его выясняется вопрос, была ли эта обязанность выполнена.

 

 

Налоговый контроль  может  носить внутренний или внешний характер.

 

Внутренний контроль –  это когда субъект и объект контроля являются звеньями одной организационной  системы. (Вышестоящая организация  проверяет свои структурные подразделения).

Внешний контроль - осуществляется в отношении организационно неподчиненных  субъектов. (Налоговый комитет проверяет  налогоплательщиков).

 

Виды налогового контроля.

 

 Налоговое администрирование  - это система управления государством  налоговых отношений. Необходимым  условием эффективного налогового  администрирования является налоговый  контроль.

 

Налоговый контроль – контроль органов налоговой службы за исполнением  налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные  пенсионные фонды.

 

Налоговый контроль состоит  не только в проверке исполнения налогового законодательства, полноты и своевременности  перечисления обязательных пенсионных взносов, но и в проверке правильности исчисления и полноты и своевременности  уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также устранения нарушений законодательства Республики Казахстан.

 

 Цели и задачи налогового  контроля различны. Основная цель  – препятствие уходу от налогов,  обеспечение поступлений в доходную  часть государства, устранение  нарушений законодательства Республики  Казахстан.

 

 Определены такие формы  налогового контроля, как :

 

 

регистрационный учет налогоплательщиков;

 

 

учет объектов налогообложения  и объектов, связанных с налогообложением;

 

 

учет поступлений в  бюджет;

 

 

учет плательщиков налога на добавленную стоимость;

 

 

налоговые проверки;

 

 

камеральный контроль;

 

 

мониторинг финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщиков;

 

 

правила применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

 

 

маркировка отдельных  видов подакцизных товаров и  установление акцизных постов;

 

 

проверка соблюдения порядка  учета и оценки и реализации имущества, обращенного в собственность  государства;

 

 

контроль над уполномоченными  органами.

 

 Вышеперечисленные формы  налогового контроля осуществляются  исключительно органами налоговой  службы. Это означает, что никакие  другие государственные органы  не вправе вторгаться с сферу налогового контроля.

 

 К органам налоговой  службы относятся уполномоченный  государственный орган и налоговые  органы.

 

 Уполномоченный государственный  орган – это центральный исполнительный  орган Республики Казахстан, обеспечивающий  налоговый контроль над исполнением  налоговых обязательств перед  государством, т.е. Налоговый Комитет  Министерства финансов РК.

 

 Налоговые органы –  это налоговые комитеты по  областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам,  городам и районам в городах.  Налоговые органы подчиняются  непосредственно соответствующему  вышестоящему органу налоговой  службы и не относятся к  местным исполнительным органам.

 

Регистрационный учет налогоплательщиков.

 

 Регистрационный учет  налогоплательщиков в органах  налоговой службы является основой  налогового контроля, так как  в результате регистрационного  учета органы налоговой службы  получают сведения о количестве  налогоплательщиков, их местонахождении.

 

 Налоговый Кодекс достаточно  подробно регламентирует основания,  место, сроки и порядок постановки  на регистрационный учет налогоплательщиков  в налоговом органе. При этом  регистрационный учет предусматривает :

 

 

государственную регистрацию;

 

 

регистрационный учет.

Государственная регистрация  налогоплательщиков – присвоение регистрационного номера и внесение сведений о налогоплательщике  в Государственный реестр налогоплательщиков Республики Казахстан.

 

Государственная регистрация  налогоплательщиков производится при  первичной постановке их на регистрационный  учет, при этом налогоплательщику  выдается документ о присвоении регистрационного номера, являющегося бланком строгой  отчетности, и вносятся сведения о  нем в Государственный реестр налогоплательщиков Республики Казахстан. В результате регистрации налогоплательщику  присваивается уполномоченным государственным  органом, т.е. Налоговым Комитетом  МФ РК, единый по всей территории Республики Казахстан регистрационный номер  налогоплательщика – РНН с  выдачей ему свидетельства установленного образца. При этом государственной  регистрации в Республике Казахстан  в качестве налогоплательщиков подлежат:

 

 

юридические лица, их структурные  подразделения, в том числе нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан с образованием постоянного  учреждения, - по месту нахождения;

 

 

юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного  учреждения, - по месту осуществления  деятельности;

 

 

индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в форме  совместного предпринимательства, - по месту осуществления деятельности;

 

 

физические лица-резиденты, являющиеся плательщиками налогов  и других обязательных платежей в  бюджет – по месту жительства;

 

 

физические лица нерезиденты, уплачивающие индивидуальный подоходный налог путем авансовых платежей

 

 

нерезиденты, владеющие в  Республике Казахстан объектами  налогообложения, - по местонахождению  и (или) регистрации объектов налогообложения;

 

 

нерезиденты, открывающие  текущие счета в банках-резидентах, не подлежащие государственной регистрации  по основаниям предусмотренным в налоговом Кодексе РК, - по местонахождению банка-резидента.

 

 Наличие налоговых  льгот не освобождает физических  и юридических лиц от прохождения  государственной регистрации. В  зависимости от правового статуса  налогоплательщиков в Налоговом  кодексе дифференцированы сроки  прохождения государственной регистрации.

 

Регистрационный учет – постановка на учет в соответствующем налоговом  органе налогоплательщика, в результате которого фиксируется местонахождение  налогоплательщика, принадлежность ему  объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а  также регистрация текущих изменений  учетных характеристик налогоплательщика.

 

Таким образом, регистрационный  учет налогоплательщиков осуществляется по местонахождению, местожительству  налогоплательщика, по месту осуществления  деятельности, а также по местонахождению  объектов налогообложения.

 

Согласно налоговому Кодексу  РК под местонахождением объектов налогообложения  признается :

 

 

для недвижимого имущества (земли) – место фактического нахождения;

 

 

для транспортных средств  – место государственной регистрации  транспортных средств, а при его  отсутствии такового – местонахождение (местожительство) собственника имущества.

 

 Для регистрации налогоплательщик  подает заявление в установленные  Налоговым Кодексом сроки. Регистрационный  учет производится без изменения  ранее присвоенного РНН. Налоговый  орган осуществляет постановку  на регистрационный учет в  течение двух рабочих дней  с момента получения заявления.

 

 В Налоговом Кодексе установлена обязанность налогоплательщика по указанию своего РНН во всех представляемых налогоплательщиком документах налоговой отчетности расчетах, текущих платежей, декларациях, заявлениях, и т.д.). Вместе с тем налоговый орган также контролирует открытие налогоплательщику (кроме физических лиц-нерезидентов и иностранных банков – корреспондентов) банковских счетов с учетом РНН. При этом банк и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций не должны проводить операции по банковским счетам без проставления РНН в платежных документах, за исключением векселя и платежных документов, на основании которых производятся прием и выдача банком наличных денег с банковских счетов физических лиц-нерезидентов.

 

 Налоговый Кодекс обязывает  банк и организации, осуществляющие  отдельные виды банковских операций, при обработке платежных документов  контролировать правильность указания  РНН в соответствии со структурой  регистрационного номера.

Информация о работе Налоговый контроль