Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине «Налоговый контроль» .
- с другой стороны государственн
2) объект и предмет налогового контроля. Это финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
3) формы, методы и мероприятия налогового контроля (рассмотрены ниже)
4) документы налогового контроля;
5) этапы
и порядок проведения
В зависимости от временного фактора можно выделить 3 формы налогового контроля:
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения.
Цель - предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.
Налоговые органы
Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения.
Цель - исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Он непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты. Он позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.
Последующий контроль осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода.
Цель - проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В случаях установления нарушений - принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.
Выделяют следующие виды налогового контроля
- проверки;
- обследования;
- опрос налогоплательщиков и других лиц;
- анализ.
Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд, т. е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля.
Существует многоуровневая система методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:
- общенаучные методы (анализ, синтез, моделирование, статистический метод и т. д.);
- специальные методы
- методы воздействия на
4 Налоговый кодекс Республики Беларусь - основа налогового законодательства РБ
В большинстве стран налоговые правоотношения регулируются налоговым кодексом.
В Кодексе сведено воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов, сборов, пошлин и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок
Налоговый кодекс РБ включает в себя общую и особенную части.
Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г., № 166-3 введена в действие с 1 января 2004 г. (посл. ред. от 30.12.2011).
Общая часть является базовым разделом и представляет собой правовой фундамент системы налоговых отношений в Республике Беларусь. В ней определены основополагающие категории и элементы налогообложения, а также установлены принципы построения и функционирования налоговой системы.
Общая часть Налогового кодекса регламентировала основной перечень прав и обязанностей таких непосредственных участников налоговых отношений, как плательщики и налоговые органы. Эти перечни взаимоувязаны, т.е. правам, предоставляемым плательщикам, соответствуют обязанности, возложенные на налоговые органы.
Общей частью Налогового кодекса:
- установлены всеобщность и
равенство в вопросах
- закреплено, что установление новых налоговых платежей или отмена уже действующих налогов, сборов (пошлин), а также внесение в них изменений осуществляются одновременно с принятием бюджета на очередной бюджетный (финансовый) год. Тем самым плательщикам предоставляется возможность учитывать изменения налогового законодательства при планировании своей деятельности и при необходимости вносить в нее определенные коррективы.
- регламентирована законодательная процедура установления налогов, сборов (пошлин), их изменения и отмены. Соответствующим образом подразделяют и уровень нормативных правовых актов, корректирующих систему налоговых платежей. В республиканские налоги сборы, пошлины корректировки могут быть внесены только законами о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь; местные налоги и сборы должны изменяться решениями соответствующих местных Советов депутатов.
- определены перечни
- устанавливаются способы
-детально регламентируются
- закреплено, что налоговые органы и должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь, корректно и внимательно относиться ко всем участникам налоговых правоотношений: плательщикам, их представителям, налоговым агентам или иным обязанным лицам.
- установлено понятие "налоговая тайна". Такую тайну будут составлять сведения (за исключением отдельных видов информации, прямо указанных в данном Кодексе), полученные налоговыми, таможенными и иными контролирующими органами о деятельности плательщика и его финансово-экономическом положении. Информация, составляющая налоговую тайну, не может быть разглашена. За ее необоснованное разглашение либо за утрату документов, содержащих такую информацию, виновные должностные лица будут привлекаться к ответственности.
- предоставлено каждому
- плательщики также могут быть привлечены к ответственности за допущенные нарушения требований налогового законодательства и невыполнение возложенных на них обязанностей. Виды налоговых правонарушений, их состав, а также меры ответственности за их совершение не являются предметом регламентации Общей части Налогового кодекса и определены в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г., № 194-3 (посл. редакция от 13.07.2012 г.), объединившей в себе весь спектр санкций к юридическим и физическим лицам за несоблюдение требований налогового законодательства.
Особенная часть НК РБ вступила в силу с 1 января 2010 года (посл. редакция от 04.01.2012) и:
- определяет
порядок применения каждого из
республиканских и местных
- по каждому
налоговому платежу
С вступлением в силу Особенной части НК налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса способствовало либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. Отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.
5
Государственные налоговые
В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные государственные органы, которым предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.
В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:
- Министерство по налогам и сборам РБ и инспекции Министерства по налогом и сборам РБ;
- Государственный таможенный комитет РБ и таможни;
- Государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).
- Комитет государственного контроля РБ и его органы Министерство финансов РБ и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы — при решении вопросов, относимых к их компетенции.
В структуру МНС РБ входят:
1) департамент по надзору и контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья, табачных изделий
2) управления, отделы, а также инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах
6 Министерство по налогам и сборам, инспекции министерства по налогам и сборам, их статус, права и обязанности
Права налоговых органов подробным образом изложены в ст.81 НК, а именно:
1) получать от плательщика или иного обязанного лица необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, а также другую информацию, касающуюся имущества плательщиков или иного обязанного лица
2) вызывать в налоговые органы плательщиков и иных обязанных лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Налоговый контроль»