Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:55, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля
7
1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля
7
1.2 Принципы налогового контроля
12
1.3 Формы, виды и методы налогового контроля
15
1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.
24
ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов
27
2.1 Организация контрольной работы налоговых органов
27
2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля
35
2.3 Камеральные проверки
42
2.4 Выездные проверки
46
ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов
54
3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ
54
3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району
57
3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля
66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 699.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

 


 

 

 

 

 

Нижний Новгород.

2006г

Аннотация

 

     Дипломная работа  на тему “Организация контрольной  работы налоговых органов и  пути ее совершенствования”. 

В дипломном проекте – 83 стр., 4 рисунка, 11 таблиц, 47 источников, 9 приложений.

 Объектом исследования  является налоговый контроль  как вид финансового контроля.

    Предмет исследования  – организация контрольной работы  налоговых органов РФ на современном этапе.

   Цель работы - изучение теоретических  основ налогового контроля в  финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной  работы на примере конкретного  налогового органа; определение  направлений совершенствования  налогового контроля в современных условиях.

    В процессе работы  автором произведен сбор и  систематизация данных отчетности  инспекции Федеральной налоговой  службы по Сормовскому району  г. Н, Новгорода, осуществлен  анализ результатов мероприятий  налогового контроля, проводимых инспекцией в течение двух последних лет и на основании данного анализа сделаны соответствующие выводы о проблемах контрольной работы и сформулированы предложения по ее совершенствованию.

   Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля

7

1.1 Понятие, цели и задачи налогового контроля

7

1.2 Принципы налогового контроля

12

1.3 Формы, виды и методы налогового контроля

15

1.4 Поступление администрируемых ФНС России налогов в федеральный бюджет в 2007 г.

24

ГЛАВА 2. Контрольная деятельность налоговых органов

27

2.1 Организация контрольной работы  налоговых органов

27

2.2 Характеристика ИФНС по Сормовскому району как основного субъекта налогового контроля 

35

2.3 Камеральные проверки

42

2.4 Выездные проверки

46

ГЛАВА 3. Оценка практики контрольной работы налоговых органов

54

3.1 Динамика показателей контрольной работы налоговых органов РФ

54

3.2 Анализ результатов контрольной работы ИФНС по Сормовскому району 

57

3.3 Проблемы и пути совершенствования налогового контроля

66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

79

ПРИЛОЖЕНИЯ

83

   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       В  настоящее время бесперебойное  финансирование предусмотренных  бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

     Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин. С переходом к рыночным отношениям создаются новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Кроме этого, имеют место случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

      Намеренное и непреднамеренное  нарушение законодательства о  налогах и сборах приводит  порой к существенному недопоступлению   налоговых платежей в государственный  бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды. В связи с этим перед государством стоит задача обеспечения соблюдения всеми налогоплательщиками налогового законодательства и в конечном счете полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. И решение этой задачи реализуется, прежде всего, посредством функционирования системы органов налогового контроля.

       В современных  условиях создание прочной финансовой  основы существования государства  и общества в целом, успешное  осуществление реформ в сфере  налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашей стране и за рубежом, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля, представляются автору весьма актуальными.

     Цель настоящей дипломной работы – изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.

     Исходя их поставленной  цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:

  • определение роли и места налогового контроля в системе финансового контроля государства;
  • изучение видов, форм и методов налогового контроля;
  • рассмотрение основ организации контрольной работы налоговых органов РФ;
  • оценка эффективности контрольной работы на основе анализа отчетных данных инспекции Федеральной налоговой службы по налогам и сборам Сормовского района г. Н. Новгорода
  • определение основных проблем налогового контроля в РФ и направлений его совершенствования на современном этапе.

     Объектом данного исследования является налоговый контроль как вид финансового контроля.

     Предмет исследования – организация контрольной работы налоговых органов в РФ на современном этапе.

     В процессе работы  автором использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также статистического анализа фактического материала по контрольной работе налоговой инспекции.

     Тема налогового  контроля в достаточной степени  освещена в различных литературных  источниках. Для написания теоретической  главы дипломной работы автором  использовались монографии различных ученых, посвятивших свои научные труды изучению теоретических основ контрольной деятельности: форм, видов, методов контроля, принципов его организации. Это исследования таких ученых, как В. В. Бурцев, С. О. Шохин, В. М. Родионова, и др. для рассмотрения правовых основ организации налогового контроля были использованы работы А. В. Брызгалина, А. Т. Щербинина, Н. А. Гаджиева и др., а также акты законодательства.  

     Для написания практической  части дипломной работы автором  использовались формы отчетности ИФНС по Сормовскому району за 2006-2007

годы, приложения к ним, пояснительные  записки, памятки и иные документы.

     Неоценимую помощь  автору при определении путей  совершенствования контрольной  работы оказали многочисленные  материалы периодических изданий, ресурсы Internet, а также консультации специалистов налоговой инспекции.

 

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • ГЛАВА 1.Теоретические основы налогового контроля

     

    1.1Понятие, цели и задачи налогового контроля

     

     

    Налоговый контроль следует  рассматривать как функциональный элемент и основную форму налогового администрирования. Он имеет все черты, присущие финансовому контролю, и одновременно обладает специфическими чертами, что проявляется в более узкой сфере действия.1

    Налоговый контроль имеет государственный властный характер, он проявляется при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением и уплатой юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения  дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.

    При постоянном росте потребностей государства в финансовых средствах  механизм сбора налогов должен работать бесперебойно. Если этого не происходит, налоговые источники иссякают, и государство вынуждено искать неналоговые поступления, возрастает внешний и внутренний долг государства.

    Налоговая система государства  построена таким образом, что  налогоплательщик определяется не выборочно, а подлежит учету.2 К уплате налогов привлекаются граждане и все хозяйствующие субъекты, среди которых проводится постоянная предупредительная работа, идентифицирование, отслеживаются объекты налогообложения. В ряде стран с развитой налоговой системой проводится идентифицирование потенциальных налогоплательщиков и учет их доходов с момента рождения и до конца жизни.

    Особые отношения, возникающие  по поводу изъятия у налогоплательщиков средств,  имеющие фискальный характер – еще одна особенность налогового контроля. В таких отношениях требуется создание прочной правовой основы. Поэтому важной специфической чертой налогового контроля является то, что все виды налогов, а также права и обязанности субъектов контроля, устанавливаются законодательными и нормативными актами, а функции налогового контроля выполняются только в рамках их регламента. В России, где налоговые законы, как правило, не прямого действия и допускается их толкование исполнительными органами власти, в отношениях с налогоплательщиками возникает множество проблем. В связи с этим важное значение приобретает работа по глубокому изучению нормативных актов субъектами налогового контроля, разъяснению их среди налогоплательщиков.

    Контроль за сборами налогов  предполагает всеобъемлющий учет налогоплательщиков (как фактических, так и потенциальных) объектов налогообложения, отслеживание результатов финансово-хозяйственной деятельности, хозяйственных операций и т. д. В связи с этим без соответствующей разносторонней информации о хозяйствующих субъектах и гражданах государство не получит ожидаемых поступлений в казну. Условием осуществления налогового контроля является информационность, причем активную роль в создании и постоянном совершенствовании информационной системы играют субъекты налогового контроля.

    Особая роль налогового контроля заключается также в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.

    Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

    Предметом налогового контроля, в  первую очередь, является своевременность  и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для начисления и уплаты налогов. С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского (налогового) учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля.

    Субъектами  налогового контроля в РФ являются органы налоговой службы, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел (работа налоговых постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции, паспортно-визовая служба, адресный стол), Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время  является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

    Информация о работе Организация контрольной работы налоговых органов и пути ее совершенствования