Шпаргалка по дисциплине «Налоговый контроль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине «Налоговый контроль» .

Файлы: 1 файл

МУ-НК-лекции-веремеева.doc

— 619.50 Кб (Скачать файл)

         Вопросы к экзамену по дисциплине  «Налоговый контроль» для ФК

 

1  Понятие  и принципы налогового контроля, его место в системе финансового  контроля

2 Задачи  и функции  налогового контроля

3 Формы, виды и методы налогового контроля

           4 Налоговый  кодекс  Республики Беларусь - основа налогового законодательства Республики Беларусь.

5 Государственные  налоговые органы Республики  Беларусь

6 Министерство по налогам и сборам, инспекции министерства по налогам и сборам, их статус, права и обязанности.

7 Основные задачи, стоящие перед налоговыми органами при организации и проведении проверок.

8 Соблюдение профессиональной этики должностными лицами налоговых органов.

9 Обязанности и права должностных лиц налоговых органов при проведении проверок.

10 Особенности деятельности таможенных органов для целей осуществления налогового контроля, их полномочия, обязанности и ответственность.

11 Учет плательщиков как первичная форма налогового контроля.

12 Налоговый учет в системе организации налогового контроля.

13 Виды и формы налоговых проверок.

14 Периодичность проведения налоговых проверок

15 Порядок организации, осуществления и документирования в ходе проверки

16 Методы и приемы, используемые при проведении выездной проверки.

17 Методы документальной проверки, используемые при проведении выездной проверки

18 Методы фактической проверки, используемые при проведении выездной проверки

19 Организация и проведение внеплановых тематических оперативных проверок

20 Порядок проведения выездных проверок

21 Порядок проведения встречных проверок

22 Порядок проведения рейдовых проверок

23 Привлечение к проверке экспертов и специалистов

24 Особенности проверки при ликвидации и реорганизации хозяйствующих субъектов.

25 Проверки обособленных подразделений юридических лиц, лиц, заключивших договор простого товарищества, хозяйственных групп, а также плательщиков, уплачивающих налоги в централизованном порядке.

26 Перечень и содержание документов, оформляемых в результате налоговой проверки

27 Принятие налоговыми органами решений по актам проверок.

28 Порядок обжалования решений налоговых органов.

29 Меры экономической и административной ответственности за нарушение налогового законодательства.

30 Налог на добавленную стоимость и особенности контроля его уплаты.

31 Особенности контроля за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления налога на добавленную стоимость во внешнеэкономической деятельности.

32 Контроль уплаты налога на прибыль организациями на территории Республики Беларусь.

33 Контроль подоходного налога с доходов граждан.

34 Особенности налогового контроля за уплатой налога от доходов, полученных из-за границы и иных источников на территории Республики Беларусь.

35 Налоговый контроль за производством, ввозом и реализацией алкогольной продукции.

36 Особенности организации налогового контроля за субъектами хозяйствования, производящими и реализующими нефтепродукты.

37 Организация налогового контроля организаций, осуществляющих розничную торговлю.

38 Особенности налогового контроля за деятельность индивидуальных предпринимателей.

39 Организация налогового контроля за деятельностью нерезидентов РБ.

40 Налоговый контроль за деятельностью иностранных компаний, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

41 Налог на прибыль иностранных компаний, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

42 Особенности проверки иностранного юридического лица, открывшего на территории Республики Беларусь представительство без права осуществления предпринимательской деятельности.

43 Налог на доходы иностранных компаний, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство - объекты и ставки.

44 Контроль за налогообложением физических лиц - нерезидентов.

45 Порядок проведения налоговых проверок при отсутствии у плательщиков документов бухгалтерского учета и иных документов и сведений, связанных с налогообложением.

46 Методы определения объектов налогообложения при отсутствии документов на основании сведений о проверяемом субъекте и в расчетном порядке.

47 Особенности применения санкций.

48 Проведение проверки в случае выявления у плательщика (иного обязанного лица) неофициальных записей бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля

 

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством на удовлетворение общегосударственных потребностей.  Государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а плательщики желают по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Для надлежащего обеспечения исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, государство создает систему налогового контроля.

Выделяют 4 вида причин уклонения от налогов:

1) моральные. Многие плательщики  считают себя вправе противостоять  налогам, мотивируя это непомерной, по их мнению, тяжестью налогового бремени.

2) политические. К ним следует  отнести тенденции лоббирования  расходов при определении направлений экономической политики.

3) экономические.  Это выгода, получаемая  налогоплательщиком при избежании налогов.

4) технические. Они кроются в  запутанности и сложности национального  налогового законодательства. Техническая сложность налогообложения, расчета налогов позволяют плательщику избежать платежа, не нарушая при этом закона.

Вывод - необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия налогового контроля. Но все авторы сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью:

- обеспечить полноту и своевременность  уплаты налогов и сборов в  бюджет,

- соблюдение налогового законодательства,

- применение мер ответственности  за эти нарушения.

Налоговый контроль – это элемент финансового контроля и часть налогового механизма. Налоговый контроль пронизывает всю экономику, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

Организация налогового контроля базируется на следующих принципах:

 Общеправовые принципы.

1. Принцип законности. Подразумевает  строгое соблюдение предписаний  законодательных актов, т.е. любые действия в рамках налогового контроля должны базироваться на действующем законодательстве.

2. Принцип юридического равенства. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Принцип соблюдения прав человека  и гражданина. Права и свободы  человека, согласно Конституции, являются наивысшей ценностью. Органы и лица, уполномоченные осуществлять налоговый контроль, обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство.

4. Принцип гласности. Означает открытую  и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также получения информации.

5. Принцип ответственности. К лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности.

6. Принцип защиты прав. Контролируемые  субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

Принципы контрольной деятельности

1. Принцип независимости. Контрольные  органы могут выполнять возложенные  задачи объективно и эффективно  только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

2. Принцип планомерности. Любая  контрольная деятельность, должна  быть тщательно подготовлена и распланирована по конкретным временным рамкам.

3. Принцип регулярности (систематичности) контроля. Контрольная деятельность носит цикличных характер и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

4. Принцип объективности и достоверности.  Результаты налогового контроля  предполагают, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии/несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком действий.

5. Принцип документального оформления  результатов контроля. Все обнаруженные факты, действия и события должны фиксироваться в документах установленных видов и форм с обязательным наличием соответствующих реквизитов.

6. Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами.  Контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности.

 Основные направления налогового контроля:

- учет организаций и физических  лиц;

- налоговый контроль за своевременностью  уплаты налогов и сборов;

- налоговый контроль за правильностью  исчисления и полнотой уплаты  сумм налогов и сборов, за надлежащим  учетом доходов, расходов и объектов налогообложения;

- налоговый контроль за законностью  использования налоговых льгот;

- налоговый контроль за своевременностью  и правильностью удержания сумм  налогов налоговыми агентами;

- налоговый контроль за соответствием  крупных расходов физических лиц их доходам;

- налоговый контроль за своевременностью  перечисления налоговых платежей;

- налоговый контроль за правомерностью  возмещения сумм косвенных налогов  из бюджета.

 Налоговый контроль занимает  значительное место в системе  государственного финансового контроля:

1) соблюдается налоговое законодательство;

2) привлекаются финансовые ресурсы  в государственный бюджет. 80-90% бюджетных доходов страны базируется на налоговых поступлениях.

 

2 Задачи и функции  налогового контроля

 

Для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) главнейшей функцией является функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:

- контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;

- контроль за соблюдением иного  законодательства в пределах своей компетенции;

- осуществление контроля за  полнотой и своевременностью  поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;

- выявление, пресечение и предотвращение  правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;

- выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

- принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, начисленных в ходе проверок.

 

3 Формы, виды и методы налогового  контроля

 

Существуют следующие элементы контроля.

1) субъекты налогового контроля. Это

- с одной стороны налогоплательщики - юридические и физические лица, на которых в законодательном порядке возложена обязанность уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Налоговый контроль»