Шпаргалка по дисциплине «Налоговый контроль»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 20:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине «Налоговый контроль» .

Файлы: 1 файл

МУ-НК-лекции-веремеева.doc

— 619.50 Кб (Скачать файл)

- с другой стороны государственные налоговые органы.

 2) объект и предмет налогового контроля. Это финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

  3) формы, методы и мероприятия  налогового контроля (рассмотрены  ниже)

           4) документы  налогового контроля;

           5) этапы  и порядок проведения налогового  контроля.

В зависимости от временного фактора можно выделить 3 формы налогового контроля:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения.

Цель - предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово-хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей.

 Налоговые органы обеспечивают  полный учет в реестре налогоплательщиков, получающих доходы, а также контроль  за своевременностью их постановки  на учет. Также предварительный  налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения.

Цель - исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Он непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты. Он позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

 Последующий контроль осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода.

Цель - проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В случаях установления нарушений - принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.

Выделяют следующие виды налогового контроля

- проверки;

- обследования;

- опрос налогоплательщиков и  других лиц;

- анализ.

Под методом налогового контроля понимается совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд, т. е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояние объектов и предметов налогового контроля.

Существует многоуровневая система методов налогового контроля, которая включает в себя следующие виды методов:

- общенаучные методы (анализ, синтез, моделирование, статистический метод  и т. д.);

- специальные методы исследования (проверка документов, экономический  анализ, экспертиза, инвентаризация, осмотр предметов, помещений, территорий);

- методы воздействия на проверяемых  лиц в ходе осуществления налогового  контроля (убеждение, поощрение, принуждение и др.).

 

4 Налоговый  кодекс  Республики Беларусь - основа  налогового законодательства РБ

В большинстве стран налоговые правоотношения регулируются налоговым кодексом.

В Кодексе сведено воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов, сборов, пошлин и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок

Налоговый кодекс РБ включает в себя общую и особенную части.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г., № 166-3 введена в действие с 1 января 2004 г. (посл. ред.  от 30.12.2011).

Общая часть является базовым разделом и представляет собой правовой фундамент системы налоговых отношений в Республике Беларусь. В ней определены основополагающие категории и элементы налогообложения, а также установлены принципы построения и функционирования налоговой системы.

Общая часть Налогового кодекса регламентировала основной перечень прав и обязанностей таких непосредственных участников налоговых отношений, как плательщики и налоговые органы. Эти перечни взаимоувязаны, т.е. правам, предоставляемым плательщикам, соответствуют обязанности, возложенные на налоговые органы.

Общей частью Налогового кодекса:

- установлены всеобщность и  равенство в вопросах налогообложения. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым оно признается плательщиком. В то же время ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и законодательными актами о налогообложении, принятыми в соответствии с ними.

- закреплено, что установление  новых налоговых платежей или  отмена уже действующих налогов, сборов (пошлин), а также внесение в них изменений осуществляются одновременно с принятием бюджета на очередной бюджетный (финансовый) год. Тем самым плательщикам предоставляется возможность учитывать изменения налогового законодательства при планировании своей деятельности и при необходимости вносить в нее определенные коррективы.

- регламентирована законодательная процедура установления налогов, сборов (пошлин), их изменения и отмены. Соответствующим образом подразделяют и уровень нормативных правовых актов, корректирующих систему налоговых платежей. В республиканские налоги сборы, пошлины корректировки могут быть внесены только законами о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь либо Президентом Республики Беларусь; местные налоги и сборы должны изменяться решениями соответствующих местных Советов депутатов.

- определены перечни республиканских и местных налогов, сборов (пошлин), а также особых режимов налогообложения. Налоги на прибыль, доходы, добавленную стоимость (НДС), акцизы, подоходный налог с физических лиц являются основными доходными источниками государственного бюджета. Эти налоговые платежи применяются в настоящее время в налоговых системах практически всех государств мира.

- устанавливаются способы обеспечения  исполнения налогового обязательства. Они могут применяться в случаях неуплаты или неполной уплаты в бюджет соответствующих сумм налоговых платежей. Надлежащее и своевременное исполнение налогового обязательства может быть обеспечено залогом имущества плательщика или поручительством за него со стороны третьего лица. Случаи неуплаты или неполной уплаты налоговых платежей влекут за собой начисление пеней плательщику, приостановление операций по его банковским счетам, арест его имущества. Как конечная и наиболее жесткая мера воздействия на недобросовестных плательщиков Общей частью Налогового кодекса регламентируется принудительное исполнение налогового обязательства, т.е. взыскание суммы налога, сбора (пошлины), пени за счет активов плательщиков.

-детально регламентируются вопросы  учета плательщиков и порядок проведения налоговых проверок, включая правила истребования документов и запроса другой информации о деятельности и имуществе плательщиков, привлечения для проведения налоговой проверки специалистов и экспертов, а также доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение плательщика.

- закреплено, что налоговые органы и должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством Республики Беларусь, корректно и внимательно относиться ко всем участникам налоговых правоотношений: плательщикам, их представителям, налоговым агентам или иным обязанным лицам.

- установлено понятие "налоговая тайна". Такую тайну будут составлять сведения (за исключением отдельных видов информации, прямо указанных в данном Кодексе), полученные налоговыми, таможенными и иными контролирующими органами о деятельности плательщика и его финансово-экономическом положении. Информация, составляющая налоговую тайну, не может быть разглашена. За ее необоснованное разглашение либо за утрату документов, содержащих такую информацию, виновные должностные лица будут привлекаться к ответственности.

- предоставлено каждому плательщику  право обжаловать решения налоговых органов, действия их должностных лиц, если он считает, что эти решения или действия приняты или осуществлены с нарушениями налогового или иного законодательства, либо нарушают его права. Жалоба на решения налоговых органов или действия их должностных лиц плательщиком может быть направлена в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в общий или Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

- плательщики также могут быть  привлечены к ответственности за допущенные нарушения требований налогового законодательства и невыполнение возложенных на них обязанностей. Виды налоговых правонарушений, их состав, а также меры ответственности за их совершение не являются предметом регламентации Общей части Налогового кодекса и определены в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 г., № 194-3 (посл. редакция от 13.07.2012 г.), объединившей в себе весь спектр санкций к юридическим и физическим лицам за несоблюдение требований налогового законодательства.

Особенная  часть НК РБ вступила в силу с 1 января 2010 года (посл. редакция от 04.01.2012) и:

- определяет  порядок применения каждого из  республиканских и местных налогов, сборов, а также особых режимов налогообложения.

- по каждому  налоговому платежу устанавливает  состав плательщиков, объект налогообложения, налоговая база, размеры ставок, перечни льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и предоставления деклараций.

С вступлением в силу Особенной части НК налоговая система Беларуси приводится в соответствие с аналогичными системами государств - основных партнеров Беларуси, повышается имидж страны по условиям ведения бизнеса. Принятие Особенной части Налогового кодекса способствовало либерализации условий хозяйственной деятельности, совершенствованию налогового законодательства, упрощению налоговой системы в Беларуси. Отменены 17 малоэффективных, а также оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, объединены платежи, имеющие сходные налоговые базы.

 

5 Государственные налоговые органы  Республики Беларусь

 

В настоящее время налоговый контроль от имени государства осуществляют специализированные государственные органы, которым предоставлены полномочия по проведению мероприятий налогового контроля в отношении организаций и физических лиц.

В соответствии со статьей 4 Налогового кодекса Республики Беларусь в число участников налоговых отношений включаются:

- Министерство по налогам  и сборам РБ и инспекции  Министерства по налогом и  сборам РБ;

- Государственный таможенный  комитет РБ и таможни;

- Государственные органы республиканского управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин).

- Комитет государственного  контроля РБ и его органы  Министерство финансов РБ и  местные финансовые органы, иные  уполномоченные органы — при  решении вопросов, относимых к их компетенции.

В структуру МНС РБ входят:

1) департамент по надзору и контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья, табачных изделий

2) управления, отделы, а также инспекции МНС по областям и г.Минску, районам, городам, районам в городах

 

6 Министерство по налогам и сборам, инспекции министерства по налогам и сборам, их статус, права и обязанности

 

Права налоговых органов подробным образом изложены в ст.81 НК, а именно:

1) получать от плательщика или иного обязанного лица необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, а также другую информацию, касающуюся имущества плательщиков или иного обязанного лица

2) вызывать в налоговые органы плательщиков и иных обязанных лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине «Налоговый контроль»